учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
развивать речь учащихся; ввести термины: партер, планёр, пороша.
развивать орфографическую зоркость;
активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
развивать мыслительные операции, познавательную активность;
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
| Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | - Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Различение на слух теоретических понятий. | -Послушайте и повторите слова и выражения: Подлежащее, сказуемое, главные члены, главные члены предложения, грамматическая основа, грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения | Учащиеся воспринимают речевой материал и повторяют. |
3. | Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения». | -Выпишите в левый столбик существительные 3-го склонения, а в правый – не 3 – го склонения. Шалаш (?), реч (?), сторож (?), ключ (?), лож (?), малыш (?), глуш (?),из – за туч (?), вещ (?), полноч (?). | Сущ. 3-го скл. | Не 3-го скл. | Речь Ложь Глушь Вещь полночь | Шалаш Сторож Ключ Малыш Из-за туч | |
4. | Сообщение темы урока | - Прочитай тему урока. – Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым». | Мы узнаем… Мы научимся… Мы повторим… |
5. | Введение нового материала. Работа над темой: «Тире между подлежащим и сказуемым». 1.Повторение теоретического материала Приём «Незаконченные предложения» 2.Анализ предложений. 3.Коллективное составление алгоритма постановки тире между подлежащим и сказуемым. 4. Чтение теоретического материала. | -Продолжите предложения: Главные члены предложения - … и … Подлежащее и сказуемое - … Второстепенные члены предложения - … , … , … - Подчеркните в предложениях главные члены, определите, чем они выражены. -Запишите предложения, которые соответствуют схемам: сущ. имен.п.- сущ. имен. п. - Чем выражено подлежащее и сказуемое? -В форме какого падежа употреблено подлежащее? сказуемое? - Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым. - Откройте учебники на стр.69 и прочитайте правило. | подлежащее и сказуемое главные члены определения, дополнения, обстоятельства. Исследовательская работа (по группам). Предложения даны на карточках: Ночь наступила незаметно. Дуб могучий. Ранняя осень – прекрасная пора. Даль чиста и светла. Дуб – дерево. Сущ. имен.п.- сущ. имен. п Ранняя осень – прекрасная пора. Дуб – дерево. Вывод: Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. |
6. | Физкультминутка | А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И берёмся вновь за дело. | |
7. | Закрепление изученного материала. | 1. - Прочитайте предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. 2.- Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений. Взаимопроверка. 3.Работа с учебником. Стр.69, упр.167 Задание: Спишите, ставя, где надо, тире. Подчеркните основу предложения. 4. - Пользуясь словарём учебника, объясните (письменно) значение слов партер, планёр, пороша. | Предложения даны на доске: Знание – высшее богатство. Книга – лучший товарищ. Ученье – свет, неученье – тьма. Хлеб – имя существительное. Материал дан на карточках: Доброе начало половина дела. Семь загадочное число. Ум одежда, которая никогда не износится. У лжи ноги коротки. Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд. Ложь зло для всех. Учащиеся работают на местах, один ученик – у доски. & Работа со словарём стр.305-306: Партер - … Планёр - … Пороша - … |
8. | Обобщение. | - Назовите главные члены предложения? - Чем они могут быть выражены? - Когда между главными членами ставится тире? | |
9. | Домашнее задание | Упр.169 | |
10. | Рефлексия. | - Закончите предложения. | Закончи предложения: Сегодня я понял… Тире между подлежащим и сказуемым ставится…. Мне понравилось… |