Конспект урока "Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817–1864 годов"
Класс:9
Место и роль урока в изучаемой теме: одна из центральных тем раздела «Россия в первой половине XIX века», раскрывает основные аспекты внешней политики.
Цель урока Сформировать представление об основных событиях внешней политики России во второй четверти XIX века на южном направлении.
Задачи урока Образовательные- обеспечить условия для усвоения учащимися основных событий внешней политики на указанном направлении
Развивающие – развитие речевых способностей,развивать умение работать с картой, поиска информации, а также продолжать формирование умений работать с текстом
Воспитательные - воспитывать понимание важности изучаемой эпохи в контексте исторического прошлого и недавних событий российской истории на кавказском направлении
Планируемые результаты Личностные: умение работать с текстом, картой и тестовыми заданиями; навыки поиска информации
Метапредметные: владеть способами деятельности в группе; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера; умение вести контроль и самоконтроль; анализировать и обобщать полученные знания.
Предметные: знают основные события и понятия по изучаемой теме; владеют навыками работы с атласом, картой и текстом.
Тип урока: комбинированный урок
Технологии и методы ИКТ, частично - поисковый, наглядный, словестный
Основные понятия и термины :Джихад, мюридизм, имамат, священная война (газават)
Оборудование: доска, компьютер
«Джихад» дословно переводится с арабского как «усилие». В широком смысле –это усердие, которое должен проявлять мусульманин на пути Аллаха. Это усилие может проявляться в работе, учёбе, помощи близким, в борьбе с социальной несправедливостью. Так, существует «джихад познаний» (изучение наук и эрудиция), «джихад руки» (защита от агрессии), «джихад сердца» (борьба с собственными пороками). Есть и «джихад меча». Это газават – «священная война» против неверных, военные походы для распространения ислама.
Далее вы узнаете о войне России с горскими народами Кавказа, которая и проходила под девизом газавата.
Вопросы занятия будут следующими: Кавказская война. Россия и Западная Европа. Восточный вопрос. Русско-иранская война 1826–1828 годов.
В первой трети XIX века в состав России постепенно вошёл обширный регион между Чёрным и Каспийским морями – Кавказ. Северо-восточную часть Кавказского хребта населяли племена горцев, среди которых были черкесы, чеченцы, лезгины, ингуши, аварцы.
Жители Северного Кавказа отличались воинственностью, сплочённостью племён и преданностью своим вождям. Поскольку в гористой местности было сложно заниматься земледелием, то основным занятием мужского населения были набеги на соседние территории. Они играли важную роль в образе жизни горских народов.
Постоянно горским набегам подвергались и грузинские земли, вошедшие в состав России. Поэтому возникла необходимость в защите новых территорий. Однако в гористой местности сложно было обеспечить оборону и проводить ответные действия против горцев. Поэтому их набеги зачастую были успешными.
Назначенный в 1816 году главнокомандующим отдельным Грузинским корпусом генерал Алексей Петрович Ермолов предпринял ряд мер для установления спокойствия в регионе. Так, им были построены крепости Грозная, Внезапная, Бурная.
Памятник Ермолову в Грозном
Также он предложил переселять местное население с гор на равнины. А племенам, которые переходили на российскую сторону, предоставлялись льготы.
Кроме этого, отряды Ермолова совершали карательные экспедиции против горцев. Это вызывало ожесточённое сопротивление со стороны местного населения. Подобные боевые действия длились с переменным успехом в течение нескольких лет. Однако к 1820-м годам отдельные горские племена Северного Кавказа объединились на основе единого религиозного учения – мюридизма.
Его сторонники назывались мюридами. Они строго соблюдали законы шариата, их нарушение влекло за собой суровые наказания. Воины-мюриды беспрекословно подчинялись своим вождям. Они путешествовали по аулам и призывали мусульман к газавату – священной войне против немусульман, которых они называли «неверными».
Приверженцы этого учения считали честью погибнуть в такой войне: «Убитый в войне против неверных есть живой, и будет он жить в раю, а кто будет бежать — тот есть ничтожный человек, и будущая его жизнь есть ад».
