2.Минутка чистописания | -Начнём урок с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классную работу. Сегодня 17 октября. - Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах: Сойка, светит, слетел. -Что вы знаете об этом звуке? -Какой звук является парным по звонкости? -Какой буквой на письме обозначается звук [ с ]? -Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной буквы с. - Откройте ваши тетради. -Ребята, внимательно посмотрите на слайд. - Что записано на строке? - В какой последовательности даны элементы? - Посмотрите на первый элемент. Как вы думаете, какое тут будет соединение? - Теперь посмотрите на второй элемент. Обратите внимание на сочетание буквы «с» с элементом удлиненная прямая с петлей - Как вы думаете, какое соединение у буквы «с» с данной прямой? - Ребята, а теперь посмотрите на последний элемент, на слог «со» -Как вы считаете, какое соединение у данного слога? Запишите в строчку цепочку элементов, соблюдая соединения. Пропишите цепочки до конца строчки, продолжив закономерность. -Молодцы, ребята! Теперь посмотрите на слайд, прочтите эти слова. - Кто такая сойка? -Молодцы! -Хорошо, давайте составим предложения со словом сойка (2-3 предложения от учащихся) -Молодцы! -Что общего в словах? -Где в словах находится буква с? -Какое соединение буквы с с последующими буквами? -Верно! Теперь запишите их в тетрадь. | -Звук [ с ] -Этот звук глухой (парный) и твёрдый (мягкий) -Звук [ з ] -Буквой «С» Работа в тетрадях. - Элементы с буквой «с». - Три строчные буквы «с» в соединении, затем строчная буква «с» с удлиненной прямой с петлёй и слог «со». - Нижнее соединение. - Нижнее соединение. -Верхнее соединение. -Сой-ка; све-тит; сле-тел. -Пёстрая лесная птица из отряда воробьиных. Здесь чистый воздух и тихо, только кричат на деревьях сойки да стрекочут кузнечики по ночам. Где-то вдали кричала сойка. Рыжие сойки, тоже забились в самую чащу леса. -Все эти слова начинаются на букву «с». Слова имеют 2 слога. -В данных слова буква «с» находится в начале слова. - Со- верхнее соединение Св- верхнее соединение Сл- нижнее соединение |
3.Словарная работа а) предъявление нового слова учащимся Работа над слуховым образом словарного слова Предъявление слова с окошком Работа над зрительным образом словарного слова Орфографическое проговаривание. Запись слова с выделением орфограммы. Введение нового слова в активный словарь детей | -Ребята, перед тем как познакомиться с новым словарным словом. Давайте с вами вспомним те слова, которые мы уже знаем. С новой строки запишите слово Словарь: -Ребята, посмотрите на слайд Что изображено на 1 картинке? Запишите это слово. Яяяяяблоко – 1 слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву О во 2 слоге. -Ребята, что изображено на 2 картинке? -Лопата – 2 слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву О в 1 слоге. -Ребята, что изображено на 3 картинке? -Береза – 2 слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву Е в 1 слоге. -Дунул ветерок немножко В серебристые ладошки, Задрожала ими сильно Боязливая … -Ребята, что такое осина? -Верно ребята. Это словарное слово. Давайте проговорим это слово вместе. -Давайте произнесём и определим ударный слог -Какой слог ударный? -Ребята, как вы думаете, где в этом слове можно сделать ошибку? Почему вы так решили? -Ребята, посмотрите на экран. сина - Произнесите слово, какой первый звук мы слышим (произносим)? -А теперь давайте узнаем, какую букву мы должны писать в слове «осина». Для этого откройте орфографический словарь (или словарь в конце учебника). Кто нашел это слово? Какую букву мы должны писать в этом слове? Оси`на - Ребята, давайте проговорим это слово по слогам вслух так, как будем его писать. -Запишем это слово в словарь (ставим запятую после последнего слова лопата и записываем новое слово осина) -Ребята, попробуем подобрать однокоренные слова к слову «осина» Для того чтобы нам справиться с этой задачей, я задам вам несколько вопросов. Слушаем внимательно. - Как назвать маленькую осину? (осинка) -Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый) -Как называется лес, в котором растут осины? (осинник) -Как называются грибы, которые растут под осиной? (подосиновик) -Молодцы, давайте попробуем составить предложения со словом «осина». | -яблоко, берёза, лопата. -Яблоко -Лопата. -Берёза. -Осина -Лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой. -Дети проговаривают вместе с учителем слово осина - Осиииииина. -Второй слог ударный. -В первом слоге. Так как гласная в этом слоге безударная. - Мы произносим звук [а]. -Букву «о» -О-си-на -Осинник, осиновый, подосиновик, осинка. -Дети составляют предложения, например: В нашем парке росли только осины и березы. В детстве мы всегда собирались возле старой осины. |
