СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: значение пищи и ее состав

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: значение пищи и ее состав»

Конспект урока.

Тема: Значение пищи и ее состав.

Цель: рассказать о значении пищи для организма и изучить ее состав.

Задачи:

1.Образовательные: рассмотреть роль питательных веществ в обеспечении жизнедеятельности организма, сформировать представление о значении питания в жизни человека.

2.Развивающие: развитие понятий «питание», «пища», «питательные вещества», «пищеварение»; развитие умений проводить исследование, обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.

3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, воспитания ответственности, и бережного отношения к своему организму, здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий), практические (эксперимент в форме лабораторной работы).

Оборудование: пробирки, штатив, пипетка, ступка с пестиком, картофель, отварной рис, яблоко, кетчуп, спиртовой раствор йода, дистиллированная вода, крахмал; семена пшеницы и подсолнечника, пробирка, держатель, спиртовка, спички, ступка с пестиком, фильтровальная бумага, мука, марля, раствор йода, стакан с водой.


Личностные результаты: становление устойчивого познавательного интереса, оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья, осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости.

Метапредметные результаты: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей; преобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст);организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные результаты: знать о продуктах питания и их составе; выделять существенные признаки питательных веществ; уметь проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания.

1. Работа по дидактическим карточкам.

2. Работа у доски:

1) Установите соответствие

Орган Функция

а) слизистая оболочка 1) не пропускает пищу в гортань

б) альвеолы 2) не дают трахее сужаться

в) трахея 3) очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает микробов и согревает

г) надгортанник 4) поверхностный слой воздухоносных путей

д) гортань 5) покрывает стенку грудной полости изнутри

е) плевра 6) внутри содержит голосовые связки

ж) хрящевые полукольца 7) самая длинная часть воздухоносного пути

з) носовая полость 8)место газообмена между легкими и кровью


2) Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сокращение дыхательных мышц

2) рецепторы гортани

3) центр продолговатого мозга

4) чувствительный нейрон

5) исполнительный нейрон







3) Установите соответствие

Орган Функция

а) слизистая оболочка 1) не пропускает пищу в гортань

б) альвеолы 2) не дают трахее сужаться

в) трахея 3) очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает микробов и согревает

г) надгортанник 4) поверхностный слой воздухоносных путей

д) гортань 5) покрывает стенку грудной полости изнутри

е) плевра 6) внутри содержит голосовые связки

ж) хрящевые полукольца 7) самая длинная часть воздухоносного пути

з) носовая полость 8)место газообмена между легкими и кровью

3. Биологический диктант:

1.Орган, в который воздух при вдохе попадает из гортани, называется

1) носовая полость

2) лёгкое

3) бронх

4) трахея

2. Дыхательный центр у человека расположен в

1) лёгких

2) продолговатом мозге

3) мозжечке

4) межрёберных мышцах

3. Из альвеол, оплетённых капиллярной сетью, состоят

1) бронхи

2) лёгкие

3) печень

4) почки

4. В грудной полости у человека располагается

1) желудок

2) печень

3) трахея

4) поджелудочная железа

5. Главная роль дыхательной системы в организме-

1) перенос кровью кислорода;

2) перенос кровью углекислого газа;

3) снабжение крови кислородом и удаление из нее углекислого газа;

4) снабжение крови углекислым газом.


III. Целеполагание

Организм человека, как и других существ, состоит из разнообразных

органических и неорганических (минеральных) веществ. Они поступают в организм, перерабатываются им и используются для восстановления утраченных тканей и создания новых. При этом некоторая часть поступивших органических веществ подвергается биологическому окислению. Вырабатываемая при этом энергия обеспечивает работу органов: сокращение мышц, деятельность сердца, легких, почек, нервной системы. Вот почему ее называют источником строительного материала и энергии.

О чем же пойдет речь на уроке?

Итак, речь сегодня на уроке пойдет о значении пищи и ее составе.


IV. Изучение нового материала

1. Значение пищи

Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержки жизни. Каждая клетка организма постоянно обновляется за счет питательных веществ, приносимых кровью. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности. Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

2. Состав пищи

Человек питается разнообразной пищей. Она может быть растительной

и животной. В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, вода

и минеральные соли. Все это питательные вещества.

Белки — это вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека.

Углеводы. К ним относятся сахар и крахмал. Особенно полезен фруктовый сахар, так как он легко усваивается организмом.

Жиры также служат строительным материалом для тела. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению под кожей и вокруг внутренних органов, что очень вредно.


Продукты бывают растительного и животного происхождения.

Продукты животного происхождения богаты белками и жирами. Это мясо и мясные продукты, молоко, сыр, сливочное масло и сметана.

Продукты растительного происхождения содержат большое количество углеводов. Также они содержат от 8 до 23 процентов белков. К этому виду относятся все продукты, которые произошли от растений. Это фрукты, овощи, ягоды, зерновые, орехи и травы. Овощи, фрукты и ягоды и соки из них являются источниками биологически активных веществ – витаминов, ферментов и микроэлементов.

Для сохранения и укрепления здоровья организму человека необходимы витамины. Они, как правило, не вырабатываются в самом организме, но очень важны для его нормальной жизнедеятельности. Витамины участвуют в процессе усвоения других пищевых веществ, способствующих повышению сопротивляемости организма различным вредным воздействиям окружающей среды, повышают трудоспособность.

Витамины обозначают латинскими буквами A, B, C, D, E. Много витаминов содержится в фруктах и овощах, печени и мясе.

