— Всем добрый день! Рада приветствовать вас дорогие студенты и уважаемые преподаватели на нашем открытом занятии по химии.
- Прежде чем мы начнем давайте проверим кол-во присутствующих студентов группы 312.
-Дорогие студенты вы уже успели обратить внимание, что у нас сегодня с вами не обычное занятие, мы заранее успели с вами разделиться на 3 группы по человек. В этих микрогруппах вам предстоит сегодня работать, вы готовы?
- Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
-И сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.
-О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю представить себя участниками популярной телевизионной передачи ГДЕ ЛОГИКА? ЗНАКОМЫ? Внимание на экран.
Тема урока: Типы химических реакций.
Цель нашего урока обобщение знаний о химических реакциях и их типах.
Записать тему и цель!!!!
-Предлагаю отправиться со мной в небольшое путешествие, для этого необходимо собрать с собой багаж. Перед вам на экране чемодан, он пуст, давайте заполним его заодно актуализируем свои знания.
Хочу вас проинформировать:
На каждом этапе студентам, выполняющим задания у доски, а также активно работающим на своих местах, будут выдаваться аурики (от лат. aurum – золото) – который показатель работоспособности и активности студентов на уроке, вы их собираете. К концу урока у вас должно накопиться определенное количество ауриков, по которым мы оценим вашу работу на уроке: 3 аурика – оценка «5», 2 аурика – «4», 1 аурик – «3».
Что мы знаем о химических реакциях?
— Итак, что такое химические реакции — это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).
— Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью химического уравнения)
— А что такое химическое уравнение? (запись химической реакции с помощью формул и математических знаков)
— Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)
— Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)
— Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с помощью коэффициентов)
— Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)
-Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции.
-Что необходимо уметь записывать при составлении уравнения?
(Уметь записывать формулы веществ, без этого невозможно правильно составить уравнение химической реакции)
-Проведем небольшой химический диктант.
Химический диктант
Запишите формулу вещества.
Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению (ферменты) — HCl
Основное вещество мела, известняка, мрамора — СаСО3
Едкий натр. Щелочь. Мылкое на ощупь, входит в состав мыла. Разъедает кожу, ткани — NaOH
Оксид водорода, самый распространенный оксид — Н2О
Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение — О2
Пищевая соль — NaCl
Отработанный газ, который мы выдыхаем — СО2
-Прочитайте формулы? К какому классу веществ они относятся?
Задание: Шифровка (работа в группе)
Задание: в левой части листа записаны уравнения химических реакций, в правой – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.
Шифровка № 1.
1. Ba + O2 → BaO 2. Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O 3. Na + S → Na2S 4. Fe + O2 → Fe3O4 | | |
Шифровка № 2.
1. C + O2 → CO2 2. CH4 → C2H2 + H2 3. Ca + HCl → CaCl2 + H2 4. K + S → K2S | | |
Шифровка № 3.
1. HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O 2. Fe + O2 → Fe2O3 3. BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O 4. Fe + Cl2 → FeCl3 | | |
Задание: «Угадай слово» (совместное)
поднимают руки и получают аурики
Задание: к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.
Таблица «Угадай слово».
Уравнения реакций | Типы химических реакций |
соеди- нения | разло- жения | заме- щения | обмена |
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 | Б | В | П | З |
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O | Г | И | К | Д |
2Ca + O2 → 2CaO | С | Ж | С | Ф |
K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3 | Н | У | Т | Ь |
2HgO → 2Hg + O2 | А | М | Р | П |
Br2 + 2KI → 2KBr + I2 | Ш | Л | О | И |
ЗАДАНИЕ «СНЕЖИНКА»
«Синяя снежинка» - задание на «3 аурика»
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции | Тип химической реакции |
а) Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr | |
б) Li + N2 → Li3N | |
в) K2S + CuCl2 → CuS↓ + KCl | |
г) N2O → N2 + O2 | |
«Голубая снежинка» - задание на «4 аурика»
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции | Тип химической реакции |
а) Ca + Cl2 → | |
б) HNO3 + Cu(OH)2 → | |
в) Mg + TiCl4 → | |
г) AgBr → | |
«Белая снежинка» - задание на «5 ауриков»
Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции | Тип химической реакции |
а) Mg + O2 → | |
б) Fe3O4 + Al → | |
в) H3PO4 + HCl → | |
г) Ba(OH)2 + H2SO4 → | |
д) H2O → | |
Подведение итога и рефлексия
Учитель подводит итог урока
— Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?
— Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить тип химической реакции?
— Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь?
Зачитываются загадки.
Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды,
В тебе я атом заместил, мы подружились даже.
И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым. (замещения)
Нас было много, мы соединились,
В одно большое вместе превратились.
Такое процесс объединения – реакция … (соединения)
Когда два сложных вещества в реакцию вступают,
Меняются фрагментами (себя не обижают),
И происходят с ними тут простые перемены
Такой процесс мы назовем реакцией … (обмена)
Домашнее задание: Отгадать химический кроссворд.