4.Актуализация знаний учащихся | -Ребята, посмотрите на доску и определите, сколько записано предложений. Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны. -Какие предложения вы выделили? -Молодцы! Теперь подчеркните в 1 предложении подлежащее и сказуемое. -Какое слово употреблено здесь в переносном значении? - Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? -Что общего у этих слов? - А кто знает, как называются эти слова? -Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о словах с близким значением. Откройте учебник на станице 52 и прочитайте тему урока. -А вы знаете, что такое синонимы? Вы слышали такое слово? Как вы думаете, что сегодня будем делать на уроке? -Верно, молодцы. | - Три предложения. -Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. Дети по очереди выходят к доске и корректируют запись. -Пришла осень. -Пришла. - Наступила, настала, началась. - Слова с близким значением. Дети думают, предлагают варианты. -Нет, не знаем. - Узнаем, что такое синонимы, будем учиться находить их в тексте. |
6. Открытие нового знания Наблюдение над языковым материалом Самостоятельная формулировка правила Работа с формулировкой правила Работа со словарем синонимов Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле Упражнения на этапе первичного закрепления. Работа с учебником | -Ребята, у вас на столах лежит карточка №1. Из 1 и 2 столбца найдите пары слов, которые можно назвать близкими по значению. мороз озорник пламя. грусть печаль. огонь блестеть холод шалун. сверкать -Чем отличаются эти слова? -А что общего вы заметили в этих словах? Итак, ребята, в русском языке есть много слов, которые звучат (произносятся) по-разному, но являются близкими по смыслу. -А теперь давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 52, и выясним, что же это за слова и как они называются. B языке есть слова, которые произносятся по-разному, a по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами -Верно. Ребята, прочитайте правило ещё раз внимательно, - как же называются слова, которые произносятся по-разному, но являются близкими по смыслу? -Какие слова называются синонимами? -Ребята, а сейчас еще раз внимательно прочитайте правило и попробуйте рассказать его своему соседу по парте. А затем кто-нибудь перескажет правило. -Приведите примеры слов-синонимов из правила. -Подбирать к словам синонимы непросто. Как вы думаете, куда надо обратиться, если у вас будут затруднения в подборе синонимов? -Ребята, посмотрите на слайд. Здесь вы можете увидеть различные словари синонимов. А теперь откройте учебник на странице 141 и познакомьтесь с данным словарем синонимов. -Ребята, обратите внимание в учебнике на странице 141 помещён словарь близких по значению слов- словарь синонимов. -Ребята, прочитайте слова про себя. Найдите синоним к слову маленький. -Найдите синоним слова думать. -Найдите синоним слова фиолетовый. - Давайте закрепим изученное правило. На доске слова, попробуйте подобрать слова близкие по значению. Какие это слова? Врач, обманывать, смелый, труд, метель, прощай, мокрый, жаркий, азбука, дивный, друг, преподаватель, дети. -Откройте учебник на странице 53 упражнение № 67. Прочитайте каждый ряд синонимов. -Объясните в чём сходство синонимов в каждом ряду слов. Давайте объясним слова в первом ряду вместе. -Ребята, прочитайте слова 2 ряда? Давайте объясним в чём сходство данных синонимов. -Ребята, давайте прочитаем 3 ряд. В чём сходство данных синонимов? -Давайте прочитаем последний ряд. В чём сходство этих синонимов? -Молодцы, ребята! -А теперь давайте выполним упражнение 68. Прочитайте задание. Назовите мне данные пары. -Ребята, попробуйте доказать мне, что данные пары являются синонимами. -Кто хочет доказать мне первую пару? -А кто хочет доказать мне, что вторая пара является синонимами? -А теперь докажите мне почему слова «красный» и «алый» тоже являются синонимами? - Ребята, у вас на столах есть карточки №2. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, которое не подходит по смыслу. а) огонь, осень, пламя; б) алфавит, чистописание, азбука; в) идти, спать, шагать; г) бросать, кидать, прыгать; д) буря, дождь, ураган. | -Мороз - холод пламя - огонь печаль - грусть блестеть - сверкать шалун – озорник -Произносятся по-разному. -Эти слова одинаковые по смыслу. -Чтение правила учащимися. - Синонимы -Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые. Примеры из правила: родник-ключ, храбрый-смелый и работать-трудиться -Нужно обратиться к словарю синонимов. -Крошечный -Размышлять -Лиловый. Врач-доктор, обманывать-лгать, смелый-храбрый, труд-работа, метель-пурга, прощай- до свидания, мокрый-влажный, жаркий-горячий, азбука-алфавит, дивный-чудный, друг-товарищ, преподаватель-учитель, дети-ребята. -Синонимы. Перечисляют ряд синонимов. -Родина, Отчизна, Отечество. Родная земля, место, где родился. - Мир, дружба, согласие. -Говорится о дружеских отношениях, без войны. -Ловкий, шустрый, юркий. - Говорится о быстроте. -Разговаривать, беседовать, общаться. Говориться о ведении диалога между людьми. -Рисунок – узор, бежать – мчаться, красный – алый. Рисунок и узор — синонимы, так как узор — это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней. -Бежать, мчаться — синонимы, так как слово «мчаться» означает «очень быстро нестись, бежать». -Красный, алый — синонимы, так как алый — яркий оттенок красного цвета. Эти пары слов близкие по значению, одинаковые по смыслу. Осень, чистописание, спать, прыгать, дождь. |