СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме "Односоставные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме "Односоставные предложения"»

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме

«Обобщение и систематизация материала по теме «Односоставные предложения»





Тема урока. Обобщение и систематизация материала по теме «Односоставные предложения»

Тип урока: повторительно – обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Односоставные предложения»; способствовать воспитанию чувства ответственности за качество знаний

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа. Владеют всеми видами речевой деятельности, понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; способны свободно и правильно излагать свои мысли; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; владеют основами научных знаний о родном языке.

Метапредметные:

Познавательные - способны извлекать информацию из различных источников; адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; способны правильно излагать свои мысли в устной форме.

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществляют целесообразное взаимодействие с окружающими в процессе речевого общения, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные: стремятся к речевому самосовершенствованию; проявляют уважительное отношение к родному языку; имеют объёмный словарный запас; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Ход урока.

Оргмомент.

Учитель. Сегодня заключительный урок по теме  «Односоставные предложения». Следующий урок – контрольная работa.  Какова цель нашего урока?

Учащиеся. Мы должны повторить и обобщить знания по данной теме. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Вспомнить виды односоставных предложений, способы выражения главных членов.

2. Повторить анализ  предложения с точки зрения его грамматической основы.

3. Нaучиться  использовать одно- и двусоставные предложения в речи как синтаксические синонимы.

4. Применять пунктуационные нормы при создании собственного текста.

Учитель. Молодцы, ребята, вы четко знаете, что  вам пригодится  при  выполнении   контрольной работы.  Но, как вы знаете,  действия, которым  вы  научились на  уроках по этой теме, понадобятся  вам и при сдаче  ГИА.

  1. Создание учащимися  «тонких вопросов»  по теме

Согласен  -  не согласен.      («Тонкие вопросы») ДА  - НЕТ

  1. Определенно - личные предложения  - это односоставные предложения. (Да)

  2. Можно ли в неопределённо - личном предложении восстановить подлежащее? (Да)

3. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)

4. Изменяются ли безличные глaголы по лицам и числам? (Нет)

5. Связаны ли понятия: безличные глаголы  и безличные предложения? (Да)

6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)

7. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения -  подлежащее? ( Да)

8. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)

9. Назывные - двусоставные предложения? (Нет).

II. Обобщение темы «Односоставные предложения»

  • Ребята,  вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял   вопрос  об  односоставных  предложениях  в  русской  грамматике?

Давайте послушаем об этом сообщение вашего одноклассника.

Сообщение учащегося:

Впервые поднял   вопрос  об  односоставных  предложениях  в  русской  грамматике  великий  русский  лингвист Алексей  Александрович  Шахматов.  Именно он первым  в  истории  нашей  науки  выделил  типы  односоставных  предложений  и  описал  особенности  их  строения, «впервые  собрал  колоссальный  материал,  характеризующий  поразительное   разнообразие  синтаксических  конструкций  современного  русского  языка».

Научные  интересы  языковеда многогранны:  А.А.Шахматов  занимался  историей  и  диалектологией  русского  и  других  славянских  языков, возглавлял  работу  по  созданию  академического  толкового  словаря  и  комиссию  по  реформе  орфографии.  

Алексей Александрович внес  огромный  вклад  в  изучение  синтаксиса  и  истории   русского языка.



Учитель. Продолжим  практическую работу. Следующее задание: тест с самопроверкой (каждому раздается листок с тестом)

Запишите номера односоставных предложений.__________________________________________

1. И легче стало дышать.

2. Поздний вечер.

3. Марина стала читать.

4. Марютин был вдовцом.

5. У Андрея сжимaлось сердце...

6. Зазвонил телефон.

7. К ночи становилось тихо, как по заказу.

8. Было раннее утро.

9. Все-таки его задело сильно.

10. Через сорок минут надо было ехать на аэродром.

11. В песках ночью хорошо думается.

12. Был вечер.

13. В воздухе пахло водой.

14. Началось это после бури.

15. В суд подавать — долгая песня.

16. Лицо ее приняло выражение растерянности и обиды.

17. Вечером выпал снег.

18. Стук в дверь.

19. Порой онa мне кажется наивной девочкой.

20. Под вечер вернулись.

21. Карaбаш нaдеялся попасть в поселок пораньше.

22. Утром было сыро.

23. Меня слушали молча и внимательно.

24. Зрители свистели.

25. Но до утрa им сидеть не пришлось.

(Ответ: 1,2,7,9,10,11,13,18,20,22,23,25) 

Учитель. Определите типы односоставных предложений

  1. Что же говорят об этом удальце?

  2. Люблю дымок спалённой жнивы.

  3. Тихая, звёздная ночь.

  4. Кому владеть мечом?

  5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

  6. Не отходи от меня, друг мой.

  7. На обломках самовластья напишут наши имена.

  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться.

  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор.

  10. Непредвиденный дождь.

ОТВЕТ:

  1. неопределенно-личное

  2. определенно-личное

  3. назывное

  4. безличное

  5. обобщенно-личное

  6. определенно-личное

  7. неопределенно-личное

  8. безличное

  9. безличное

  10. назывное



Фронтальная работа.

Учитель. А сейчас выполним упражнение 219. Спишите. Подчеркните главный член односоставных предложений. Укажите их вид; определите, распространёнными или нераспространёнными они являются.

III «Рефлексия»

  • Над какой темой работали?

  • Какие задания вызвали затруднения? Почему?

  • Какие задания не вызвали затруднений?

- Запишите домашнее задание: повторить материал парагр. 30 - 38



- Спасибо вам, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь, вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.

          В заключении я хочу прочитать вам стихотворение,  в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же, мне бы хотелось, чтобы эти слова были  руководством  к действию в вашей дальнейшей жизни.

Когда тобою решено

Добиться благородной цели,

То остаётся лишь одно:

Осуществить мечту на деле.

Иди вперёд своим путём,

Иди, исполненный отваги,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты всё равно иди своим путём.

- Спасибо всем.

- Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!