Конспект урока в 5 классе на тему:
«Имя прилагательное как часть речи»
Цели :закрепить изученное облигатных в начальной школе, показать роль прилагательных в предложении, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать имя прилагательное от других частей речи, узнают морфологические признаки имени прилагательного ,научатся различать постоянные и непостоянные признаки. объяснять языковые явления.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Чтение и разбор отзывов и устные сочинения.
3. Работа по теме урока
-Что называется прилагательным?
- С какой частью речи согласуется прилагательные?
- Как изменяются прилагательные ?
Работой с учебником.
Самостоятельные наблюдения, беседа по вопросам.
Упражнение 609 ,выполнения заданий устно; упражнение 610 ,комментированное письмо.
Словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении: серым утром, серым днем, черную, весь по шелковым пёрышкам.
Упражнение 611 ,выразительное чтение, обсуждение вопросов.
Дополнительный вопрос: Какой художественный прием использован в описании березки ?
Прилагательные, с помощью которых берет записано как живое существо: грустную нарядную родную и ненаглядную. Наряд березки описывается как наряд девочки, это прием олицетворения .
Упражнение 612- выразительное чтение, обсуждение вопросов, списывание 2 части текста.
Стиль текста- художественный, тема текста- отношения человека к живой природе .Основная мысль -предостеречь человека ,который часто губит живое по «пустой прихоти», от бездумного отношения к природе.
1 часть -первые 2 предложения .2 часть- следующие 3 предложения .Звуковые впечатления от падения дерева передают чередование сонорного р и шипящих и свистящих звуков: затрещит, зашумит вершиной ;с нарастающей быстротой и шумом; шуму ветра; рухнет.
Синонимы к слову сотрясение :дрожание, колебание.
Упражнение 613,обсуждение вопросов (письменно)
4. Закрепление изученного материала.
Занимательная лингвистика
Подберите как можно больше определений- прилагательных, характеризующих Жилина и Костылина- героев рассказа Л. Н.Толстого «Кавказский пленник»
5. Подведение итогов урока.
Каково значение прилагательных в речи?
Домашнее задание: параграф 99 упражнение 614.