СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Типы химических реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Типы химических реакций"»

Тема урока: «Типы химических реакций»

Цель : учащиеся должны изучить классификацию химических реакций по составу исходных веществ и продуктов реакций, знать сущность реакций разложения, соединения, замещения, обмена; научиться определять тип реакций.



Дидактические задачи:

Обучающие:

- сформировать представление о понятии «классификация химических реакций»;

- усвоить признак классификации реакций соединения, разложения, замещения, обмена;



Развивающие:

- сформировать умение классифицировать химические реакции;

- закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений реакций;

- развивать у учащихся навыки наблюдения, логического мышления, умения

обобщать, делать выводы, проводить самопроверку.



Воспитатывающие:

- воспитывать умение работать самостоятельно и в группе, в атмосфере поиска, прививать чувство ответственности за выполненную работу.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: словестно-наглядный.

Средства обучения: презентация, химический эксперимент, химические реактивы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, штатив, пробирки, пробка с газоотводной трубкой; реактивы: медная проволока, пробирка с раствором хлорида меди, железный гвоздь, спиртовка, спички, малахит (порошок), известковая вода, раствор хлорида меди, оксид меди, раствор серной кислоты.





Ход урока:

1. Организационный момент-приветствие

2.Изучение нового материала.

«Понятие химической реакции»

- Что такое химическое уравнение?

(условная запись химической реакции с помощью химических формул)

- Что показывает в формуле индекс, коэффициент?

(Индекс показывает количество атомов элемента в молекуле, коэффициент-количество молекул)

-Все ли химические реакции одинаковы по количеству веществ, вступающих в реакцию и образующихся продуктов?



2.Типы химических реакций.

Проведем опыт

А) Реакции разложения.

Показывает ДО «Разложение малахита»



Для реакции возьмем порошок малахита и нагреем его. Какие признаки химической реакции Вы наблюдаете? (изменение окраски, появление капелек воды и помутнение известковой воды, что свидетельствует о выделении углекислого газа).

На доске записана реакция: (CuOH)2CO3=2CuO+CO2+H2O

Учитель задает вопросы:

Какие вещества образуются в качестве продуктов реакции?

(сложные)

Записывает на доске реакцию разложения воды

Н2О=Н2+О2

А какие вещества образуются здесь в качестве продуктов?

(простые)

Посмотрите внимательно на обе эти реакции и скажите, что общего в исходных веществах этих реакций? ( и в первой и во второй реакции оба вещества являются сложными)

Учитель записывает общую схему реакции вместе с классом (АВ → А+В, АВ2С →АВ+ВС).

Учитель: сформулируйте определение реакции разложения.

Вывод: реакции разложения -реакции, при которых из одного сложного вещества получается 2 или более простых или сложных веществ.



*Текущий контроль: из предложенного списка реакций выбрать реакции разложения (назвать номера этих реакций). Работа в паре (2,4,5)

1) C + O2 = CO2

2) MgCO3 = MgO + CO2

3) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4

4) 2H 2O = 2H2 + O2

5)2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O



Б) Реакции соединения.

Учитель: в природе протекают не только реакции разложения, иначе сложных веществ не осталось бы, потому существуют и реакции соединения.

ДО прокаливание медной проволки

На доске записано уравнение реакции : Сu+O2=CuO

Учитель: какие вещества вступили в реакцию и какой продукт образовался в ходе реакции?(в реакцию вступили простые вещества, а образовавшийся продукт-сложное вещество)

Записывает с классом общую схему реакции А+В=С

Записывает уравнение CaO+CO2=CaCO3

Учитель: какие вещества вступили в реакцию и какой продукт образовался в ходе реакции?(в реакцию вступили сложные вещества, а в качестве продукта образовалось другое сложное вещество)

Составьте также общую схему реакции для данного уравнения

(АВ+СВ=АВ2С)

Учитель: сформулируйте определение реакции соединения.

Вывод: реакции соединения-реакции, при которых из двух или более простых или сложных веществ образуется одно новое сложное вещество.

