Тема. Солнечная радиация
Цели урока: сформировать понятия «солнечная радиация», «радиационный баланс»; изучить виды солнечной радиации; сформировать представление об изменении солнечной радиации по сезонам года.
Планируемые результаты обучения:
-предметные: формирование знаний о различных видах солнечной радиации, радиационном балансе; формирование умений определять по картам закономерности распределения солнечной радиации по территории страны.
-метапредметные: формирование умений: 1) определять понятия; 2) использовать текст параграфа и географические карты для получения информации о солнечной радиации; 3) анализировать информацию и делать выводы; 4) создавать схемы.
-личностные: понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле.
Основное содержание: солнечная радиация и её виды, суммарная солнечная радиация, радиационный баланс, изменение солнечной радиации по сезонам года. Деятельность обучающихся: выявлять факторы, определяющие климат России; выявлять закономерности распределения солнечной радиации по территории России; определять по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов и городов России; Ценностный компонент урока: значимость солнечного тепла для всего живого на Земле.
Оборудование: физическая карта России, атлас, учебник
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного.
- Раздел «Природа России». Вспомним, что мы уже узнали.
Геологическое строение и рельеф.
Соседи России.
Административное устройство РФ.
3.Актуализация опорных знаний
1.Разберите словосочетание «КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ» по составу
- Что такое КЛИМАТ?
Климат (от греч. klíma, родительный падеж klímatos, буквально — наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам), многолетний режим погоды, свойственный той или иной местности на Земле.(Запишите в тетради определение)
- Подберите синоним к слову факторы. (Причины)
- А теперь составьте предложение, используя слова: климат, причины. (ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ КЛИМАТ РОССИИ)
Работа в парах. -Вспомните из курса 7 класса факторы, от которых зависит формирование климата нашей страны. Из набора терминов, выберите подходящие: географическое положение, подстилающая поверхность, суша и океан, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация, радиационный баланс, альбедо)
ЗНАЕМ (записывается на доске):
Географическое положение, солнечная радиация
Циркуляция атмосферы
Подстилающая поверхность: суша и океан, морские течения, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, альбедо.
4.Мотивация. Целеполагание.
-Почему климат России очень разнообразен? От холодного арктического на севере, до влажных субтропиков Черноморского побережья. -Географическое положение (географическая широта) влияет на распределение солнечной радиации и на циркуляцию атмосферы.
- На формирование климата оказывают влияние огромное количество факторов. Сегодня мы рассмотрим один из них.
-Как вы думаете какой? Солнечная радиация. Почему? (Без тепла нет жизни).
ХОТИМ УЗНАТЬ :
Виды солнечной радиации
Радиационный баланс
5.Изучение нового материал
-Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации.
Задание. Дать определение. Солнечная радиация – это? В каких единицах измеряется? - излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на (Ккал/см).
Работа в парах. –1.Определите виды солнечной радиации. Составьте кластер.
-2.Охарактеризуйте виды солнечной радиации.
Прямая +Рассеянная=Суммарная
Отраженная и Поглащенная
-3.Понятие «радиационный баланс»
-4.Рис 36 стр 83. Определить по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов и городов России
-В какой из пунктов (м. Челюскин или Крыму) поступает больше солнечной радиации на 1 см? -Почему? (Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечная радиация)
ФИЗМИНУТКА
Работа в группах:
1 гр – стр 82 объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года.
2 гр – рис 37 проанализировать карту «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах»; Сделать вывод.
3 гр – рис 38. Сделать вывод.
Доклады групп.
6.Закрепление изученного материала
Географический диктант на усвоение терминов и понятий.
Рефлексия. Подведите итог того, о чем вы узнали на уроке.
Домашнее задание – проработать § 21, ответить на вопросы №1-8. По желанию проработать рубрику «Это мне интересно»