Тема урока: «Типы химических реакций»
Цель : учащиеся должны изучить классификацию химических реакций по составу исходных веществ и продуктов реакций, знать сущность реакций разложения, соединения, замещения, обмена; научиться определять тип реакций.
Дидактические задачи:
Обучающие:
- сформировать представление о понятии «классификация химических реакций»;
- усвоить признак классификации реакций соединения, разложения, замещения, обмена;
Развивающие:
- сформировать умение классифицировать химические реакции;
- закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений реакций;
- развивать у учащихся навыки наблюдения, логического мышления, умения
обобщать, делать выводы, проводить самопроверку.
Воспитатывающие:
- воспитывать умение работать самостоятельно и в группе, в атмосфере поиска, прививать чувство ответственности за выполненную работу.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: словестно-наглядный.
Средства обучения: презентация, химический эксперимент, химические реактивы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, штатив, пробирки, пробка с газоотводной трубкой; реактивы: медная проволока, пробирка с раствором хлорида меди, железный гвоздь, спиртовка, спички, малахит (порошок), известковая вода, раствор хлорида меди, оксид меди, раствор серной кислоты.
Ход урока:
1. Организационный момент-приветствие
2.Изучение нового материала.
«Понятие химической реакции»
- Что такое химическое уравнение?
(условная запись химической реакции с помощью химических формул)
- Что показывает в формуле индекс, коэффициент?
(Индекс показывает количество атомов элемента в молекуле, коэффициент-количество молекул)
-Все ли химические реакции одинаковы по количеству веществ, вступающих в реакцию и образующихся продуктов?
2.Типы химических реакций.
Проведем опыт
А) Реакции разложения.
Показывает ДО «Разложение малахита»
Для реакции возьмем порошок малахита и нагреем его. Какие признаки химической реакции Вы наблюдаете? (изменение окраски, появление капелек воды и помутнение известковой воды, что свидетельствует о выделении углекислого газа).
На доске записана реакция: (CuOH)2CO3=2CuO+CO2+H2O
Учитель задает вопросы:
Какие вещества образуются в качестве продуктов реакции?
(сложные)
Записывает на доске реакцию разложения воды
Н2О=Н2+О2
А какие вещества образуются здесь в качестве продуктов?
(простые)
Посмотрите внимательно на обе эти реакции и скажите, что общего в исходных веществах этих реакций? ( и в первой и во второй реакции оба вещества являются сложными)
Учитель записывает общую схему реакции вместе с классом (АВ → А+В, АВ2С →АВ+ВС).
Учитель: сформулируйте определение реакции разложения.
Вывод: реакции разложения -реакции, при которых из одного сложного вещества получается 2 или более простых или сложных веществ.
*Текущий контроль: из предложенного списка реакций выбрать реакции разложения (назвать номера этих реакций). Работа в паре (2,4,5)
1) C + O2 = CO2
2) MgCO3 = MgO + CO2
3) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4
4) 2H 2O = 2H2 + O2
5)2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
Б) Реакции соединения.
Учитель: в природе протекают не только реакции разложения, иначе сложных веществ не осталось бы, потому существуют и реакции соединения.
ДО прокаливание медной проволки
На доске записано уравнение реакции : Сu+O2=CuO
Учитель: какие вещества вступили в реакцию и какой продукт образовался в ходе реакции?(в реакцию вступили простые вещества, а образовавшийся продукт-сложное вещество)
Записывает с классом общую схему реакции А+В=С
Записывает уравнение CaO+CO2=CaCO3
Учитель: какие вещества вступили в реакцию и какой продукт образовался в ходе реакции?(в реакцию вступили сложные вещества, а в качестве продукта образовалось другое сложное вещество)
Составьте также общую схему реакции для данного уравнения
(АВ+СВ=АВ2С)
Учитель: сформулируйте определение реакции соединения.
Вывод: реакции соединения-реакции, при которых из двух или более простых или сложных веществ образуется одно новое сложное вещество.