Текущий контроль*: из предложенного списка выбрать реакции соединения (назвать их номера) (1,5)

1)Al + O2 → Al2O3

2)CaO + HCl → CaCl2 + H2O

3)NaHCO3 → Na2CO3 + H2O + CO2↑

4)Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2↑

5)Na2O+CO2=Na2CO3



В) Реакции замещения.

ДО - Взаимодействие раствора хлорида меди (II) с железным гвоздем.

CuCl2+Fe=FeCl2+Cu

(наблюдаем выделение меди красного цвета на гвозде)

- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции?

(наблюдаем выделение меди красного цвета на гвозде в результате реакции )

Учитель записывает на доске уравнение реакции

CuCl2+Fe=FeCl2+Cu

Запишите реакцию замещения в общем виде

AB+C=A+CB

Учитель приводит на доске еще несколько примеров реакции замещения, учащиеся в это время записывают реакцию в общем виде.

Cформулируйте определение реакции замещения

Вывод: реакции замещения-реакции между простым и сложным веществами, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества.

Текущий контроль*: из предложенного выбрать реакции замещения (назвать их номера). (3,4)

1)СО + О2 =СО2

2)NaNO3= NaNO2 + O2,

3)CuO + Al =Al2O3 + Cu,

4)AgNO3 + Cu =Cu(NO3)2 + Ag,

5)KNO3 =KNO2 + O2.



Г) Реакции обмена .

ДО взаимодействие оксида меди с серной кислотой

CuO+H2SO4=CuSO4+H2O

Что вы наблюдаете?

(наблюдаем растворение черного порошка оксида меди и появление раствора сулфата меди голубого цвета)

Запишем уравнение реакции обмена в общем виде:

AB+CD=AC+BD

Учитель: исходя из уравнения в общем виде, сформулируйте определение реакции обмена.

Вывод: реакции между сложными веществами, в ходе которых сложные вещества обмениваются своими составными частями



3.Закрепление изученного материала.

Задание 1 (выполняется в парах):

Расставить коэффициенты и определить тип химической реакции.

(разложение-4,7; соединение 1,2,3,9; замещение 5,8; обмен 6,10)



1) СaO + CO2 = CaCO3 6) AgNO3+HCl−→−AgCl↓+HNO3 .

2) 2Mg + O2 = 2MgO 7) Cu(OH)2 = CuO + H2O

3) 2Al + 3S = Al2S3 8) Mg +2HCl = MgCl2 + H2

4) 2H2O = 2H2 + O2 9) 2SO2 + O2 = 2SO3

5) CuO + H2 = H2O + Cu 10) 2NaOH+CuSO4→Cu(OH)2+Na2SO4

Задание 2 (каждый выполняет у себя в тетради)

Учитель зачитывает описание химической реакции, а учащиеся записывает в тетради 4 типа реакций и напротив каждого ставят соответствующую цифру.

  1. В результате нагревания известняка идет выделение углекислого газа. (разложение)

2) При реакции металлов с кислотами выделяется водород. (замещение)

3) Кислоты взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды. (обмен)

4) Все простые вещества при взаимодействии с кислородом образуют оксиды. (соединение)

5) При нагревании оксида ртути образовалась металлическая ртуть. (разложение)

Учитель:

- Что мы сегодня изучали на уроке? (типы химических реакций)

- Какие типы химических реакций выделяют? (соединение, разложение, замещение, обмен)

- Какие реакции называют реакциями соединения, разложения, замещения, обмена? (реакции разложения -реакции, при которых из одного сложного вещества получается 2 или более простых или сложных веществ.

реакции соединения-реакции, при которых из двух или более простых или сложных веществ образуется одно новое сложное вещество.

реакции замещения-реакции между простым и сложным веществами, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества.

реакции между сложными веществами, в ходе которых сложные вещества обмениваются своими составными частями)

4.Домашнее задание

параграф 22, задачник 2.18, 2.30


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!