СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Типы химических реакций»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

 

Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.

 

Задачи:

Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Типы химических реакций»»

Конспект урока: «Типы химических реакций»


Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.


Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.


Задачи:

Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.


Оборудование и реактивы:

компьютер

проектор

презентация "Типы химических реакций"

на столах у учащихся инструктивная карточка для проведения исследования

набор соответствующих реактивов, пробирки, спиртовка и т.п.

карточки с тестом для проверки знаний по теме: "Типы химических реакций"

вопросы для оценки эмоционального состояния учащихся во время урока.

Столы в кабинете расставлены так, чтобы вся группа была разделена на 4 группы, в каждой группе есть ассистент, он отмечает в учетных карточках группы положительные ответы учащихся.

Образец карточки:

Учетная карточка ответов группы №1

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский.

I. Организационный этап (1 слайд) Приветствие. Проверка присутствующих на уроке

II. Мотивационный этап (2 слайд)

Учитель:


Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).


III. Актуализация опорных знаний. (беседа)


Учитель:

Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О химических реакциях)

А что такое химическая реакция? (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)

Каковы признаки химических реакций? ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)

Каковы условия возникновения химических реакций? (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций)

Как много химических реакций окружает нас в жизни? (Великое множество различных реакций окружает нас в жизни )

Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций)

Что такое классификация? (Деление на группы)

Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)


Запишите тему урока в тетрадь

IV. Этап выявления существенных признаков для определения типов химических реакций.

На экране появляется слайд, на котором представлены несколько химических реакций:


2H2 + O2 - 2H2O;


CaO + H2O - Ca(OH)2


Cu(OH)2 - CuO + H2O;


2HgO - 2Hg + O2


- можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?


- различаются ли между собой реакции одной группы?


В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.


Введение понятия реакции соединения.


На экране появляется слайд, на котором представлены реакции:


(1) 2H2 + O2- 2H2O;


(2) 4P + 5O2 - 2P2O5;


(3) Na2O + SO3 - Na2SO4;


(4) CaO + H2O - Ca(OH)2


Обсуждаются вопросы:


- что объединяет все эти реакции?


- в чём их отличие?


- как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?


Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом - сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.


Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций (наиболее подготовленные учащиеся делают это легко) и, используя буквы А, В, С, вывести уравнение реакции соединения в общем виде:


A + B - AB


AB + CB - AB2C


Введение понятий реакции разложения, замещения, обмена.


По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются реакции разложения, замещения, обмена.


После изучения всех типов реакций проводится обобщение материала.


Итак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.


V. Самостоятельная работа по группам. (слайд №13)


А теперь проведем лабораторные исследования и определим, к какому типу принадлежит реакция проведенная вами.

1 группа - лабораторный опыт по реакции замещения,

2 группа - лабораторный опыт по реакции обмена,

3 группа - лабораторный опыт по реакции разложения,

4 группа - лабораторный опыт по реакции соединения.


Образец инструктивной карточки для проведения опыта:

Железный гвоздь опустите в раствор сульфата меди (II). Через 2 минуты выньте гвоздь. Что наблюдаете? Кирпично-красный цвет налета на гвозде говорит об образовании чистой меди. Спрогнозируйте, что образовалось еще? Запишите уравнения реакции. Определите тип реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?

По одному человеку от группы отчитываются. Зачитывают уравнения реакций с комментарием. Затем на экране высвечивается правильная соответствующая запись уравнения. (слайд №15)


VI. Проверка знаний. (Рефлексия) (слайд №16,19)


Каждый ученик в группе получает карточку с заданием тестом и выполняет ее в течение 10 минут.



Тест «Типы химических реакций»

1.Какая реакция относится к реакциям обмена: а) Al2O3+HCl→,  б) Na2O + H2O→,  в) Fe + H2SO4 →,  г) CaCO3 →.

2.Какая реакция относится к реакциям соединения: а) Al2O3+HCl→,  б) Na2O + H2O→,  в) Fe + H2SO4 →,  г) CaCO3 →.

3.Какое уравнение соответствует реакции разложения: а) Zn+CuSO4=ZnSO4+Cu  б)BaCl2+K2CO3=BaCO3+2KCl, в) CaO+CO CaCO3, г) Fe(OH)2=FeO+H2O.

4. Какое уравнение соответствует реакции замещения: а) CO2+H2O=H2CO3, б) C+2H2=CH4, в) 2H2O=2H2+O2, г) 2 H2O+2Na=2NaOH+H2

5.  Установите соответствие между левой и правой частями уравнения:

1. 2Na+O2=                                                                  А. MgCO3+H2

2. K2O+H2O=                                                                Б. 2Na2O

3. Cu(OH)2+H2SO4=                                                     В. Na2O2

4. Mg+H2CO3=                                                              Г. 2KOH

                                                                                       Д. CuSO4+2H2O

                                                                                       

6. Выберите правую часть уравнения для реакции K+H2O: 1) K2O +H2, 2) 2KOH, 3) 2KOH+O2, 4)2KOH+H2



(При наличии времени проводится взаимопроверка и оценивание друг друга).


Ассистенты делают анализ работы их групп.

Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, которые помогают преподавателю оценить их эмоциональное состояние и выявить вопросы, вызывающие затруднения при их изучении.


  1. Итоги урока. Выставление оценок. (слайд №18.)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!