К концу 1829 года мюридизм уже был широко распространён среди народов Северо-Восточного Кавказа. Этому способствовало желание горцев свергнуть российскую власть на их землях.
В 1834 году горские племена Северо-Восточного Кавказа возглавил духовный лидер имам Шамиль. Ему удалось создать там государство – имамат. Он собрал большое войско численностью до сорока тысяч человек.
В это время мюридизм достиг особого размаха. В имамате Шамиля была установлена строгая дисциплина, чёткая иерархия, жёсткие наказания за проступки. Всё это приносило успех армии Шамиля в борьбе с русскими войсками в 1840-х годах. Так, например, в 1842 году имаму удалось разбить русских в ходе Ичкеринского сражения.
Однако постепенно имамат слабел, а положение Шамиля ухудшалось. Многие горцы были недовольны его суровой политикой. Частыми стали случаи неповиновения ему. В Северном Дагестане начались волнения, с которыми он не смог справиться.
Назначенный в 1856 году главнокомандующим Отдельного Кавказского корпуса князь Александр Иванович Барятинский воспользовался моментом и начал наступление.
Следует отметить, что за время войны Кавказская армия набралась опыта ведения боевых действий в гористой местности. Постепенно она начала разбивать ослабевшие отряды Шамиля.
В 1859 году Барятинским была проведена военная операция по блокаде и штурму горного селения Гуниб, в котором располагалась последняя ставка имама. После взятия этого аула русскими войсками Шамиль сдался в плен, а после был сослан в Калугу. Пленение Шамиля нанесло решающий удар по мюридизму.
Организованное сопротивление на Северо-Восточном Кавказе прекратилось.
Но только в 1864 году русским удалось окончательно покорить горские народы, завершив наконец Кавказскую войну. Это произошло уже при императоре Александре II. В результате территория северо-восточного склона Кавказского хребта вошла в состав Российской империи.
Новая власть привнесла на земли горцев просвещение, здравоохранение, прогрессивную русскую культуру. Вскоре здесь было начато и промышленное производство.
Во время правления Николая I Российская империя продолжала играть одну из главных ролей и в европейском направлении. Будучи главой Священного союза, российский император продолжал защищать порядки, которые были установлены на Венском конгрессе.
Внешнеполитический курс России в Европе был задан министром иностранных дел Карлом Васильевичем Нессельроде. Как и Николай I, он считал необходимой борьбу с «революционной заразой» на Западе. Так, с помощью российской армии под командованием Ивана Фёдоровича Паскевича было подавлено восстание в Австро-Венгрии. Тем самым правящий режим Габсбургов был спасён. За свои антиреволюционные действия он получил прозвище «укротитель революций», а также «жандарм Европы».
Когда вспыхнули революции во Франции и Бельгии, Николай I также призывал европейских монархов совместными усилиями прекратить волнения. Но активное вмешательство России в европейские дела беспокоило другие великие державы. Укрепление российских позиций на Западе угрожало их авторитету и могуществу. Отношения Европы и России разладились. Такое положение дел в конечном итоге привело к Крымской войне.
Не менее важное место в российском внешнеполитическом курсе занимал так называемый «восточный вопрос». Он был связан с борьбой балканских народов за освобождение от османского ига. Поскольку православное население Османской империи (греки, сербы, черногорцы, болгары и другие народы) было полностью бесправным, на Балканском полуострове набирало силу национально-освободительное движение.
Во время правления Александра I Россия вынуждена была придерживаться принципов Священного союза и не могла официально поддержать освободительную борьбу на Балканах. Однако уже Николай I изменил ситуацию. Он стремился расширить здесь своё влияние.
Так, в 1827 году Россия, Франция и Англия оказали помощь греческому освободительному движению. В сражении в Наваринской бухте объединённый англо-франко-русский флот разгромил османский.
В ответ на это Турция объявила войну России. Боевые действия русско-турецкой войны 1828–1829 годов проходили на Балканском полуострове и на Кавказе. В течение трёх месяцев русским войскам на Кавказе под командованием Ивана Паскевича удалось занять крепости Карс, Баязет, Ахалцихи, Эрзурум, а также Анапу, Сухум-Кале (Сухуми) и Поти.
