СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Жизнь египетского вельможи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: дать представление о жизни и быте египетских вельмож;

формировать умение анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задачи: Обучающие:

  • ознакомить учащихся с жизнью египетского вельможи.

Развивающие:

  • способствовать формированию умений анализировать исторический материал по средством работы с историческими документами;
  • способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, сопоставлять с современными морально-нравственными реалиями в рамках социального неравенства.

Воспитательные:

способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Жизнь египетского вельможи"»

Тема урока: Жизнь египетского вельможи

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология урока: Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Цели урока: дать представление о жизни и быте египетских вельмож;

формировать умение анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задачи: Обучающие:

  • ознакомить учащихся с жизнью египетского вельможи.

Развивающие:

  • способствовать формированию умений анализировать исторический материал по средством работы с историческими документами;

  • способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, сопоставлять с современными морально-нравственными реалиями в рамках социального неравенства.

Воспитательные:

способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира


Планируемые образовательные результаты.

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности жизни и быта египетских вельмож; расширять опыт оценочной деятельности; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные термины, понятия: гробница, фараон, вельможа, писцы, войны.

Оборудование: Учебник А.А.Вигасина Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: -М. «Просвещение», 2014; мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентация на Microsoft Office PowerPoint 2007, дидактический материал.

План урока:

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Ход урока

I Организационный момент (1 минута)

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе.

Ученики приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древний Египет» (3 минуты).

Учитель : - Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучаем?

Ученики дают ответ: (Древний Египет)

Учитель : - Что вы узнали о Древнем Египте на прошлых уроках?

Ответы детей:

  • географическое положение; природные условия;

  • образование государства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном;

  • как жили и работали земледельцы и ремесленники

Сопутствующие вопросы:

-Что такое государство?

-Кто такой фараон?

Ответы дети дают в устной форме.

Тест.(3 минуты)



Тест.

1) Где находится Египет?

а)в северо-восточной части Африки

б)в центральной Азии

в)в центральной Африке

2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.

а)рельеф

б)оазис

в)шадуф

3) Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а)папирус

б)древесину

в)хлеб

4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а)объединение Южного и Северного царств

б)союз богов неба и земли

в)царство мертвых и царство живых

5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а)из шкур животных

б)из пальмовых листьев

в)из тростника

6) Как называлась первая столица египетского государства?

а)Мемфис

б)Фивы

в)Атон

Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.


III. Мотивационно целевой этап.( 5 минут)

Учитель: - Вы неплохо поработали и уже кое – что знаете о Египте. Но многое еще только предстоит узнать. (На доске записаны слова: фараон, вельможа, писцы, воины, ремесленники, крестьяне.)

Учитель: - Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова?

Ученики дают ответ: - Все они обозначают жителей Египта.

Учитель: - О ком бы вам хотелось узнать подробнее?

Ученики: - О вельможах!

Учитель: - Итак, сегодня мы побываем в гостях у египетских вельмож. Хотели бы вы быть вельможами?

Ученики обозначают свою позицию.

Учитель: - Благодарю за правдивые ответы, давайте вернемся к этому вопросу в конце нашего урока.

Хотели бы вы побывать в гостях у египетского вельможи, узнать, как он живет?

Тогда сейчас мы оправимся в гости к египетскому вельможе. Все готовы? Какие задачи мы поставили перед собой?

  • Узнать, как жил египетский вельможа

  • Какую службу он выполнял


Тема урока: «Жизнь египетского вельможи».

Учитель показывает видео фрагмент.

План урока:

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Проблемный вопрос: Почему в египетском обществе существовало такое почитание и обожествление египетских вельмож?

Но прежде отдохнем.

IV. Физкультурная минутка (2 минуты)

Проведение физкультминутки.

Выполняют упражнения.

V. Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

Объяснение нового материала

Учитель: Еще при жизни для вельможи строили каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами.

Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня может ожить. Поэтому вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде и даже лучше.

Учитель: - Ребята, скажите, пожалуйста, из каких источников ученые-египтологи берут информацию о жизни вельмож?

Ответы ребят: - Это могут быть и найденные во время раскопок артефакты, исторические документы, рисунки, и, конечно же, гробницы.

Учитель: - Правильно!

Учитель: - Сейчас работать будем в парах. У вас на партах лежит текст с пропущенными словами. Используя §8, п.1,2 учебника, вам необходимо вставить пропущенные слова в текст. Также вы можете воспользоваться словами для справок, расположенных под текстом. На выполнение работы 5 минут. Работа с дидактическим материалом

(Приложение №1)

Ребята проводят поиск необходимой информации в учебнике.

Учитель: - Ребята, время закончилось, давайте прочтем текст, который у нас получился.

Зачитывают полученный текст.

Учитель: - Молодцы!

Итак, как же жили вельможи?

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Учитель: - Вельможа жил в большом и красивом доме. Посмотрите на картинку в учебнике стр. 41«Древнеегипетская деревянная статуя вельможи», а на соседней странице нам представлена «Усадьба вельможи. Рисунок нашего времени». Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию и опишем дом вельможи.

Ответ ученика - вельможа жил в большом и красивом доме, дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд, где хозяин мог отдыхать, наслаждаясь прохладой. В комнатах - удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей и вазы.

Учитель: - Верно!

Учитель: - Слуги готовы выполнить все распоряжения вельможи. Ему даже не нужно было ходить пешком, рабы носили его на специальном кресле. В гробницу ставили и маленькие фигурки работников (стр. 40), египтяне верили, что они оживут, и будут работать в « стране мертвых» на своего господина.