Текущий контроль*: из предложенного списка выбрать реакции соединения (назвать их номера) (1,5)
1)Al + O2 → Al2O3
2)CaO + HCl → CaCl2 + H2O
3)NaHCO3 → Na2CO3 + H2O + CO2↑
4)Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2↑
5)Na2O+CO2=Na2CO3
В) Реакции замещения.
ДО - Взаимодействие раствора хлорида меди (II) с железным гвоздем.
CuCl2+Fe=FeCl2+Cu
(наблюдаем выделение меди красного цвета на гвозде)
- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции?
(наблюдаем выделение меди красного цвета на гвозде в результате реакции )
Учитель записывает на доске уравнение реакции
CuCl2+Fe=FeCl2+Cu
Запишите реакцию замещения в общем виде
AB+C=A+CB
Учитель приводит на доске еще несколько примеров реакции замещения, учащиеся в это время записывают реакцию в общем виде.
Cформулируйте определение реакции замещения
Вывод: реакции замещения-реакции между простым и сложным веществами, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества.
Текущий контроль*: из предложенного выбрать реакции замещения (назвать их номера). (3,4)
1)СО + О2 =СО2
2)NaNO3= NaNO2 + O2,
3)CuO + Al =Al2O3 + Cu,
4)AgNO3 + Cu =Cu(NO3)2 + Ag,
5)KNO3 =KNO2 + O2.
Г) Реакции обмена .
ДО взаимодействие оксида меди с серной кислотой
CuO+H2SO4=CuSO4+H2O
Что вы наблюдаете?
(наблюдаем растворение черного порошка оксида меди и появление раствора сулфата меди голубого цвета)
Запишем уравнение реакции обмена в общем виде:
AB+CD=AC+BD
Учитель: исходя из уравнения в общем виде, сформулируйте определение реакции обмена.
Вывод: реакции между сложными веществами, в ходе которых сложные вещества обмениваются своими составными частями
3.Закрепление изученного материала.
Задание 1 (выполняется в парах):
Расставить коэффициенты и определить тип химической реакции.
(разложение-4,7; соединение 1,2,3,9; замещение 5,8; обмен 6,10)
1) СaO + CO2 = CaCO3 6) AgNO3+HCl−→−AgCl↓+HNO3 .
2) 2Mg + O2 = 2MgO 7) Cu(OH)2 = CuO + H2O
3) 2Al + 3S = Al2S3 8) Mg +2HCl = MgCl2 + H2
4) 2H2O = 2H2 + O2 9) 2SO2 + O2 = 2SO3
5) CuO + H2 = H2O + Cu 10) 2NaOH+CuSO4→Cu(OH)2+Na2SO4
Задание 2 (каждый выполняет у себя в тетради)
Учитель зачитывает описание химической реакции, а учащиеся записывает в тетради 4 типа реакций и напротив каждого ставят соответствующую цифру.
В результате нагревания известняка идет выделение углекислого газа. (разложение)
2) При реакции металлов с кислотами выделяется водород. (замещение)
3) Кислоты взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды. (обмен)
4) Все простые вещества при взаимодействии с кислородом образуют оксиды. (соединение)
5) При нагревании оксида ртути образовалась металлическая ртуть. (разложение)
Учитель:
- Что мы сегодня изучали на уроке? (типы химических реакций)
- Какие типы химических реакций выделяют? (соединение, разложение, замещение, обмен)
- Какие реакции называют реакциями соединения, разложения, замещения, обмена? (реакции разложения -реакции, при которых из одного сложного вещества получается 2 или более простых или сложных веществ.
реакции соединения-реакции, при которых из двух или более простых или сложных веществ образуется одно новое сложное вещество.
реакции замещения-реакции между простым и сложным веществами, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества.
реакции между сложными веществами, в ходе которых сложные вещества обмениваются своими составными частями)
4.Домашнее задание
параграф 22, задачник 2.18, 2.30