На Балканах русские войска возглавил Иван Дибич. Его армия подошла к стенам Константинополя. Это вынудило турок начать переговоры.
Их результатом стал Адрианопольский мирный договор. Он был подписан 2 сентября 1829 года. По его условиям Россия получила устье Дуная, всё кавказское побережье Чёрного моря, крепости Ахалцихи и Ахалкалаки с прилегающими районами. Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись открытыми для прохода торговых судов всех стран. Обеспечивались автономные права Сербии, Греции, Молдавского и Валашского княжеств. Адрианопольский мир значительно укрепил позиции России на Балканах. А Турция фактически попала в дипломатическую зависимость от неё. Кроме этого, к 1830 году Османская империя оказалась на грани развала: Греция получила независимость, Франция захватила турецкий Алжир.
А в 1831 году против турецкого султана выступил его бывший вассал, египетский паша Мухаммед Али. К 1832 году его войска вплотную подошли к Константинополю. Отказ европейских держав помогать Османской империи и неизбежность потери столицы вынудила султана Махмуда II принять военную помощь России.
В 1833 году корпус русских войск высадился на берега Босфора и предотвратил захват Константинополя, а вместе с ним и распад Османской империи.
После этих событий турецкий султан был вынужден подписать с Россией дружественный Ункяр-Искелесийский договор 1833 года. По условиям этого договора российский император стал гарантом целостности Османской империи.
В ответ Россия получала право контролировать Чёрное море, т. е. свободно проходить через Босфор и Дарданеллы. При этом для других государств с этого времени проход через проливы был закрыт. Такое положение дел не устраивало европейские державы. Вследствие их интриг Османская империя отменила Ункяр-Искелесийский договор.
В итоге в 1841 году была подписана не выгодная для России Лондонская конвенция. Согласно этому договору, проливы Босфор и Дарданеллы закрывались для любых военных судов, включая российские; а гарантами безопасности Османской империи теперь стали все ведущие европейские государства, а не только Россия.
Основным противником России на Востоке была Англия. Оба государства стремились усилить своё влияние не только в Турции, но также в Иране и Средней Азии. Поэтому, когда персидский шах решил развязать войну против России, английский король Георг IV активно поддержал его в этом.
Фетх Али-шах хотел вернуть Ирану земли, утраченные по Гюлистанскому договору 1813 года. Англия помогла ему собрать большую армию, которая численно превосходила российские силы в Закавказье.
В июле 1826 года иранская армия вторглась в Российскую империю. Нападение Ирана стало неожиданностью для главнокомандующего русскими войсками на Кавказе генерала Ермолова. Поэтому в начале боевых действий успех был на стороне Ирана. Персидские войска сумели захватить южную часть Закавказья и двинулись в Восточную Грузию.
Однако уже в октябре 1826 года русская армия генерала Ермолова полностью освободила захваченные противником территории и перенесла войну на территорию Ирана. Дальнейшие военные неудачи заставили Иран заключить мир на предложенных Россией условиях.
Согласно условиям заключённого в 1828 году Туркманчайского мирного договора, к России отошла территория Восточной Армении, которая включала в себя Ереванское и Нахичеванское ханства. За Россией признавалось исключительное право иметь военный флот на Каспийском море. Иран обязался выплатить России 20 миллионов рублей серебром в качестве контрибуции. Русские купцы получили право свободно торговать на территории Ирана. Такие итоги войны наносили сильный удар по английским позициям в Закавказье.
Поэтому Англия предпринимала попытки ослабить влияние России в этом регионе. Так, во время войны 1817– 1864 годов в поддержку кавказским горцам посылались английские военные инструкторы и оружие. Кроме этого, попытки добиться преимущества при ведении торговли в странах Востока привели к «торговой войне» между Англией и Россией.
