СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сказуемое. Способы выражения сказуемого"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказуемое. Способы выражения сказуемого"»

Тема: Сказуемое. Способы выражения сказуемого

Цели: познакомить учащихся со сказуемым и способами его выражения; научить находить сказуемое в предложении.

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

Выборочно зачитываются 2-3 работы учащихся. Проводится фронтальный опрос по теме «Подлежащее».

III. Объяснение новой темы.

1. Слово учителя.

- Я вновь приглашаю вас в театральную гостиную. Сейчас мы узнаем, как продолжилось распределение ролей.

- Сегодня, - сказала Грамматика, - мы обсудим особенности другого члена предложения – Сказуемого.

Послушайте и запишите в тетрадь предложения.

Небо чистое.

Дети пишут.

Мама радуется.

Обратите внимание, что Сказуемое непосредственно связано с Подлежащим. Оно определяет предмет речи, наделяет его разнообразными признаками в широком смысле слова. (Качествами, действиями, состояниями.)

Вернёмся к нашим предложениям, в каждом из них Сказуемое что-то подчеркнуло. (В 1 предложении - качество, во 2-ом - действие, в 3-ем – состояние.)

- Какой частью речи выражено сказуемое в данных предложениях, какую часть речи утвердили на эту роль?

- Конечно, глагол, но есть и другие претенденты. Кто они? (Прилагательное.)

- Я думаю, что на эту роль мы обязательно пригласим прилагательные.

- Постойте, постойте! – раздался встревоженный голос Имени Существительного. – А обо мне вы забыли? Конечно, одну из главных ролей мне уже дали – роль Подлежащего, но и в роли сказуемого мне приходится немало потрудиться. Несправедливо забывать об этом. Посмотрите на эти предложения.

Астанастолица Казахстана.

Книга – верный друг и помощник.

- Минуточку! Тогда и обо мне не стоит забывать! – подало голос Краткое Прилагательное. – Пусть я всего лишь Краткое Прилагательное, но роль я выполняю вполне серьезную и ответственную! Ведь я всегда играю роль Сказуемого в предложении.

- Да, конечно, это справедливо! – закричали все хором.

- Ну что ж, вы правы, друзья, благодарю всех за инициативу, - сказала Грамматика. - На этом распределение главных ролей считаю законченным.


Работа с учебником.

- Ну что же, фантазия фантазией, а ведь нам, ребята, надо свои знания в порядок привести. Откройте учебник, прочитайте правило, а затем рассмотрите схему. Обратите внимание на вопросы, которые можно задать к сказуемому, и на способы выражения сказуемого.

Подсказка: когда прилагательное выступает в роли сказуемого, то оно стоит обычно после подлежащего.

(Учащиеся самостоятельно работают с учебником, затем отвечают на вопросы учителя.)

Тренировочные упражнения.

Впишите номера предложений в соответствующие колонки.


Способы выражения сказуемого

Глагол

Имя существительное

Имя прилагательное





1. Солнце жаркое. 2. Небо по краям темнеет. 3. Слабо сверкнула молния. 4. Хлеб – батюшка, водица – матушка. 5. Воздух легок и чист. 6. Туман – обычное явление для здешних мест. 7. Горячи из печки калачи. 8. Еще румянит осень клены. 9. Знание – высшее богатство.

Творческое списывание на материале предложений, объединенных одной темой «Как мы выполняем правила поведения».

Задание: вместо вопросов напишите подлежащие – имена одноклассников, которые особенно хорошо выполняют правила поведения для учащихся; подчеркните грамматические основы предложений.

Учителю обратить внимание детей на грамматико-стилистические ошибки типа «Он вежливый и скромен».

(Кто?) прилежна, настойчива в учебе и в работе.

(Кто?) правдива, честна, дисциплинированна.

(Кто?) вежлив, скромен, аккуратен.

Физкультминутка.

(По усмотрению учителя.)

Самостоятельная работа.

Из данного предложения выпишите 2 глагольных и 2 именных словосочетания, произведите разбор словосочетаний. (Можно по вариантам.) Подчеркните грамматическую основу предложения.

Разноцветными листьями украсила щедрая осень лесные поляны.


разноцветными листьями

щедрая осень

украсила поляны

украсила листьями

Диктант с последующей взаимопроверкой.

Подчеркнуть грамматические основы, составить схему текста.

Весна в лесу

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Работа с учебником.

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!