СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Синонимы в тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Синонимы в тексте"»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Фарида Румилевна.

Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на своё место.

Приветствую учителя и готовятся к уроку.

2.Минутка чистописания
























-Начнём урок с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классную работу. Сегодня 17 октября.

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах:

Сойка, светит, слетел.

-Что вы знаете об этом звуке?


-Какой звук является парным по звонкости?

-Какой буквой на письме обозначается звук [ с ]?

-Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной буквы с.

- Откройте ваши тетради.


-Ребята, внимательно посмотрите на слайд.

- Что записано на строке?

- В какой последовательности даны элементы?





- Посмотрите на первый элемент. Как вы думаете, какое тут будет соединение? 

- Теперь посмотрите на второй элемент. Обратите внимание на сочетание буквы «с» с элементом удлиненная прямая с петлей
- Как вы думаете, какое соединение у буквы «с» с данной прямой? 

- Ребята, а теперь посмотрите на последний элемент, на слог «со»
-Как вы считаете, какое соединение у данного слога?


Запишите в строчку цепочку элементов, соблюдая соединения. Пропишите цепочки до конца строчки, продолжив закономерность.

-Молодцы, ребята! Теперь посмотрите на слайд, прочтите эти слова.

- Кто такая сойка?

-Молодцы!


-Хорошо, давайте составим предложения со словом сойка (2-3 предложения от учащихся)

-Молодцы!







-Что общего в словах?

-Где в словах находится буква с?

-Какое соединение буквы с с последующими буквами?



-Верно! Теперь запишите их в тетрадь.






-Звук [ с ]

-Этот звук глухой (парный) и твёрдый (мягкий)

-Звук [ з ]

-Буквой «С»


Работа в тетрадях.




- Элементы с буквой «с».

- Три строчные буквы «с» в соединении, затем строчная буква «с» с удлиненной прямой с петлёй и слог «со».


- Нижнее соединение.




- Нижнее соединение.




-Верхнее соединение.










-Сой-ка; све-тит; сле-тел.


-Пёстрая лесная птица из отряда воробьиных.


Здесь чистый воздух и тихо, только кричат на деревьях сойки да стрекочут кузнечики по ночам.

Где-то вдали кричала сойка.

Рыжие сойки, тоже забились в самую чащу леса.


-Все эти слова начинаются на букву «с». Слова имеют 2 слога.

-В данных слова буква «с» находится в начале слова.

- Со- верхнее соединение

Св- верхнее соединение

Сл- нижнее соединение

3.Словарная работа






































а) предъявление нового слова учащимся













Работа над слуховым образом словарного слова








Предъявление слова с окошком






Работа над зрительным образом словарного слова


Орфографическое проговаривание. Запись слова с выделением орфограммы.


Введение нового слова в активный словарь детей



-Ребята, перед тем как познакомиться с новым словарным словом. Давайте с вами вспомним те слова, которые мы уже знаем.

С новой строки запишите слово Словарь:

-Ребята, посмотрите на слайд









Что изображено на 1 картинке? Запишите это слово.

Яяяяяблоко – 1 слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву О во 2 слоге.


-Ребята, что изображено на 2 картинке?

-Лопата – 2 слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву О в 1 слоге.


-Ребята, что изображено на 3 картинке?

-Береза – 2 слог ударный, подчеркиваем и запоминаем букву Е в 1 слоге.





-Дунул ветерок немножко
В серебристые ладошки,
Задрожала ими сильно
Боязливая …


-Ребята, что такое осина?


-Верно ребята. Это словарное слово. Давайте проговорим это слово вместе.


-Давайте произнесём и определим ударный слог

-Какой слог ударный?


-Ребята, как вы думаете, где в этом слове можно сделать ошибку? Почему вы так решили?

-Ребята, посмотрите на экран.


сина


- Произнесите слово, какой первый звук мы слышим (произносим)?

-А теперь давайте узнаем, какую букву мы должны писать в слове «осина». Для этого откройте орфографический словарь (или словарь в конце учебника). Кто нашел это слово? Какую букву мы должны писать в этом слове?


Оси`на


- Ребята, давайте проговорим это слово по слогам вслух так, как будем его писать.

-Запишем это слово в словарь (ставим запятую после последнего слова лопата и записываем новое слово осина)


-Ребята, попробуем подобрать однокоренные слова к слову «осина»

Для того чтобы нам справиться с этой задачей, я задам вам несколько вопросов. Слушаем внимательно.

