5 класс.
Тема урока. «Блюда из яиц»
Цель урока.
Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании человека.
Задачи урока.
Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и приготовлению блюд из яиц.
Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Создать условия для выполнения самостоятельной деятельности.
Воспитывать взаимодействие в коллективе.
Ход урока:
1. Организационный момент
Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения практической работы (до занятия).
Проверка готовности к уроку.
В некотором царстве, Кулинарном государстве, был объявлен конкурс на замещение вакантной должности придворного повара. Всем желающим занять это место, предлагалось отгадать загадку и приготовить блюдо.
«Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли. Сварю, стану есть – несолено».
(Фунт – единица измерения массы 1 фунт - 450 грамм)
Трудная загадка! Многие пытались её разгадать, но ни у кого не получалось.
Однако нашёлся повар, настоящий профессионал, который справился с заданием!
- Что же приготовил повар? (Повар сварил яйцо, разумеется, в скорлупе).
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Ребята, мы продолжаем путешествие по стране Кулинария. (Слайд № 1)
Добро пожаловать в «Мир солнышка в скорлупке».
Сегодня мы побываем в гостях у придворного повара Калорьевича и узнаем всё о яйце и яичных продуктах,
научимся готовить блюда из яиц.
Знакомьтесь! (Слайд № 2)
Повар у плиты творит
Как на крыльях он парит.
Каждое его творенье -
Просто сказка, объеденье,
Мысли, творчества полёт,
Тот, кто пробовал, поймёт.
Поварское дело не ремесло, а искусство.
У древних римлян существовали поговорки: «Жизнь – из яйца», «С яйца – с самого начала», потому что свою трапезу они всегда начинали с яйца, которое они не варили, а выпивали сырым.
3. Объяснение нового материала.
- В каждом маленьком яйце скрыто столько загадок!
Раскроем их и станем настоящими экспертами в области яиц. (Слайд № 3)
А вот и первая загадка. Какие полезные вещества содержатся в 45 граммах яйца?
Работа с текстом учебника стр.66
Ребята, давайте сделаем вывод по прочитанному. Вывод. (Слайд № 5)
Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли, витамины А, D, Е и В.
Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.
Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени).
Исследование показало, что люди со здоровой диетой могут съедать по яйцу в день, и уровень холестерина в крови не поднимется.
Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.
Просто поразительно, как много информации содержится на яйце!
- Какую информацию содержит штамп на яйце?
Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими.
По истечении 7 суток они становятся столовыми.
Работа по учебной таблице. (Слайд № 6)
(Схема зарисовывается учащимися в рабочую тетрадь)
1-й категории (45 – 60 г)
Диетическое
2-й категории (40г. и меньше)
Куриное яйцо
Столовое (срок хранения до 30 суток)
Меланж - замороженная смесь белка с желтком
Яичный порошок - высушенный меланж
- Крупные яйца массой 45 г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории.
- Яйца массой 40 г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.
К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.
Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток.
Советы повара Калорьевича. (Слайд № 7)
Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.
(работа по учебной таблице) (Слайд № 8)
.
Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток.
Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%.
Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение)
Вывод.
Для определения их доброкачественности можно использовать несколько способов.
1. Просвечивание (с помощью овоскопа)
2. Погружение в воду.
4. Лабораторная работа.
Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде. (Слайд № 9)
(работа выполняется в парах по инструкционной карте)
Ход работы.
1. В стакан с водой всыпьте столовую ложку соли и размешайте. |
2. Опустите в стакан яйцо и определите его качество в соответствии с таблицей. |
3. Оформите результаты опыта: зарисуйте положение яйца в стакане с водой и охарактеризуйте его качество. |
Качество яйца | Положение яйца |
Яйцо свежее | Опустилось на дно стакана |
Недостаточно свежее | Плавает чуть выше дна |
Недоброкачественное | Находится на поверхности жидкости |
Яйца могут быть источником инфекционного заболевания, в процессе приготовления пищи из них необходимо соблюдать правила.
Советы повара Калорьевича. (Слайд № 10)
Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу)
Соблюдать режим тепловой обработки яиц.
Предлагаю принять участие в игре «Яичный аукцион» (кто последний назовёт блюдо из яиц).
Вывод. (Слайд № 11)
Из яиц готовят яичницы, омлеты. Яйца можно фаршировать. Кроме того, яйца широко используются при приготовлении котлет, запеканок, блинчиков, а также кондитерских изделий.
