СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 11 классе по теме "Проблемы формирования информационного общества"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена технологическая карта урока в 11 классе по теме "Проблемы формирования информационного общества"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 11 классе по теме "Проблемы формирования информационного общества"»

Проблемы формирования информационного общества

Автор: Пацук Татьяна Анатольевна

Организация: МБОУ «СОШ №1 г. Медногорска» Оренбургской области

Предмет: информатика

Тема: «Проблемы формирования информационного общества»

Класс: 11

УМК: Информатика 11 класс. Базовый уровень./И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать представление обучающимся об информационном обществе, о тенденциях и проблемах его формирования, роли информационных технологий в глобальных процессах современности.

Задачи.

Формирование представления об этапах развития информационного общества, его характерные черты и последствия информатизации для общества.

Развитие навыков исследовательской работы, развитие мыслительной деятельности путем совместной и самостоятельной работы на уроке.

Повышение уровня информационной культуры и социальной адаптации обучающихся.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, самооценка компетентности для жизни в условиях информационного общества.

Владение навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

Готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Предметные:

Сформированность представления о социальных, культурных и исторических факторах становления информатики; о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе.

Способность ориентироваться в статистической информации, дающей представление об уровне сформированности ИКТ в различных регионах.

Ресурсы: компьютеры, интерактивная доска, проектор, колонки, видеоролики по теме урока, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал (текст, карточка с заданиями инструкции для выполнения практических заданий, файлы для выполнения практической работы, листы для рефлексии).

 

Структура урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

1. Организационный момент. Мотивация.

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Мотивация класса к активной деятельности на уроке.

Подумайте, на какую чашу весов вы поставите информацию, на какую деньги.

.

Учащиеся эмоционально настраиваются на учебную деятельность.

Коммуникативные:

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место;

настраивать себя на продуктивную работу;

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задачи урока

 

Прочитайте эпиграф к уроку

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» Н. Ротшильд

 

Согласны ли вы с данным высказыванием?

Какую ценность для человека несет информация?

Какое общество складывается на основе этого?

Сформулируйте и запишите тему урока.

 

Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы на уроке.

 

Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

 

 

Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

-Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

3. Актуализация знаний

Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Вспомним курс истории, какие этапы прошло в развитии информационное общество, что предшествовало этому? Причины?

На каком этапе сейчас находитcя общество?

 

 

 

 

Актуализируют и обобщают имеющиеся знания по теме

 

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию.

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- организовать выполнение заданий учителя.

 

4. Первичное усвоение новых знаний

Какой вид деятельности преобладает в информационном обществе?

Что характерно для информационного общества?

Организация индивидуальной работы с раздаточном материалом.

Прием «Инсерт»

Давайте посмотрим в тексте, какие еще черты присуще информационному обществу?

Что узнали нового, где ваши знания оказались ошибочными? Что еще осталось непонятно?

 

В чем на ваш взгляд положительные стороны информатизации, а в чем отрицательные?

Изменилась ли культура общения в современном обществе?

Преступления какого характера появились с развитием информационных технологий?

 

 

Высказывают свои предположения

 

 

Работают с раздаточным материалом (приложение2)

 

Фиксируют новые знания

 

 

 

 

Смотрят презентацию

Участвуют в дискуссии

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

- формировать умения смыслового чтения;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль.

5. Первичная проверка понимания

На все ли вопросы мы ответили?

Выполните пожалуйста работу в индивидуальных карточках.

3 и 4 задания повышенной сложности

Проверка по образцу, кроме 4.

Обсуждают, обобщают информацию.

Выполняют работу в карточках

Самопроверка

 

Познавательные УУД:

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- организовать выполнение заданий учителя;

- оценивать правильность выполненных действий;

- осуществлять самоконтроль.

- делать выводы по результатам работы.

6. Первичное закрепление

Развитые страны Запада, Япония, США стоят на пороге информационного общества. Теперь, когда мы знаем признаки, можете ли вы сказать, по каким критериям мы можем оценить достигли они этого или нет?

Кто выполнил задание 4 в карточках?

А что можем сказать о нашей стране? По каким еще критериям можно оценить уровень развития общества?

 

Групповая практическая работа.

««Оценка уровня сформированности информационного общества».

Существует рейтинг стран по развитию ИКТ

Последний раз он рассчитывался в 2017 г. Как вы знаете, технологии развиваются стремительно, поэтому нам необходимы актуальные данные.

Где эти данные можем взять?

 

Используя информацию в статистическом сборнике, выберите показатели, которые отображают уровень информатизации, обоснуйте выбор, и сравните показатели регионов.

Разбиваются на группы, обсуждают, каждый группа выбирает себе показатель, находит информацию, ранжирует показатель, представляет свою работу.

Какой показатель вы выбрали? Почему?

Затем весь класс составляет сводную таблицу с рейтингом регионов.

 

Какое место в этом рейтинге занимает наш регион?

Оценка практической работы.

 

 

Обсуждают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют групповую практическую работу

 

 

 

 

 

Представляют результат работы, обосновывают.

 

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- выдвигать гипотезы (предположения);

- анализировать, сравнивать, группировать;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять работу в паре (в группе).

Регулятивные УУД:

- организовать выполнение заданий учителя;

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- ориентироваться в содержании предмета;

- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия.

7. Рефлексия учебной деятельности

 

Мы с вами оценили уровень сформированности в регионах.

Хотели бы вы оценить свой уровень готовности жить в информационном обществе?

Предлагаю вам оценить себя по выбранным критериям.

О чём заставил задуматься урок?

Что было особенно интересно на уроке?

 

 

 

 

 

Оценивают себя по критериям.

Заполняют листы самооценки

(приложение 5)

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей

Регулятивные УУД:

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

- осуществлять самоконтроль;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности.

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!