- Как назвать маленькую осину? (осинка)
-Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

-Как называется лес, в котором растут осины? (осинник)

-Как называются грибы, которые растут под осиной? (подосиновик)


-Молодцы, давайте попробуем составить предложения со словом «осина».







-яблоко, берёза, лопата.
















-Яблоко




-Лопата.




-Берёза.





-Осина



-Лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой.












-Дети проговаривают вместе с учителем слово осина



- Осиииииина.

-Второй слог ударный.


-В первом слоге. Так как гласная в этом слоге безударная.




- Мы произносим звук [а].




-Букву «о»





-О-си-на




-Осинник, осиновый, подосиновик, осинка.












-Дети составляют предложения, например:

В нашем парке росли только осины и березы.

В детстве мы всегда собирались возле старой осины.

4.Актуализация знаний учащихся













-Ребята, посмотрите на доску и определите, сколько записано предложений.


Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.


-Какие предложения вы выделили?




-Молодцы! Теперь подчеркните в 1 предложении подлежащее и сказуемое.


-Какое слово употреблено здесь в переносном значении?

- Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»?

-Что общего у этих слов?

- А кто знает, как называются эти слова?

-Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о словах с близким значением. Откройте учебник на станице 52 и прочитайте тему урока.

-А вы знаете, что такое синонимы? Вы слышали такое слово?

Как вы думаете, что сегодня будем делать на уроке?

-Верно, молодцы.


- Три предложения.






-Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.

Дети по очереди выходят к доске и корректируют запись.

-Пришла осень.

-Пришла.

- Наступила, настала, началась.

- Слова с близким значением.
Дети думают, предлагают варианты.




-Нет, не знаем.

- Узнаем, что такое синонимы, будем учиться находить их в тексте.

5. Физминутка

Топай, мишка, хлопай мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

А теперь вставай ты ровно,

Покрутись и повертись.

Улыбайся и садись.

Глазки крепко закрывай,

Дружно до 5-ти считай:

1,2,3,4,5

Глазки открывай.

И теперь ты поморгай.

-Выполняют упражнения.

6. Открытие нового знания



Наблюдение над языковым материалом
















Самостоятельная формулировка правила


Работа с формулировкой правила

















Работа со словарем синонимов







Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле









Упражнения на этапе первичного закрепления.
















Работа с учебником



















-Ребята, у вас на столах лежит карточка №1. Из 1 и 2 столбца найдите пары слов, которые можно назвать близкими по значению.


мороз озорник

пламя. грусть

печаль. огонь

блестеть холод

шалун. сверкать


-Чем отличаются эти слова?

-А что общего вы заметили в этих словах?

Итак, ребята, в русском языке есть много слов, которые звучат (произносятся) по-разному, но являются близкими по смыслу.



-А теперь давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 52, и выясним, что же это за слова и как они называются.

B языке есть слова, которые произносятся по-разному, a
по смыслу одинаковые или
очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.
Такие слова называются синонимами


-Верно. Ребята, прочитайте правило ещё раз внимательно,

- как же называются слова, которые произносятся по-разному, но являются близкими по смыслу?



-Какие слова называются синонимами?




-Ребята, а сейчас еще раз внимательно прочитайте правило и попробуйте рассказать его своему соседу по парте. А затем кто-нибудь перескажет правило.

-Приведите примеры слов-синонимов из правила.


-Подбирать к словам синонимы непросто. Как вы думаете, куда надо обратиться, если у вас будут затруднения в подборе синонимов?



-Ребята, посмотрите на слайд. Здесь вы можете увидеть различные словари синонимов. А теперь откройте учебник на странице 141 и познакомьтесь с данным словарем синонимов.


-Ребята, обратите внимание в учебнике на странице 141 помещён словарь близких по значению слов- словарь синонимов.

-Ребята, прочитайте слова про себя. Найдите синоним к слову маленький.

-Найдите синоним слова думать.

-Найдите синоним слова фиолетовый.



- Давайте закрепим изученное правило. На доске слова, попробуйте подобрать слова близкие по значению.

Какие это слова?

Врач, обманывать, смелый, труд, метель, прощай, мокрый, жаркий, азбука, дивный, друг, преподаватель, дети.













