СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме:: "Обобщающий урок по теме ""Однородные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языкав 8 классе по учебнику М.М. Разумовской

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Зеленополянская СОШ им. В.В. Корнева филиал МБОУ «Новополтавская СОШ им. Н.В. Курченко» Ключевского района Алтайского края

























Обобщающий урок по теме:

«Однородные члены предложения»



(Конспект урока по русскому языку в 8 классе)



















Автор: Улько Ж. А.



















Зелёная Поляна 2020



Цели: 1) Закрепить изученное по теме; подготовиться к контрольному диктанту по теме;

2) развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей.

Оборудование: экран с мультимедийным проектором, таблички из картона с цифрами от 0 до 6 – это счёт игры.

  1. Начало игры.

Объявляется тема, цели, правила игры.

Правила игры.

1.Игра ведётся до 4 очков. 2. Ученики по очереди выбирают сектор и вопрос (вопросы расположены по степени сложности). 3. Если ответ ученика оценён на «5», то он получает столько баллов, на сколько оценён выбранный вопрос; если ответ неполный или совсем отсутствует, тогда отвечает тот, кто знает и зарабатывает баллы. 3. На обдумывание вопроса даётся одна минута. 8. В конце игры объявляются оценки по результатам набранных баллов.

Ход игры:

Ученики по очереди выбирают сектор и отвечают на вопросы.

  1. Сектор «Однородные члены».

10 – Какие члены предложения называют однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

20 – Укажите вариант неправильной постановки знаков препинания в предложении.

  1. Вижу лес и вечернее полымя, и обвитый крапивой плетень.

  2. Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря.

  3. Дремали не только леса, но и лесные озёра, и ленивые лесные реки с пресной водой.

30 – Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид отношений между однородными членами.

В деревне

Как я люблю свои берёзы

Свои леса свои луга

И ночи летние и грозы

И зиму с стужей и снега!

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор

И травки бархатный душистый

С цветами скромными ковёр.

Люблю я мирные картины

Своих полей своих лесов

Люблю мычание скотины

И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем

Люблю я эту красоту

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту.

(М. Чехов)

40 – Составьте предложения по схемам

1) Как , так и



2) Не то , не то и



50 – Лингвистическая задача

Почему однородные члены могут быть выражены и словами разных частей речи?

Ответ: Понятие «член предложения» шире, чем понятие «часть речи»: значение одного члена предложения может быть выражено несколькими частями речи, поэтому возможно проявление синтаксической однородности у разных частей речи.

  1. Сектор «Однородные и неоднородные определения»

10 – Назовите отличительные признаки однородных и неоднородных определений.

20 – Выберите правильный вариант постановки знаков препинания в предложениях.

  1. Зимний, холодный ветер злится и воет в трубе, бросает в окна колючий метельный снег. (И. Евсеенко)

  2. Зима стоит лютая тяжёлая. (И. Евсеенко)

  3. По небу неслись чёрные быстрые облака. (В. Кетлинская)

30 – Расставьте недостающие знаки препинания. Докажите свою точку зрения.

  1. У ворот стояла низенькая толстая старушка в полинялом ситцевом платье и заслонив чёрные узкие глаза короткой пухлой ручкой внимательно всматривалась в меня.

  2. Пётр I узрев с вершины холма этот ландшафт воскликнул в изумлении: «Воистину это место доброе!» - столь восхитила его прелесть Севера тихая неброская привольная. (И. Долгополов)

40 – Составьте предложения:

  • с однородными определениями;

  • с неоднородными определениями.

50 – Лингвистическая задача.

Как вы можете объяснить расстановку знаков препинания между определениями в предложении Я шёл по широкой, голой степи, усеянной крупными, угловатыми камнями… (И. Тургенев)?



  1. Сектор «Обобщающие слова»

10 – Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

20 – Выберите правильный вариант постановки знаков препинания.

  1. Мы попали в заросли разнообразных кустарников: малины, ежевики, кизила.

  2. Ах, боже мой, какое же это было молоко! Тёпленькое, духовитое, тут тебе и травами отдаёт, и цветами, полем, всем вместе…(Г. Трепольский)

  3. Каждый человек: старый, молодой, работающий на природе, на заводе или в тиши кабинета, знает птиц и обычно относится к ним с любовью.

30 – Расставьте знаки препинания, назовите, какими членами предложения являются обобщающие слова и однородные члены.