Подведём итоги. На Кавказе Россия была втянута в продолжительную войну с горскими народами, но в итоге смогла их покорить. Политика России, проводимая в Европе, способствовала росту её международного авторитета. Крупнейшие европейские державы стремились ограничить влияние России, что в итоге провоцировало общеевропейский военный конфликт. «Восточный вопрос» во второй четверти XIX века во многом был решён в пользу России. В результате русско-иранской войны 1826–1828 годов Россия приобрела Восточную Армению и упрочила своё влияние в Закавказье.
Приложение 1
Другой самой известной фигурой Кавказской войны является, имам Шамиль.
Он сумел создать государство — имамат, теократическое государство в Чечне и Дагестане на базе вольных обществ. До того население здесь было организацией вольных военизированных общин, и он сумел на такой социально-политической базе создать государство — с налоговой системой, со своей военной организацией, со своей внутренней администрацией и так далее.
И Шамиль был сам лично храбр, он обладал колоссальной волей, огромными организационными способностями. Само его государство было создано, можно сказать, на пустом месте.
Шамиль ввел довольно правильную систему снабжения войск, что позволило горским ополчениям более длительное время вести боевые действия. До этого, как правило, отряд горцев совершал какую-то боевую операцию, а затем расходился. По одной простой причине: кончалось продовольствие, которое горцы взяли с собой в поход.
Затем. Если до этого действия горских отрядов были скорее рефлекторными, то есть они фактически отвечали на действия русских войск и инициатива исходила от них не так часто, то теперь, с появлением центра управления, эти действия со стратегической точки зрения стали гораздо более осмысленными. Раньше все отряды, все племена действовали по своему разумению. Исходя из местной обстановки. Не имея связи друг с другом.
Теперь, с появлением единого командования, ситуация значительно изменилась. С другой стороны, никогда не бывает так, что какие-то действия государственного или военного деятеля приносят стороне исключительно положительные плоды. Была и отрицательная сторона действий Шамиля: появление единого центра и бо́льшая осмысленность боевых действий сделали акции горцев более предсказуемыми для русского командования. Потому что до этого времени вообще представить, где, когда, в каких силах горцы нападут на какую-то крепость, куда они двинутся, было невозможно. Теперь же появился противник, более или менее похожий на того, к какому российская армия привыкла в войнах XVIII–XIX веков.
Это, кстати, одна из причин того, почему именно эпоху Шамиля в основном и считают Кавказской войной. Потому что появился понятный противник. А до этого русская армия воевала с теми, у кого не было никакого опыта боевых действий. Но, опять же, при повышении уровня дисциплины, организации армия Шамиля стала более уязвимой для русских войск. Потому что если до этого времени горские отряды начинали наступление или совершали отход по своему разумению, исключительно из соображений оперативной обстановки, то теперь они выполняли приказ. И, выполняя приказ Шамиля о движении в какой-то регион, об удержании какого-то рубежа, они оказывались более уязвимыми. Потому что в старые времена они бы просто рассеялись и появились бы в другом месте. Теперь они были вынуждены держать какой-то рубеж и нести большие потери.
Несмотря на эти отрицательные последствия организации, все-таки создание государства — имамата Шамиля, упорядочение территориально-административного деления, сборы налогов, организация снабжения войск провиантом, комплектование этих войск, назначение и выборы полевых командиров — все это играло огромную роль в консолидации народов Чечни и Дагестана в борьбе против России.
Шамиль был очень близок к народу. Потому что он сам был плоть от плоти своего народа, имел достаточно хорошее духовное образование, был опытным военным, участником многих военных операций и успешно сочетал в себе эти черты. Горцы видели в нем и вождя, находящегося на высоте своего положения, и одновременно близкого и понятного им человека.
Кавказская война совпала со временем распространения ислама во многих районах Кавказа, поэтому и говорят о религиозном характере этой войны: Шамиль сумел использовать религиозный порыв населения. Он использовал этот порыв как мобилизующий элемент, и, что очень важно для армии, она была едина в своем религиозном, патриотическом порыве.
Когда в 1859 году окруженный Шамиль был вынужден капитулировать, эта сдача проходила на достаточно почетных условиях, без малейших попыток создать ему неловкость, не говоря уж об унижении