Тема: Сказуемое. Способы выражения сказуемого
Цели: познакомить учащихся со сказуемым и способами его выражения; научить находить сказуемое в предложении.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Выборочно зачитываются 2-3 работы учащихся. Проводится фронтальный опрос по теме «Подлежащее».
III. Объяснение новой темы.
1. Слово учителя.
- Я вновь приглашаю вас в театральную гостиную. Сейчас мы узнаем, как продолжилось распределение ролей.
- Сегодня, - сказала Грамматика, - мы обсудим особенности другого члена предложения – Сказуемого.
Послушайте и запишите в тетрадь предложения.
Небо чистое.
Дети пишут.
Мама радуется.
Обратите внимание, что Сказуемое непосредственно связано с Подлежащим. Оно определяет предмет речи, наделяет его разнообразными признаками в широком смысле слова. (Качествами, действиями, состояниями.)
Вернёмся к нашим предложениям, в каждом из них Сказуемое что-то подчеркнуло. (В 1 предложении - качество, во 2-ом - действие, в 3-ем – состояние.)
- Какой частью речи выражено сказуемое в данных предложениях, какую часть речи утвердили на эту роль?
- Конечно, глагол, но есть и другие претенденты. Кто они? (Прилагательное.)
- Я думаю, что на эту роль мы обязательно пригласим прилагательные.
- Постойте, постойте! – раздался встревоженный голос Имени Существительного. – А обо мне вы забыли? Конечно, одну из главных ролей мне уже дали – роль Подлежащего, но и в роли сказуемого мне приходится немало потрудиться. Несправедливо забывать об этом. Посмотрите на эти предложения.
Астана – столица Казахстана.
Книга – верный друг и помощник.
- Минуточку! Тогда и обо мне не стоит забывать! – подало голос Краткое Прилагательное. – Пусть я всего лишь Краткое Прилагательное, но роль я выполняю вполне серьезную и ответственную! Ведь я всегда играю роль Сказуемого в предложении.
- Да, конечно, это справедливо! – закричали все хором.
- Ну что ж, вы правы, друзья, благодарю всех за инициативу, - сказала Грамматика. - На этом распределение главных ролей считаю законченным.
Работа с учебником.
- Ну что же, фантазия фантазией, а ведь нам, ребята, надо свои знания в порядок привести. Откройте учебник, прочитайте правило, а затем рассмотрите схему. Обратите внимание на вопросы, которые можно задать к сказуемому, и на способы выражения сказуемого.
Подсказка: когда прилагательное выступает в роли сказуемого, то оно стоит обычно после подлежащего.
(Учащиеся самостоятельно работают с учебником, затем отвечают на вопросы учителя.)
Тренировочные упражнения.
Впишите номера предложений в соответствующие колонки.
Способы выражения сказуемого |
Глагол | Имя существительное | Имя прилагательное |
| | |
1. Солнце жаркое. 2. Небо по краям темнеет. 3. Слабо сверкнула молния. 4. Хлеб – батюшка, водица – матушка. 5. Воздух легок и чист. 6. Туман – обычное явление для здешних мест. 7. Горячи из печки калачи. 8. Еще румянит осень клены. 9. Знание – высшее богатство.
Творческое списывание на материале предложений, объединенных одной темой «Как мы выполняем правила поведения».
Задание: вместо вопросов напишите подлежащие – имена одноклассников, которые особенно хорошо выполняют правила поведения для учащихся; подчеркните грамматические основы предложений.
Учителю обратить внимание детей на грамматико-стилистические ошибки типа «Он вежливый и скромен».
(Кто?) прилежна, настойчива в учебе и в работе.
(Кто?) правдива, честна, дисциплинированна.
(Кто?) вежлив, скромен, аккуратен.
Физкультминутка.
(По усмотрению учителя.)
Самостоятельная работа.
Из данного предложения выпишите 2 глагольных и 2 именных словосочетания, произведите разбор словосочетаний. (Можно по вариантам.) Подчеркните грамматическую основу предложения.
Разноцветными листьями украсила щедрая осень лесные поляны.
разноцветными листьями
щедрая осень
украсила поляны
украсила листьями
Диктант с последующей взаимопроверкой.
Подчеркнуть грамматические основы, составить схему текста.
Весна в лесу
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Работа с учебником.
Домашнее задание