  1. Ни чувства пылкие ни блеск ума ни вкус ни слог певца, столь чистый, благородный, ничто не трогает души твоей холодной. (А. Пушкин)

  2. Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры. (В. Гаршин)

  3. Из множества звуков земли пения плиц трепетания листвы на деревьях треска кузнечиков журчания лесного ручья самый весёлый звук – песня полевых и луговых жаворонков. (И. Соколов-Микитов)

40 – Составьте предложения по картине с обобщающим словом так, чтобы обобщающее слово занимало различное место по отношению к однородным членам.

50 – Лингвистическая задача

Изменяется ли оттенок обобщения и логического выделения однородных членов с изменение места обобщающего слова в предложении?

  1. И вой урагана, и рёв моторов, и грохот – всё сливалось в сплошной гул.

  2. На столе, на стульях, на подоконнике – всюду лежали инструменты.

4. Сектор «Комплексное повторение»

10 – Объясните подчёркнутые орфограммы, расставьте знаки препинания.

Я вспомнил вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце. Это была тоска по нашей простой земле своим закатам и своём подорожнике скромном шорохе палой листвы.

20 – Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.

Прекрас(?)ная Франция ост..валась великолепной но р..вн..душной к нам. Тоска по России легла на сердце. С этого дня я начал торопит(?)ся домой на Оку, где всё воздух вода земля было так знакомо так мило и прост..душно.

30 – Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.

Я полюбил Франц..ю давным-давно. (С)начал.. умозрительно а потом (в)плотную (в)серьёз. Можно было следить за движением луча по стене или слушать вопли голосистых деревенских петухов или любоват(?)ся утре(нн, н)ими зорями всем, чем богата Россия.

40 – Синтаксический разбор предложения.

Я попросил дедушку пожелать мне ни пуха ни пера и пошёл в школу.

50 – Исправьте речевые ошибки в предложениях.

  1. Я люблю разные виды искусства: музыка, театр, живопись.

  2. В программе вечера намечались песни русские и весёлые.

  3. Ребята интересуются и любят историю родного края.



Подведение итогов. Оценивание учащихся.

Просмотр содержимого презентации
«Обобщающий урок по однородным членам»

Зеленополянская СОШ им. В.В. Корнева филиал МБОУ «Новополтавская СОШ им. Н.В. Курченко» Ключевского района Алтайского края Обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме:  «Однородные члены предложения»     автор: Улько ж. А.      Зелёная Поляна 2020 г.

Зеленополянская СОШ им. В.В. Корнева филиал МБОУ «Новополтавская СОШ им. Н.В. Курченко» Ключевского района Алтайского края

Обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме: «Однородные члены предложения» автор: Улько ж. А. Зелёная Поляна 2020 г.

Повторение темы: «Однородные члены предложения»

Повторение темы:

«Однородные члены предложения»

Цель: Закрепить изученное по теме; подготовиться к контрольному диктанту.

Цель: Закрепить изученное по теме; подготовиться к контрольному диктанту.

Однородные члены  20 50 40 10 30 30 50 Однородные и неоднородные определения 20 10 40 40 30 20 Обобщающие слова 10 10 30 20 40 Комплексное повторение 50

Однородные члены

20

50

40

10

30

30

50

Однородные и неоднородные определения

20

10

40

40

30

20

Обобщающие слова

10

10

30

20

40

Комплексное повторение

50

10  Какие члены предложения называют однородными?  Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

10

  • Какие члены предложения называют однородными?
  • Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

20 Укажите вариант неправильной постановки знаков препинания в предложении. 1) Вижу лес и вечернее полымя, и обвитый крапивой плетень. 2) Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря. 3) Дремали не только леса, но и лесные озёра, и ленивые лесные реки с пресной водой.

20

Укажите вариант неправильной постановки знаков препинания в предложении.

1) Вижу лес и вечернее полымя, и обвитый крапивой плетень.

2) Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря.

3) Дремали не только леса, но и лесные озёра, и ленивые лесные реки с пресной водой.

Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид отношений между однородными членами. 30  В деревне  Как я люблю свои берёзы  Свои леса свои луга  И ночи летние и грозы  И зиму с стужей и снега!  Люблю я речки серебристой  Хрустально-нежный разговор  И травки бархатный душистый  С цветами скромными ковёр.  Люблю я мирные картины  Своих полей своих лесов  Люблю мычание скотины  И звуки птичьих голосов.  Я не расстанусь с этим раем  Люблю я эту красоту  И город с пылью и трамваем  Им ни за что не предпочту.  (М. Чехов)

Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид отношений между однородными членами.