В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.
В русской национальной кухне, например, яйца готовили, как отдельное блюдо.
Как пищевое сырье, для смеси с другими продуктами яйца не воспринимались. Даже в тесто их стали употреблять лишь в XIX веке по примеру французов.
Рассмотрим способы варки яиц (работа с таблицей). (Слайд № 12)
Способ приготовления | Время приготовления, мин | Готовность |
Всмятку | 2 | Белок свернулся наполовину, желток не свернулся |
«В мешочек» | 4 - 5 | Белок свернулся, желток не свернулся |
Вкрутую | 7 - 10 | Желток и белок свернулся |
Подготовка к практической работе.
Учитель: Мы переходим к практической работе, но сначала запомним несколько правил!
Советы повара Калорьевича (Слайд № 13)
Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.
Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).
Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг об друга и потрескаться.
Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух. Во время варки там может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.
Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.
Вводный инструктаж.
Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по правилам техники безопасности:
- при пользовании электронагревательными приборами;
- при работе с горячей жидкостью.
Разбирается схема приготовления и требования к качеству блюда.
6. Практическая работа. Выполняется в соответствии с графиком работы с использованием технологической схемы и рецептуры.
Технологическая карта. Яйца «Сюрприз». (Слайд № 14)
Наименование продукта | Кол-во | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Яйца | 1 шт. | Сварить вкрутую. Очистить. Разрезать пополам. Вынуть желток | Кастрюля, нож, разделочная доска |
Паштет | 2 ч. ложки | Смешать с желтком | Тарелка, вилка |
Соль | По вкусу | Добавить в паштет с яйцом. Смешать. | Ложка |
Майонез | 1 ст. ложка | Наполнить половинки яйца полученным фаршем и сверху залить майонезом. Украсить зеленью. | Ложка, сервировочное блюдо |
Варка яиц идёт полных ходом, но не все загадки ещё разгаданы.
Для этого надо знать некоторые тонкости яичного этикета (сообщение готовится ученицей)
Ученица: Помните, почему началась война между лилипутами (Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»). Так вот, для тех, кто этого не знает: война началась из-за разного подхода к разбиванию яйца. Одни говорили, что надо бить яйцо с тупого конца, другие – с острого. Разногласия были настолько остры, что привели к войне.
Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки. Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки – это можно делать ножом или вилкой.
Определение качества.
Оценка сервировки стола.
Определение качества приготовленного блюда согласно требованиям (самоконтроль и взаимоконтроль).
Анализ допущенных отклонений при приготовлении и оформлении блюда.
Уборка стола, рабочего места и мытье посуды (согласно графику).
7. Подведение итогов занятия.
Проанализируем нашу работу, подведём итог.
Обобщение знаний учащихся.
Домашнее задание: повторить изученный материал (стр.66-71, вопросы для самопроверки).
Интересная информация от повара Калорьевича (Слайд № 15)
Всемирный день яйца — неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.). Отмечается во вторую пятницу октября.
Учитель: Обыкновенное яйцо – пищевой продукт, но его воспевают в песнях, сочиняют сказки (Курочка Ряба). Форма яйца вдохновляет художников, дизайнеров, архитекторов.
«Яйцо в искусстве» (сообщение готовится ученицей) (Слайд № 16, 17)
Ученица:
- В городе Коломыя находится архитектурное сооружение в форме яйца, сюда
приезжают посетители из разных стран.
- В Москве на улице Маликова стоит удивительный Дом – яйцо (архитектор С. Ткаченко).
- Театр – музей Сальвадора Дали уникальное здание в Испании.
- Памятник «Колумбово яйцо» стоит в городе Сан – Антонио – Абад.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Синквейн: существительное; два прилагательных; три глагола в неопределённой форме; пословица, фраза или крылатое выражение; синоним.
Составление учащимися синквейна. (Слайд № 18)
Яйцо;
таинственное, хрупкое, полезное;
купить, варить, угощать;
«солнышко в скорлупке», «в доме еда, а дверь заперта», «яйца курицу не учат».
жизнь, здоровье.
(Слайд № 19)
Учитель: Уважаемые эксперты в области яиц, я благодарю вас за активную работу. Новых вам открытий и побед в стране Кулинария. Урок окончен.