Урок русского языка во 2 классе
по теме « Как появляются многозначные слова»
УМК «Начальная школа XXI века»
Цель: выяснить причины появления у слова нескольких значений.
Задачи:
создать условия для выяснения причины появления у слова нескольких значений;
познакомить с функционированием многозначного слова в речи;
учить пользоваться толковым словарём и использованию в речи многозначных слов в разных значениях;
развивать познавательный интерес, речь и словарный запас обучающихся, навык сравнения значения слов в словаре;
формировать основы функциональной грамотности ;
воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма, дружеских отношений друг к другу.
Планируемые результаты
Предметные УУД:
- уточняют представления о многозначных словах, различают слова разных тематических групп;
- определяют омонимичные слова в тексте и грамотно используют их в речи;
- упражняются в отработке навыка работы со словарем, умеют извлекать информацию из словаря, иллюстраций, текстов;
- находят и определяют место орфограммы в слове и осуществляют проверку словарных слов.
Метапредметные УУД:
познавательные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий, соотносят изученные понятия с реальной жизнью;
регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с ней, формируют умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке, умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
коммуникативные – развивают способности слушать собеседника и вести диалог, совершенствуют навык владения диалогической формой речи.
Личностные:
расширяют познавательные интересы и учебные мотивы, учатся уважительно относиться к иному мнению, преодолевать трудности.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, работа с информацией, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и оцениванием, исследовательский, деятельностный, проблемный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Русский язык: 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: учебник / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. С.В. Иванова. 8 -е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф, 2020.
2. Толковые словари.
3. Лист исследования.
4. Презентация.
5. Карточки.
6. Цветные ладошки.
Ход урока
1.Мотивационный (организационный) момент
- Ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку?
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо -
под рукой!
2.Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.
- А начать его мне хочется со слов Александра Ивановича Куприна, известного русского писателя. Герои его произведений – обычные люди, которые, вопреки общественным порядкам и несправедливости, не теряют веры в добро.
"Язык - это история народа.
Язык - это путь цивилизации и культуры.
Именно поэтому изучение и сбережение
русского языка является не праздным
делом от нечего делать, а насущной
необходимостью". (А.И.Куприн)
- Ребята, скажите, зачем надо изучать и беречь русский язык?
(Русский язык надо изучать и беречь, потому что это - мой родной язык, язык великой культуры и истории, чтобы быть грамотным и высокообразованным человеком.)
- Молодцы! Русский язык – основа русской культуры и достояние русского народа, которое необходимо изучать и беречь. Каждый россиянин должен стараться делать свой собственный русский язык грамотнее и богаче, а словарь шире.
2.1. Пальчиковая гимнастика
- Прежде, чем мы начнем писать подготовим наши пальчики
«ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки,
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний «идут» по другой руке.
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
2.2. Минутка чистописания
- Запишем сочетания букв, которые нам понадобятся для записи новых словарных слов: оя - обратите внимание на соединение (нижнее) и еж - соединение (верхнее).
2.3.Словарно-орфографическая работа.
- Прочитайте слова : .втобус, б.рёза, в.скр.сенье, п.льто. (на доске)
- Запишите, вставляя пропущенные орфограммы, поставьте ударение.
- Запишем новые словарные слова. Отгадайте загадку:
Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней,
Часто эти дни с дождём,
А идёт за октябрём. (Ноябрь)
- Какие опасные места встретились в этом слове? Запишем его в тетрадь.
- Как вы думаете, что обозначает это слово? Обратимся к толковому словарю.(1 ученик)
- Сколько значений у него? (Одно.)
- Как называют слова, у которых одно значение? (Однозначные.)
- Послушайте еще одну загадку:
Я порядок соблюдаю
Нарушителей ругаю
Нынче в классе я не шумный
Потому что я …….( дежурный)
- Какое опасное место встречается
- Запишем его правильно в тетрадь.
- Определим значение слова дежурный. Обратимся к толковому словарю (2 ученик)
- Сколько значений у этого слова? (много)
Проверьте правильность написания словарных слов по орфографическому словарю нашего учебника (Стр.154) (Самопроверка и оценка работы)
- Что можете сказать об этих словах? Какую орфограмму повторили? (Правописание непроверяемых безударных гласных.)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)
-Давайте вспомним изученный нами материал. Что такое слово? Назовите два признака слова? (Слово состоит из звуков и имеет лексическое значение.)