Служба вельмож

Учитель: - В надписях на стенах гробницы вельможи рассказывали о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны. Они надеялись, что в «стране мертвых» сохранят свое высокое положение и будут жить счастливо. Фараон давал вельможам различные поручения:

Учитель: - Как вы думаете, ребята, почему же у вельмож были такие богатые дома, почему к ним почтительно относились?

Учитель: -А теперь мы с вами должны узнать, какую же работу мог выполнять вельможа. Для выполнения задания вам необходимо прочитать §8, п.3,4 учебника (5 минут)

Проводят поиск необходимой информации в учебнике.

Ответ ученика: - Они выполняли различные поручения:

  • распоряжаться работами в царских каменоломнях

  • вершить суд и расправу в тайном заговоре против фараона

  • следить за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона

  • возглавляли военный поход.

Учитель: - Какой вывод можно сделать о службе вельможи?

Ответы учеников: - (не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона, но и вельможи считались слугами фараона)

Учитель: - Решите творческую задачу:

- Вернулся с войны военачальник фараона - богатый и знатный. Но войдя во дворец, чтобы доложить о своем походе, он не смеет даже стоять в присутствии царя, падает к его ногам и лежит до тех пор, пока фараон не разрешит ему подняться.

Учитель: - О чем свидетельствует этот факт? Почему даже знатные люди трепетали перед фараоном?

Вельможа во дворце фараона.

Учитель: - Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет им встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».

Учитель: - Все почести, которыми фараон одаривал вельможу, приказывал перечислить в надписи на стенах гробницы. В знак особой милости вельможу могли назначить «носителем царских сандалий», например. Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом, а самого его приказать побить палками.

VI. Рефлексия (итог урока). (3 минуты)

Учитель: - Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим.

Закрепление Игра “Да” или “Нет”

Учитель: Я утверждаю, что…

Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Вельможа не работал. (Нет.)

Вельможа носил много украшений. (Да.)

Фараон считал вельмож своими слугами. (Да)

Учитель: - Итак, мы с вами узнали как жил египетский вельможа. Таким образом, мы доказали, что вельможа жил лучше, чем земледельцы и ремесленники, но должен был выполнять все поручения фараона. Решили мы те задачи, которые ставили перед собой: узнали, как жил вельможа, какую службу он нес. Не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

VII. Домашнее задание. (1 минута)

Учитель: - Заполнить сравнительную таблицу жизни земледельцев, ремесленников и вельмож, используя §7,8. (Приложение 2). §7,8-пересказ

Индивидуальное задание: подготовить пересказ текста «Приключения Синухета».

VIII. Выставление отметок. (1 минута)

Выставление отметок учащимся с учетом результатов графического диктанта.




















Приложение №1

Текст

Для вельможи еще при его жизни строили ……………………………………………………, стены которой украшали …………….……………………………………………………………… Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …………………………… приказывал изобразить в ………………………………. себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.

У …………………………. Был красивый дом. Рядом с домом росли ………………………………………………………………….., был …………………………………….. Одежда вельможи ………………………………………………………………………………. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений. ……………………………………………………… На столах вельможи была вкусная еда …………………………………………………………………………………………………….. Развлекали вельможу ……………………………………………………………………………. Носили вельможу в …………………. ………………………………………………………………………

Слова для справок

Вельможа; специальном кресле с навесом; каменную гробницу; гробнице; мясо, хлеб, печенье, фрукты, сладости, пиво; надписями, рисунками; пруд; вельможи; фруктовые деревья, цветы; из тонких льняных тканей; золотые браслеты, кольца, ожерелья; музыканты, красивые танцовщицы





Приложение №2


Домашнее задание: используя §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:


Вопросы для сравнения

Земледельцы

Ремесленники

Вельможи

В каких домах жили




Чем питались




Как одевались




Чем занимались




Как относился фараон


















Самоанализ урока истории в 5 классе.


Урок проходил в 5а классе, в классе 30 человек, на уроке присутствовало учащихся.

Тема урока: «Жизнь египетского вельможи» .

Данный урок является третьим по теме «Древний Египет», в то же время он тесно связан с предыдущей темой «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте», так как показывает одно из главных занятий вельмож. Поэтому неслучайно выбран тип урока – урок открытия новых знаний.

Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой фактический материал. Межпредметные связи: география, ИЗО, археология, литература «Древнеегипетская повесть о Синухете».

Урок дан в 5а классе, учащиеся которого имеют средние учебные возможности. При планировании урока была сделана опора на диагностику общеучебных специальных умений, которая выявила недостаточную развитость у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать исторические явления. В связи с этим при определении развивающих целей была сделана ставка именно на эти умения.

Цели урока:

Обучающие: способствовать пониманию общих условий, в которых проживали вельможи.

Развивающие: продолжить работу над развитием у учащихся умений устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать явления и факты, самостоятельно добывать знания;

совершенствовать приемы использования различных источников информации; развивать внимание, конструктивное мышление.

Воспитывающие: формировать у учащихся стремления расширять свой кругозор, заложить основы гражданской позиции к данному явлению.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультемедийная демонстрация, анализ, синтез, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа, работа с текстом, фронтальная беседа.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

На уроке использовалась интерактивная доска, на которой был представлен наглядный материал по теме.

Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.

Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоял из 8 этапов, логически связанных между собой:

  1. Организационного.

  2. Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в таблице, анализ, сравнение, обобщение.

  5. На этапе проверки понимания учащимися нового материала использовался приём работы с дидактическим материалом.

  6. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся.

  7. Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися.

  8. Выставление оценок.

Структурно урок выдержан.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Этапы урока были логично связаны друг с другом.

При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и

компетентностно-ориентированный подходы в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.

Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультминутки.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!