СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 10-м классе по теме: "Средства выразительности языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 10-м классе по теме:  "Средства выразительности языка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10-м классе по теме: "Средства выразительности языка"»

Урок в 10-м классе по теме:

"Средства выразительности языка"


Цели урока:

  • Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

  • Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование:

- презентация к уроку,

- учебник,

- раздаточный материал.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент. Запись темы урока

- Добрый день. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка.


Если в мире есть вещи,

достойные названия «чудо»,

то слово, бесспорно,

первая и самая чудесная из них.

Л. Успенский


II. Вступительное слово

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Русский язык самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык, по определению К.Г. Паустовского, - явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое. Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

Для чего могут использоваться средства выразительности?

Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова Л. Успенского: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». (Запись эпиграфа)


III. Составление синквейна. Формулирование задач

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык"

Синквейн

Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)

Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема

Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно–выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)

  • Повторить термины;

  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

IV. Повторение-обобщение средств выразительности. Терминологический диктант (через презентацию идёт повторение терминов и их запись в тетради).

  1. гипербола

  2. гротеск

  3. ирония

  4. литота

  5. метафора

  6. метонимия

  7. олицетворение

  8. перифраза

  9. синекдоха

  10. сравнение

  11. эпитет

  12. анафора

  13. антитеза

  14. градация

  15. инверсия

  16. лексический повтор

  17. оксюморон

  18. риторический вопрос, риторическое обращение

  19. синтаксический параллелизм

  20. умолчание

  21. эллипсис

  22. эпифора

  23. звукопись, звукоподражание



Парцелля́ция (нов. лат. parcellatio «разделение», из фр. parcelle «частица») — многозначный термин:
Парцелляция (синтаксис) — фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
Парцелляция (экономика) — разбиение земельного участка на более мелкие участки (парцеллы).

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша (А. Солженицын);



V. Закрепление.

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи" (презентация)

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

По горизонтали:

Градация

Антитеза

Параллелизм

Эпифора

Оксюморон

Инверсия

Умолчание

По вертикали: анафора



Задание 2 "Солнышко" (презентация)


    1. перифраза

    2. ирония

    3. олицетворение

    4. сравнение

    5. эпитет

    6. перифраза

    7. сравнение, гипербола

VI. Обобщение. Фронтальная беседа

Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

Разграничьте в следующих примерах:

А – олицетворение

Б – перифразу

В – метонимию

Г – сравнение

1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)

2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)

3)И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене,

как обалдевший кашалот.(Б.Пастернак)

4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана

(т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа.(А.Пушкин)



  1. Красота ума вызывает удивление,
    Красота души – восхищение
    2) Человек без адреса подозрителен,
    Человек с двумя адресами – тем более.

    3) Солнце русской поэзии закатилось.
    4) Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (то есть Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик.

Сейте разумное, доброе, вечное.
( Н. Некрасов)
Сорок - старость молодости, пятьдесят – молодость старости. (В. Гюго)
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
Бедный родственник – всегда дальний родственник.



VII. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры" Тестовые задания на применение знаний. (прилагается)

VIII. Обобщение

В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…

Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М. Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?

IX. Работа с текстом (приложение 2)

1. Выразительное чтение текста:

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.

(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

Д.С. Лихачёв

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1) 5 2) 11 3) 9 4) 15

2. Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте.

1) рассуждение и описание

2) рассуждение и повествование

3) рассуждение

4) повествование

3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.

1) 3 2) 2 3) 6 4) 8

XI. Работа с заданием В8

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В этом письме из цикла «Цель и самооценка» Д. Лихачев рассуждает о цели в жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого _________(предложения 3, 4) и _______ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о самооценке ему помогают _____(предложение 2), а также ________ (предложение 15).


Список терминов:

1) анафора

2) ирония

3) лексический повтор

4) метафора

5) литота

6) вопросно-ответная форма изложения

7) парцелляция

8) однородные члены предложения

9) антонимы

Домашнее задание.

Гротеск, ирония, синекдоха, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, парцелляция. (подобрать примеры)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!