30

  • В деревне

Как я люблю свои берёзы

Свои леса свои луга

И ночи летние и грозы

И зиму с стужей и снега!

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор

И травки бархатный душистый

С цветами скромными ковёр.

Люблю я мирные картины

Своих полей своих лесов

Люблю мычание скотины

И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем

Люблю я эту красоту

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту.

(М. Чехов)

40 Составьте предложения по схемам  1) Как , так и  2) Не то   , не то  и

40

Составьте предложения по схемам

1) Как , так и

2) Не то , не то и

50  Почему однородные члены могут быть выражены и словами разных частей речи?

50

Почему однородные члены могут быть выражены и словами разных частей речи?

ответ  Понятие «член предложения» шире, чем понятие «часть речи»: значение одного члена предложения может быть выражено несколькими частями речи, поэтому возможно проявление синтаксической однородности у разных частей речи.

ответ

Понятие «член предложения» шире, чем понятие «часть речи»: значение одного члена предложения может быть выражено несколькими частями речи, поэтому возможно проявление синтаксической однородности у разных частей речи.

10  Назовите отличительные признаки однородных и неоднородных определений.

10

Назовите отличительные признаки однородных и неоднородных определений.

20  Выберите правильный вариант постановки знаков препинания в предложениях . 1. Зимний, холодный ветер злится и воет в трубе, бросает в окна колючий метельный снег. (И. Евсеенко) 2. Зима стоит лютая тяжёлая. (И. Евсеенко) 3. По небу неслись чёрные быстрые облака.  (В. Кетлинская)

20

Выберите правильный вариант постановки знаков препинания в предложениях .

1. Зимний, холодный ветер злится и воет в трубе, бросает в окна колючий метельный снег. (И. Евсеенко)

2. Зима стоит лютая тяжёлая. (И. Евсеенко)

3. По небу неслись чёрные быстрые облака.

(В. Кетлинская)

30  Расставьте недостающие знаки препинания. Докажите свою точку зрения. 1) У ворот стояла низенькая толстая старушка в полинялом ситцевом платье и заслонив чёрные узкие глаза короткой пухлой ручкой внимательно всматривалась в меня. 2) Пётр I узрев с вершины холма этот ландшафт воскликнул в изумлении: «Воистину это место доброе!» - столь восхитила его прелесть Севера тихая неброская привольная. (И. Долгополов)

30

Расставьте недостающие знаки препинания. Докажите свою точку зрения.

1) У ворот стояла низенькая толстая старушка в полинялом ситцевом платье и заслонив чёрные узкие глаза короткой пухлой ручкой внимательно всматривалась в меня.

2) Пётр I узрев с вершины холма этот ландшафт воскликнул в изумлении: «Воистину это место доброе!» - столь восхитила его прелесть Севера тихая неброская привольная. (И. Долгополов)

40  Составьте предложения:

40

Составьте предложения:

  • с однородными определениями;
  • с неоднородными определениями.
50 Лингвистическая задача   Как вы можете объяснить расстановку знаков препинания между определениями в предложении  Я шёл по широкой, голой степи, усеянной крупными, угловатыми камнями… (И. Тургенев) ?

50

Лингвистическая задача

Как вы можете объяснить расстановку знаков препинания между определениями в предложении

Я шёл по широкой, голой степи, усеянной крупными, угловатыми камнями… (И. Тургенев) ?

10  Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

10

Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

20  Выберите правильный вариант постановки знаков препинания. 1) Мы попали в заросли разнообразных кустарников: малины, ежевики, кизила. 2) Ах, боже мой, какое же это было молоко! Тёпленькое, духовитое, тут тебе и травами отдаёт, и цветами, полем, всем вместе…(Г. Трепольский) 3) Каждый человек: старый, молодой, работающий на природе, на заводе или в тиши кабинета, знает птиц и обычно относится к ним с любовью.

20

Выберите правильный вариант постановки знаков препинания.

1) Мы попали в заросли разнообразных кустарников: малины, ежевики, кизила.

2) Ах, боже мой, какое же это было молоко! Тёпленькое, духовитое, тут тебе и травами отдаёт, и цветами, полем, всем вместе…(Г. Трепольский)

3) Каждый человек: старый, молодой, работающий на природе, на заводе или в тиши кабинета, знает птиц и обычно относится к ним с любовью.