- Напомните, что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово, его толкование.)
- Где можно узнать лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
- Сколько значений может иметь слово?
Какое слово из этих словарных слов лишнее? (дежурный). Почему?
3.1Сообщение темы урока. Слайд 1
- Как вы думаете. Какая тема нашего урока?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на экран. Среди множества букв в каждой строке найдите слово. Слайд 2
рголщьшыпльбзщшюткак
мбжэхпоявляютсяющщрзй
иргщятмхмногозначныедл
иргдщсловатьдбюжюдбюб
- Определите тему нашего урока, для этого прочитайте слова, которые вы нашли и составьте предложение. (Как появляются многозначные слова.)
- Давайте откроем учебники - урок 93 стр.34. Проверим, правильно ли мы предположили? Прочитайте тему урока. Слайд 3
3.2. Определение целей урока
-Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Узнать, как появляются многозначные слова.)
-К какому разделу относится урок? (Как устроен наш язык.)
-Какие задачи поставим перед собой на этот урок? (Развивать речь, правильно строить высказывания, делать выводы, учиться писать без ошибок).
- Что мы уже знаем о многозначных словах? Обратимся к нашему листу исследования. (Лист исследования (Приложение1)) Слайд 4
( Однозначные слова имеют одно значение, а многозначные слова - два или более значений.)
- Что мы хотим узнать? (Как появляются многозначные слова?)
-Что для этого мы будем делать? (Обратимся к учебнику.)
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» обучающимися нового знания)
4.1 Знакомство с первым способом появления многозначных слов.
- Откройте учебник на странице 34. Рубрика «Давай подумаем». Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова. Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице.
(Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.)
- Объясните значения выделенных слов. (Иголка-инструмент, иголка - листья ели и сосны.)
- Молодцы! Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – хвоя у хвойных деревьев.
- Почему у слова «иголка» появилось много значений? (Они похожи по форме.)
- Верно. Предметы похожи. Появилось сходство предметов по форме. Запишем слово «иголка» в наш «Лист исследования». Слайд 5
- Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения. (Учёные-археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.)
- Объясните значения выделенных слов. (Золотая – изделия из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая.)
-Верно. На каком основании появилось много значений у слова «золотая»? ( Сходство по признаку.)
Запишем слово «золотая» в наш «Лист исследования».
- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 35 внизу. (Туристы идут в поход. Часы идут правильно.)
- Объясните значения выделенных слов. (Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии.)
- Молодцы! Какое сходство наблюдаем здесь? (Сходство по действию.)
Запишем слово «идут» в наш «Лист исследования».
- Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения. (У слова появляются другие значения, когда слово называет похожие предметы, похожие признаки, похожие действия.)
- Проверьте правильность своего вывода в учебник с.35. (У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия, чем-то похожие между собой.)
- Вставим и запишем слова в предложение в наш «Лист исследования». (Другие значения, похожие )
4.2.Физминутка
На космодром
Дружно в ногу мы идем,
Мы идем на космодром.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Вот проверили осанку, и свели лопатки.
Ждет нас быстрая ракета, для полетов на планеты.
- Какой праздник будет отмечать наша страна 12 апреля? (60- летие первого космического полёта.)
- Что связывает Смоленщину, нас с этой датой? (Он– наш земляк, 60 лет назад Ю.А.Гагарин совершил 1 космический полёт.)
5.Реализация проекта
-Переверните страницу учебника, упр.1 стр.36, прочитайте задание.
Что нужно сделать? (Прочитать и объяснить значения выделенных слов.)
- Хвост зайца – задняя часть тела животного. Это прямое значение слова «хвост».
Стальная проволока – из твёрдого прочного металла. Это прямое значение слова «стальная».
Золотое украшение – из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета. Это прямое значение слова «золотая».
(На доску табличку - прямое значение слова)
- Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце?
- Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом.
Стальная воля – очень сильная, крепкая.
Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное.