Для организма человека также очень важна вода. Она составляет 2/3 нашего организма и является главным компонентом каждой клетки. В среднем человек потребляет в сутки около 2 – 2, 5 литров воды (это 10 – 12 стаканов). Она поступает в наш организм в виде напитков, вместе с пищей и небольшая часть образуется в самом организме. Потеря воды, равная 10 % массы тела, сопровождается повышением температуры тела, ослаблением зрения и слуха, нарушением кровообращения. Человек должен правильно пить воду, так как её недостаток или избыток негативно влияют на работу почек и сердца.

Минеральные соли поступают в организм вместе с пищей и водой. Они содержатся во всех натуральных продуктах (фруктах, овощах, мясе, хлебе, яйцах и крупах). Например, железо входит в состав крови, кальций придаёт прочность костям и зубам, йод – компонент гормонов щитовидной железы. Из различных минеральных солей человек чаще всего добавляет в пищу поваренную соль, или хлорид натрия. Суточная норма поваренной соли не должна превышать 10 грамм.







Заполнить таблицу, по ходу изучения материала.

Питательные вещества

Продукты с их содержанием

Белки

Богаты

белком мясо, птица, рыба, яйца, молоко, горох, орехи

Жиры

Жиры содержатся в яйцах,

молоке и других продуктах животного происхождения

Углеводы

В пище человека чаще всего встречаются углеводы: крахмал

и сахар. Крахмалом богаты различные крупы, мука, картофель. Сахар содержится в моркови, сахарной свёкле

Вода

Водой богаты фрукты, овощи, молоко

Минеральные соли

Все натуральные продукты (фрукты, овощи, мясо, хлеб, яйца, крупы) содержат минеральные соли

Витамины

Богаты фрукты и овощи, печень, рыбий жир, мясо


Для того, чтобы питательные вещества были усвоены, необходимо расщепление их на основные части, из которых, как из строительных белков, образуются новые органические соединения, специфичные для организма человека.

Пищеварение – это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части.


Превращение пищевых веществ в ходе пластического обмена (таблицу записать по ходу объяснения)

В организм человека поступают

В пищеварительном канале распадаются и всасываются в кровь и лимфу

В клетке человека создаются

Пищевые белки

Аминокислоты

Собственные белки человека

Пищевые жиры

Глицерин и жирные кислоты

Собственные жиры человека

Сложные пищевые углеводы (крахмал и др.)

Глюкоза и простые сахара

Собственные углеводы человека

С пищей мы получаем энергию для жизни и материал для построения клеток организма. Много энергии наш организм получает с углеводами. Крахмал является наиболее распространённым углеводом в рационе человека и содержится во многих продуктах питания. Прежде всего, он нужен для идеальной работы желудка, как взрослого человека, так и ребенка. Когда крахмал попадает в организм, он превращается в глюкозу, которая позволяет быстрее и эффективнее работать в клетках кишечника, обеспечивая надежную защиту для него из пленки. Вследствие чего расстройства пищеварительной системы снижаются, тем самым укрепляется пищеварительная система. 


Выполнение лабораторной работы «Химический состав семян»

Тема: Химический состав семян

Цель: выявить, какие органические вещества входят в состав семян.

Объект исследования: органические вещества в составе семян

Оборудование: семена пшеницы и подсолнечника, пробирка, держатель, спиртовка, спички, ступка с пестиком, фильтровальная бумага, мука, марля, раствор йода, стакан с водой.

Порядок работы:

1.Поместить в ступку фильтровальную бумагу и пестиком раздавить несколько очищенных семян подсолнечника. Показать учащимся следы масляных пятен, которые остались на бумаге.

2.Поместить в пробирку семена пшеницы и начать нагревать над пламенем спиртовки. При продолжительном нагревании появляется желтоватый дым и запах (это признак сгорания органических веществ), а стенки пробирки покрываются капельками жира.

3.Муку поместить в марлю и завязать в форме мешочка. Опустить мешочек в стакан с водой и слегка поболтать им. Вынуть мешочек и развернуть: там наблюдается клейкое вещество – клейковина (белок). В стакан капнуть раствор йода, появляется фиолетовое окрашивание, значит, в воде находится крахмал (углевод).

Форма отчетности.

1. По каким признакам можно понять, что сгорают органические вещества?

2. Как обнаружить в семени крахмал?


Выполнение лабораторной работы «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

Тема: Обнаружение крахмала в продуктах питания

Цель: определить, в каких продуктах присутствует крахмал.

Объект исследования: крахмал в продуктах питания

Оборудование: пробирки, штатив, пипетка, ступка с пестиком, картофель, отварной рис, яблоко, кетчуп, спиртовой раствор йода, дистиллированная вода, крахмал.

Порядок работы.

1. Исследуемые твердые продукты по отдельности растереть до кашицеобразного состояния в ступе.

2. В пронумерованные пробирки поместить по 1 грамму растертых продуктов, добавить по 2 мл дистиллированной воды и тщательно перемешать.

3. В пробирки добавить по 1 – 2 капли раствора йода. При положительной реакции на йод появляется ярко-синее окрашивание.


Форма отчетности.

Вариант

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Картофель + йод




Отварной рис + йод



Яблоко + йод



Кетчуп + йод




V. Закрепление

1. Какое значение для организма человека несут в себе питательные вещества?

2. В каких продуктах содержаться минеральные соли?

3. Почему для организма человека необходимо потребление как продуктов растительного, так и животного происхождения?

VI. Домашнее задание:

§29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!