30  Расставьте знаки препинания, назовите, какими членами предложения являются обобщающие слова и однородные члены. 1) Ни чувства пылкие ни блеск ума ни вкус ни слог певца, столь чистый, благородный, ничто не трогает души твоей холодной. (А. Пушкин) 2) Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры. (В. Гаршин) 3) Из множества звуков земли пения плиц трепетания листвы на деревьях треска кузнечиков журчания лесного ручья самый весёлый звук – песня полевых и луговых жаворонков. (И. Соколов-Микитов)

30

Расставьте знаки препинания, назовите, какими членами предложения являются обобщающие слова и однородные члены.

1) Ни чувства пылкие ни блеск ума ни вкус ни слог певца, столь чистый, благородный, ничто не трогает души твоей холодной. (А. Пушкин)

2) Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры. (В. Гаршин)

3) Из множества звуков земли пения плиц трепетания листвы на деревьях треска кузнечиков журчания лесного ручья самый весёлый звук – песня полевых и луговых жаворонков. (И. Соколов-Микитов)

Составьте предложения по картине с обобщающим с словом так, чтобы обобщающее слово занимало  различное место по отношению к однородным членам. 40

Составьте предложения по картине с обобщающим с словом так, чтобы обобщающее слово занимало

различное место по отношению к однородным членам.

40

50 Лингвистическая задача  Изменяется ли оттенок обобщения и логического выделения однородных членов с изменением места обобщающего слова в предложении? 1) И вой урагана, и рёв моторов, и грохот – всё сливалось в сплошной гул. 2) Всюду лежали инструменты: на столе, на стульях, на подоконнике .

50

Лингвистическая задача

Изменяется ли оттенок обобщения и логического выделения однородных членов с изменением места обобщающего слова в предложении?

1) И вой урагана, и рёв моторов, и грохот – всё сливалось в сплошной гул.

2) Всюду лежали инструменты: на столе, на стульях, на подоконнике .

10  Объясните подчёркнутые орфограммы, расставьте знаки препинания.  Я вспомнил вечер на Ильинском омуте и зн а комая тоска внезапно сти сн ула сердце. Это была тоска по нашей простой земле своим закатам и своём подорожнике скромном ш о рохе палой листвы.

10

Объясните подчёркнутые орфограммы, расставьте знаки препинания.

Я вспомнил вечер на Ильинском омуте и зн а комая тоска внезапно сти сн ула сердце. Это была тоска по нашей простой земле своим закатам и своём подорожнике скромном ш о рохе палой листвы.

20  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.  Прекрас(?)ная Франция ост..валась великолепной но р..вн..душной к нам. Тоска по России легла на сердце. С этого дня я начал торопит(?)ся домой на Оку, где всё воздух вода земля было так знакомо так мило и прост..душно.

20

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.

Прекрас(?)ная Франция ост..валась великолепной но р..вн..душной к нам. Тоска по России легла на сердце. С этого дня я начал торопит(?)ся домой на Оку, где всё воздух вода земля было так знакомо так мило и прост..душно.

30  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.  Я полюбил Франц..ю давным-давно. (С)начал.. умозрительно а потом (в)плотную (в)серьёз. Можно было следить за движением луча по стене или слушать вопли голосистых деревенских петухов или любоват(?)ся утре(нн, н)ими зорями всем, чем богата Россия.

30

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.

Я полюбил Франц..ю давным-давно. (С)начал.. умозрительно а потом (в)плотную (в)серьёз. Можно было следить за движением луча по стене или слушать вопли голосистых деревенских петухов или любоват(?)ся утре(нн, н)ими зорями всем, чем богата Россия.

40 Синтаксический разбор предложения   Я попросил дедушку пожелать мне ни пуха ни пера и пошёл в школу.

40

Синтаксический разбор предложения

Я попросил дедушку пожелать мне ни пуха ни пера и пошёл в школу.

50  Исправьте речевые ошибки в предложениях. 1) Я люблю разные виды искусства: музыка, театр, живопись. 2) В программе вечера намечались песни русские и весёлые. 3 Ребята интересуются и любят историю родного края.

50

Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1) Я люблю разные виды искусства: музыка, театр, живопись.

2) В программе вечера намечались песни русские и весёлые.

3 Ребята интересуются и любят историю родного края.

литература

литература

  • Гусарова И. В. тесты по русскому языку. 5 – 11 класс. – М., 2002.
  • Подгаецкая И. М. воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. -М., 1985.
  • Методические рекомендации к учебнику русский язык, 8 класс/ под. Ред. М. М. Разумовской. – М., 2001.
  • Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: учебное пособие для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Ю. С. Пичугов. – М., 1995.
  • Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы (по программе М. М. Разумовской). I полугодие./ сост. О. А. Финтисова. – Волгоград, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!