Зеленополянская СОШ им. В.В. Корнева филиал МБОУ «Новополтавская СОШ им. Н.В. Курченко» Ключевского района Алтайского края
Обобщающий урок по теме:
«Однородные члены предложения»
(Конспект урока по русскому языку в 8 классе)
Автор: Улько Ж. А.
Зелёная Поляна 2020
Цели: 1) Закрепить изученное по теме; подготовиться к контрольному диктанту по теме;
2) развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей.
Оборудование: экран с мультимедийным проектором, таблички из картона с цифрами от 0 до 6 – это счёт игры.
Начало игры.
Объявляется тема, цели, правила игры.
Правила игры.
1.Игра ведётся до 4 очков. 2. Ученики по очереди выбирают сектор и вопрос (вопросы расположены по степени сложности). 3. Если ответ ученика оценён на «5», то он получает столько баллов, на сколько оценён выбранный вопрос; если ответ неполный или совсем отсутствует, тогда отвечает тот, кто знает и зарабатывает баллы. 3. На обдумывание вопроса даётся одна минута. 8. В конце игры объявляются оценки по результатам набранных баллов.
Ход игры:
Ученики по очереди выбирают сектор и отвечают на вопросы.
Сектор «Однородные члены».
10 – Какие члены предложения называют однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах.
20 – Укажите вариант неправильной постановки знаков препинания в предложении.
Вижу лес и вечернее полымя, и обвитый крапивой плетень.
Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря.
Дремали не только леса, но и лесные озёра, и ленивые лесные реки с пресной водой.
30 – Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид отношений между однородными членами.
В деревне
Как я люблю свои берёзы
Свои леса свои луга
И ночи летние и грозы
И зиму с стужей и снега!
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный разговор
И травки бархатный душистый
С цветами скромными ковёр.
Люблю я мирные картины
Своих полей своих лесов
Люблю мычание скотины
И звуки птичьих голосов.
Я не расстанусь с этим раем
Люблю я эту красоту
И город с пылью и трамваем
Им ни за что не предпочту.
(М. Чехов)
40 – Составьте предложения по схемам
1) Как , так и
2) Не то , не то и
50 – Лингвистическая задача
Почему однородные члены могут быть выражены и словами разных частей речи?
Ответ: Понятие «член предложения» шире, чем понятие «часть речи»: значение одного члена предложения может быть выражено несколькими частями речи, поэтому возможно проявление синтаксической однородности у разных частей речи.
Сектор «Однородные и неоднородные определения»
10 – Назовите отличительные признаки однородных и неоднородных определений.
20 – Выберите правильный вариант постановки знаков препинания в предложениях.
Зимний, холодный ветер злится и воет в трубе, бросает в окна колючий метельный снег. (И. Евсеенко)
Зима стоит лютая тяжёлая. (И. Евсеенко)
По небу неслись чёрные быстрые облака. (В. Кетлинская)
30 – Расставьте недостающие знаки препинания. Докажите свою точку зрения.
У ворот стояла низенькая толстая старушка в полинялом ситцевом платье и заслонив чёрные узкие глаза короткой пухлой ручкой внимательно всматривалась в меня.
Пётр I узрев с вершины холма этот ландшафт воскликнул в изумлении: «Воистину это место доброе!» - столь восхитила его прелесть Севера тихая неброская привольная. (И. Долгополов)
40 – Составьте предложения:
с однородными определениями;
с неоднородными определениями.
50 – Лингвистическая задача.
Как вы можете объяснить расстановку знаков препинания между определениями в предложении Я шёл по широкой, голой степи, усеянной крупными, угловатыми камнями… (И. Тургенев)?
Сектор «Обобщающие слова»
10 – Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
20 – Выберите правильный вариант постановки знаков препинания.
Мы попали в заросли разнообразных кустарников: малины, ежевики, кизила.
Ах, боже мой, какое же это было молоко! Тёпленькое, духовитое, тут тебе и травами отдаёт, и цветами, полем, всем вместе…(Г. Трепольский)
Каждый человек: старый, молодой, работающий на природе, на заводе или в тиши кабинета, знает птиц и обычно относится к ним с любовью.
30 – Расставьте знаки препинания, назовите, какими членами предложения являются обобщающие слова и однородные члены.
Ни чувства пылкие ни блеск ума ни вкус ни слог певца, столь чистый, благородный, ничто не трогает души твоей холодной. (А. Пушкин)
Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры. (В. Гаршин)
Из множества звуков земли пения плиц трепетания листвы на деревьях треска кузнечиков журчания лесного ручья самый весёлый звук – песня полевых и луговых жаворонков. (И. Соколов-Микитов)
40 – Составьте предложения по картине с обобщающим словом так, чтобы обобщающее слово занимало различное место по отношению к однородным членам.
50 – Лингвистическая задача
Изменяется ли оттенок обобщения и логического выделения однородных членов с изменение места обобщающего слова в предложении?
И вой урагана, и рёв моторов, и грохот – всё сливалось в сплошной гул.
На столе, на стульях, на подоконнике – всюду лежали инструменты.
4. Сектор «Комплексное повторение»
10 – Объясните подчёркнутые орфограммы, расставьте знаки препинания.
Я вспомнил вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце. Это была тоска по нашей простой земле своим закатам и своём подорожнике скромном шорохе палой листвы.
20 – Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.
Прекрас(?)ная Франция ост..валась великолепной но р..вн..душной к нам. Тоска по России легла на сердце. С этого дня я начал торопит(?)ся домой на Оку, где всё воздух вода земля было так знакомо так мило и прост..душно.
30 – Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.
Я полюбил Франц..ю давным-давно. (С)начал.. умозрительно а потом (в)плотную (в)серьёз. Можно было следить за движением луча по стене или слушать вопли голосистых деревенских петухов или любоват(?)ся утре(нн, н)ими зорями всем, чем богата Россия.
40 – Синтаксический разбор предложения.
Я попросил дедушку пожелать мне ни пуха ни пера и пошёл в школу.
50 – Исправьте речевые ошибки в предложениях.
Я люблю разные виды искусства: музыка, театр, живопись.
В программе вечера намечались песни русские и весёлые.
Ребята интересуются и любят историю родного края.
Подведение итогов. Оценивание учащихся.