- Слово «золотое» в сочетании со словом «сердце» впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл.
- Смысл слова «золотое» в словосочетании «золотое сердце» появился в результате переноса признака с одного предмета на другой, поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении.
- Так как же ещё могут появляться многозначные слова? (В результате переноса значения с одного предмета на другой.)
- Прочитаем правило на стр.36.
На доску табличку- переносное значение слова.
Вставим и запишем слово «переносное» в предложение в наш «Лист исследования».
- При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.
Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении).
Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним.
6.Первичное закрепление во внешней речи
- На стр.37 найдите рубрику «Давай подумаем». Прочитайте подписи-предложения. Вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в паре. Слайд 6
-Объясните значение выделенных слов. Запишите предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении. Просигнальте о выполнении работы. ( Карточки тем, кто раньше всех справился.) (Приложение 2.)
- Проверим правильность выполнения задания.(1)Класс внимательно слушал учителя.4) Я съел две тарелки супа.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Слайд 7
Задание: обведите цифру правильного ответа. ( Приложение 3)
1. Лексическое значение слов разъясняется:
1) в орфографических словарях
2) в толковых словарях
3) в словарях синонимов
2. Слово, имеющее несколько значений, называется:
1) однозначным
2) простым
3) многозначным
3. Определите, что означает предложение:
Мама светится от счастья.
1) мама освещает комнату
2) в помещении стало светло
3) мама радуется
4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.
1) лампа, ножницы, компьютер.
2) ключ, корень, кнопка.
3) окунь, ручка, щенок.
Слайд 8
(Взаимопроверка: 1.2., 2.3.,3.3.,4.2.)
-Просигнальте цветными ладошками: зеленая – без ошибок, желтая-
1 ошибка, красная -2 и более ошибок.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
- Давайте вернёмся к теме нашего урока и нашему проблемному вопросу.
Как появляются многозначные слова?
-1 способ: (Зачитывают «Лист исследования».)
-У слов появляются другие значения, когда наблюдаем сходство предметов, признаков, действий.)
- Всем понятен этот способ? Просигнальте цветными ладошками: зеленая - всё понял, желтая - понял, но испытываю затруднения, красная - не понял.
2 способ: (Зачитывают «Лист исследования».)
-Значения многозначных слов могут быть переносными. Всем понятен этот способ? Просигнальте цветными ладошками: зеленая - всё понял, желтая - понял, но испытываю затруднения, красная - не понял.
-Всё ли нам удалось?
-А теперь я попрошу дать себе самооценку по итогам работы на уроке.
Дорисуйте смайлик с помощью наших рук. Слайд 9
Дорисуйте нос:
! – если вы хорошо поняли тему
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы
Дорисуйте рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой
9. Домашнее задание. Слайд 10
Выберите и запишите по желанию.
1. Изобразите 3 многозначных слова в картинках.
2. Составьте предложения с 3 многозначными словами.
3. Выполните упр.2 стр. 36
Приложение 1
Лист исследования
слова
однозначные
многозначные
Имеют два или более значений. |
Похожи по форме, по назначению. |
предмет | признак предмета | действие предмета |
| | |
У слов появляются ___________________________, чем –то __________________между собой. |
|
Многозначные слова могут употребляться ________________________значении. |
Приложение 2
Вариант 1
Подчеркни слова с прямым значением.
1) Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;
2) Лёгкая работа, лёгкая рука;
3) Железная дисциплина; железный гвоздь.
Вариант 2
Подчеркни слова с переносным значением.
1)Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;
2) Лёгкая работа, лёгкая рука;
3) Железная дисциплина; железный гвоздь.
Приложение 3
Задание: обведите цифру правильного ответа
1. Лексическое значение слов разъясняется:
1) в орфографических словарях
2) в толковых словарях
3) в словарях синонимов
2. Слово, имеющее несколько значений, называется:
1) однозначным
2) простым
3) многозначным
3. Определите, что означает предложение:
Мама светится от счастья.
1) мама освещает комнату
2) в помещении стало светло
3) мама радуется
4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.
1) лампа, ножницы, компьютер.
2) ключ, корень, кнопка.
3) окунь, ручка, щенок.
14