-Откройте учебник на странице 53 упражнение № 67. Прочитайте каждый ряд синонимов.


-Объясните в чём сходство синонимов в каждом ряду слов. Давайте объясним слова в первом ряду вместе.


-Ребята, прочитайте слова 2 ряда? Давайте объясним в чём сходство данных синонимов.


-Ребята, давайте прочитаем 3 ряд. В чём сходство данных синонимов?


-Давайте прочитаем последний ряд. В чём сходство этих синонимов?





-Молодцы, ребята!


-А теперь давайте выполним упражнение 68. Прочитайте задание. Назовите мне данные пары.

-Ребята, попробуйте доказать мне, что данные пары являются синонимами.

-Кто хочет доказать мне первую пару?






-А кто хочет доказать мне, что вторая пара является синонимами?




-А теперь докажите мне почему слова «красный» и «алый» тоже являются синонимами?





- Ребята, у вас на столах есть карточки №2. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, которое не подходит по смыслу.
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) идти, спать, шагать;
г) бросать, кидать, прыгать;

д) буря, дождь, ураган.





-Мороз - холод
пламя - огонь
печаль - грусть
блестеть - сверкать
шалун – озорник


-Произносятся по-разному.

-Эти слова одинаковые по смыслу.





-Чтение правила учащимися.









- Синонимы




-Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые.



Примеры из правила: родник-ключ, храбрый-смелый и работать-трудиться


-Нужно обратиться к словарю синонимов.






















-Крошечный

-Размышлять

-Лиловый.



Врач-доктор, обманывать-лгать, смелый-храбрый, труд-работа, метель-пурга, прощай- до свидания, мокрый-влажный, жаркий-горячий, азбука-алфавит, дивный-чудный, друг-товарищ, преподаватель-учитель, дети-ребята.


-Синонимы.





Перечисляют ряд синонимов.


-Родина, Отчизна, Отечество.

Родная земля, место, где родился.

- Мир, дружба, согласие.

-Говорится о дружеских отношениях, без войны.


-Ловкий, шустрый, юркий.

- Говорится о быстроте.


-Разговаривать, беседовать, общаться.

Говориться о ведении диалога между людьми.



-Рисунок – узор, бежать – мчаться, красный – алый.



Рисунок и узор — синонимы, так как узор — это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней.


-Бежать, мчаться — синонимы, так как слово «мчаться» означает «очень быстро нестись, бежать».


-Красный, алый — синонимы, так как алый — яркий оттенок красного цвета. Эти пары слов близкие по значению, одинаковые по смыслу.




Осень, чистописание, спать, прыгать, дождь.

7.Обобщающая беседа



-Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились?

-Что такое синонимы?




-Как произносятся синонимы?

-А какие они по смыслу?

-Приведите примеры синонимов.



-Ребята, скажите мне, пожалуйста, куда нам нужно обратиться для того, чтобы найти слову необходимый синоним.


-Ребята, с каким новым словарным словом мы с вами познакомились?


- Где в этом слове можно допустить ошибку.


-Молодцы!

-С синонимами.

-Синонимы- это слова близкие про значению, но разные по произношению.


-По-разному.

-Одинаковые.

-Горячий – тёплый

-Большой - огромный

-Радостный – весёлый


-Словарь синонимов


-Осина.



- В первом слоге. Так как гласная в этом слоге безударная и мы не можем её проверить.


8.Рефлексия

-Какова была цель урока?


-Достигли ли мы цели урока?



Ребята, пожалуйста продолжите фразы

1.​Мне было интересно….

2.​Было трудно….

3.​Я понял, что….

4.​У меня получилось….






- Молодцы, ребята. На улице уже осень и листья начинают желтеть. Поэтому если вы поняли тему урока. Вам было интересно и вам всё понравилось, прицепите на наше дерево жёлтый листочек. Ну, а если у вас возникли проблемы или вам было что-то непонятно, то повесьте на наше дерево зелёный листочек .

-Узнать, что же такое синонимы.

-Я думаю, что да. Мы узнали, что такое синонимы, смогли подобрать их к другим словам.


1.Мне было интересно искать синонимы к словам, работать со словарём синонимов.

2. Было трудно…

3. Я понял, что синонимы- это слова близкие по значению, но разные по произношению.

4. У меня получилось подобрать синонимы ко всем словам на уроке, поработать со словарём синонимов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!