Тема урока: Прямой угол.
Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»
Задачи:
Образовательные: систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах; формировать познавательный интерес к математике.
Развивающие: развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление); развить эмоциональную сферу; развить коммуникативные умения; развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).
Воспитательные: воспитать умение слушать;
Оборудование: чертежный треугольник, модель прямого угла, фигуры многоугольников, лист бумаги для каждого ученика. Ход урока:
Организационный момент.
А) Настрой на урок.
СЛАЙД 1
- Урок математики.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё … (видят)
- Ушки внимательно слушают и всё … (слышат)
- Голова хорошо … (думает)
- Урок я хочу начать словами китайской мудрости:
СЛАЙД 2
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Б) Запись числа.
- Какое сегодня число?
(12 апреля)
- Дайте характеристику числу 12.
(двузначное, при записи этого числа участвуют 2 цифры 1и 2, первая показывает число десятков, а второе число единиц, сумма цифр равна 3, соседи этого числа 11 и 13, сумма разрядных слагаемых 10 и 2, состав числа 12: 5и7, 8и4, 9и3, 6и6, это число четное: делится на 2)
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
В) Минутка чистописания.
На доске: 12 24 . . .
- Найдите закономерность: 12 24 . . .
- Прочитайте числовой ряд.
- Каждое следующее число увеличивалось на … (12)
Устный счёт
1) (работа в парах, числа на каждой парте)
- Чтобы подготовиться к хорошей работе на уроке, посчитаем устно.
- Выберите нужные ответы по заданию.
СЛАЙД 3
1. В каком числе 7 десятков. 2 единицы?
2. Сумма чисел 8 и 7.
3.Из 16 вычесть 8.
4. Назовите число, которое стоит перед 37.
5. Назовите число, которое стоит после 48.
6. Разность чисел 27 и 6.
7. Если к 5 десяткам прибавить 2 десятка, получится?
8. Какое число больше 42 на 5.
9. Какое число меньше 59 на 6.
- Расставьте числа в порядке убывания, уменьшения. Что это значит – в порядке убывания? (От самого большого числа к самому маленькому)
- Если карточки расставлены правильно, то должно будет получиться слово. Перевернём карточки, какое слово получилось? (геометрия) (один ученик у доски)
2) - Сегодня мы побываем в гостях стране геометрия.
- Что изучает данный раздел математики? (фигуры)
- Давайте построим, для этой страны красивые дома, используя геометрические фигуры.
- Какие есть дома в нашем городе.
- Из каких фигур они состоят?
- Вы приготовили себе строительный материал, из которого вы сделаете дом вместе соседом по парте.
- Приступаем к работе, а вот мой первый дом.
(работа в парах, работы на доску)
- Какие геометрические фигуры вы использовали для построения своего дома?
- Какая замечательная страна у нас получилась
Актуализация знаний
(рисунок на каждой парте)
- Мы создали свою страну Геометрия, в этой стране нам предстоит преодолеть много испытаний.
СЛАЙД 4
- И первое ваше испытание нужно определить: Какие фигуры вы видите на этом чертеже?
(Рисунок на карточке)
СЛАЙД 5
На доске:
(Четырёхугольники, треугольники, прямоугольники)
(Учащиеся выходят к доске и считают фигуры, показывая их)
- Найдите треугольники. Сколько их? (6)
- Сколько одинаковых треугольников? (4 и 2)
- Сколько квадратов? (2)
- Что мы знаем о квадрате? (да)
- Есть ли здесь ещё фигуры? (да)
- Какие? (прямоугольники и пятиугольники)
- Сколько всего фигур? (14)
Самоопределение к деятельности.
СЛАЙД 6
- Внимание! Следующее испытание.
(Карточки с фигурами на доске)
- На какие две группы можно разделить фигуры на доске?
(Фигуры, имеющие и не имеющие углы)
(Убрать фигуры без углов)
- На какие три группы можно разделить оставшиеся фигуры?
(Треугольники, четырёхугольники, пятиугольники)
- Что общего у фигур каждой группы?
(Количество углов и сторон)
- Сколько углов у этих фигур?
(У пятиугольников 5, у четырёхугольников 4, у треугольников 3)
- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок в стране геометрия?
- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на стр. 105, прочитайте тему урока.
Физкультминутка
Солнце глянуло в окно, Время отдохнуть пришло. Надо всем нам дружно встать. Раз присесть, достать до пятки. И плечами покачать. | А затем, как на зарядке, Прямо и красиво встать. Руки вытянуть пошире И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Физкультминутка, как зарядка! |
Работа над новым материалом.
СЛАЙД 7
1) - Сегодня на уроке мы поговорим об углах.
Прочитаем, что такое угол? (стр. 105, 1 часть правила)
На рисунке в учебнике изображены три раскрытых веера. Каждый из них представляет модель угла.
Все ли углы одинаковы? (Нет.)
2) Практическая работа в тетради.
- Мы с вами попробуем изобразить угол.
(сначала сами, затем на доске)
+ Точка О – это вершина угла, от вершины идут два луча ОА и ОМ.
(несколько детей у доски)
СЛАЙД 8
3) Практическая работа с бумагой.
- Ребята, угол можно не только изобразить, но и сделать из бумаги.
- У вас на парте небольшой лист бумаги, он у всех разный.
- Как можно из этого листа сделать угол? Попробуйте.
(проверка работ)
- Обратите внимание на СЛАЙД 9, как это легко и быстро получить прямой угол.
- Покажите стороны угла, вершину.
- Теперь разверните лист бумаги, из которого вы сделали модель прямого угла.
- Сколько прямых углов образовали линии сгиба? (Четыре прямых угла)
СЛАЙД 10. 11
- Моделью прямого угла является также прямой угол чертёжного треугольника.
- Покажите мне на своих треугольниках прямой угол.
- Вы уже увидели, что чертёжный треугольник имеет один угол прямой.
- Теперь с помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника.
- Какие у вас получились углы? (Меньше прямого.)
- Какие же бывают углы? Кто ни будь знает?
СЛАЙД 12, 13
- Ребята, угол, который меньше прямого угла, его называют острым углом.
- Угол, который больше прямого угла, его называют тупым углом.
4) – Выполним задание в учебнике на стр. 107 з. 4
5) Работа с палочками.
- Следующее испытание.
- Положите три палочки так, чтобы получились три разных угла: прямой, тупой, острый.
СЛАЙД 14
- Положи три палочки так, чтобы получились три острых угла.
СЛАЙД 15
Проверочная работа.
(работа по карточкам)
Итоги урока.
СЛАЙД 16
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
Домашнее задание: принести транспортир, нарисовать любые геометрические фигуры и в них обозначить прямые углы.
(карточка)