МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 им.Г.К. Жукова» г. Курска
Начальная школа 21 века, Русский язык , 2 класс
Подготовила и провела : учитель начальных классов Иванец Л.А.
Тема: Учимся писать суффикс -ость-
Цель: познакомить с образованием слов при помощи суффикса -ость- и отработать правописание слов с этим суффиксом.
Задачи:
1.Познакомить с новым суффиксом – ость- и отрабатывать правописание слов с ним; закрепить написание слов с изученными орфограммами и умение подбирать проверочные слова.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление.
3. Воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.
Планируемые результаты
Предметные: умение выделять суффикс в слове; определять значения суффиксов.
Метапредметные: Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Составлять слова из заданных элементов; наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффикса -ость. . Умение действовать по алгоритму и по образцу.
Личностные: Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельные и грамотные высказывания детей в устной форме, развитие коммуникативных способностей.
Ход урока
Оргмомент
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!
-Улыбнитесь соседу по плечу. Кулачками поприветствуйте соседа по глазам. Поздоровайтесь за руку с соседом наискасок.
-Запишите в тетради число и классная работа
-Начнём урок с орфографической минутки.
Снег, летит, холодный, солнце, гладкий, шубка, честный.
-Работаем в группах .Повторим правила работы в группе. ( слайд)
(Поменяйтись тетрадями в парах. Проверяем в группе. Объясняем орфограммы. Исправляем ошибки карандашом. )
На доске слайд с правильно записанными словами.
-Если всё написано без ошибок , поставьте + на полях. Если есть ошибки -.
- На какие группы можно разделить эти слова?
-По частям речи
-По орфограммам
-По количеству слогов
-По ударному слогу
-По первому звуку
-По последнему звуку
-Все звуки твёрдые в словах -солнце, шубка.
2. Актуализация знаний
-Вспоминаем, что уже знаем по теме: «части слова». (корень, окончание)
Выясняем, что ещё о суффиксе не знаем.
-Отвечаем на вопросы в презентации (слайд)
(ПО ХОДУ СОСТАВЛЯЕМ КЛАСТЕР)
-Вы настоящие коллекционеры: собрали целую коллекцию суффиксов.
-От слов которые записали в тетрадь, образуйте новые слова суффиксальным способом.
- Необходимо ли пополнить вашу коллекцию?
-.Сказать новый суффикс?
-. Самостоятельно откроете его?
3.Физкультминутка. Упражнения для глаз.
-Запишем в тетрадь слова столбиком
молодой
злой
мудрый
храбрый
-Какой частью речи являются эти слова?-
-Давайте образуем от этих слов имена существительные суффиксальным способом.
молодой - молодость
злой- злость
мудрый- мудрость
храбрый- храбрость
Давайте запишем данные слова в тетрадь. (слайд 4)
-Обратите внимание на правописание слов во втором столбике.
- Что общего в словах? С каким суффиксом познакомимся?
Давайте его выделим.
-Сформулируйте тему нашего урока . Учимся писать суффикс -ость.
-Цель нашего урока (Научиться писать суффикс – ость - , определять его в словах ).
-Определите значение этого суффикса. На что он указывает? ( На качество человека или на его состояние).
-Поставьте ударение в словах.
-Зависит ли написание суффикса от места ударения в слове?(нет)
(Значит, написание суффикса –ость- нужно запомнить)
-Теперь давайте перейдем к учебнику и сравним ваши ответы с правилом в учебнике. Стр.131
-Произнесите еще раз эти слова. Можно ли написать эти слова на слух? Что будем делать? Ваши действия?
Алгоритм знать необходимо.
(-ас,т,) произносим, а пишем – ость! Почему? Т.к. он в слабой позиции находится, без ударения! Что делаем в таких случаях?
4. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
А теперь повторим суффиксы –ик. -ек - Если я назову слова с суффиксом -ик- приседают мальчики, с суффиксом -ек- приседают девочки (Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик)
5.Закрепление изученного
1.Работа в парах Теперь мы с вами поработаем с пословицами. Прочитайте пословицы.
Мудрый не дерется нечаянно.
Где смелый, там победа.
Глупый не прокормит.
-Вам нужно найти прилагательные в пословицах и заменить их на существительные с суффиксом –ость. Суффикс –ость нужно выделить.
-Теперь давайте проверим.
-Как понимаете смысл этих пословиц?
2.Самостоятельная работа (дифференцированная)
- в учебнике стр.131 упр.1 (задание изменить)
Записать только слова с суффиксом –ОСТЬ( для группы …)
-Стр.132 упр.2 ( для группы...)
-Составить синквейн к слову СУФФИКС ( для группы…)
Синквейн – это своеобразное стихотворение, миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Синквейн
1 строка – тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
2 строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
3 строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
4 строка- что автор думает ( фраза из четырех слов).
5 строка – новое звучание темы (синоним – имя существительное в начальной форме).
Суффикс
Качественный, новый.
Служит, образует, обогащает.
С суффиксом речь богатая.
Строитель.
6.Рефлексия. Подведение итога урока.
-Мы расширили границы своих знаний.
-Вспомните, что хотели узнать в начале урока, чего достигли? (Научиться писать суффикс – ость - , определять его в словах)
-Какие открытия для себя вы сделали сегодня?
7.Сегодня за работу на уроке оценки получают …….
-Закончить хочу словами пословицы: Ученику – удача, учителю – радость.
-Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания и хорошие оценки.
- Спасибо за работу на уроке.
8.Дом. задание: тетр. стр.74-75 упр.1 или творческое задание:
Составить небольшой текст используя слова из орфографической минутки.