СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема: Обособленные обстоятельства

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства"»



Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2»

г. Оренбурга













Конспект урока русского языка в 9 классе



Тема: Обособленные обстоятельства
















Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы Жуковская Татьяна Александровна











Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: Обособленные обстоятельства

Цель урока: познакомить обучающихся с условиями, при которых обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами , не обособляются.

1)образовательный аспект цели: формирование навыка определять обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

2)коррекционно-развивающий аспект цели: развитие исследовательских умений обучающихся; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;

3)коррекционно-воспитывающий аспект цели: воспитание творческого самовыражения; умения работать в группе.

Задачи урока:

- сформировать эмоциональный настрой;

- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;

-организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;

- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;

- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;

- обобщить изученный материал;

- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;

Тип урока : урок – исследование (в основе системно-деятельностный подход).

Методические приёмы: повторение, создание кластера, тренировочные упражнения, тест, исследование, формулировка выводов, обобщение, работа с учебником.

Методы урока:

1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации)

2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)

3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения)

4)методы обобщения и систематизации изученного (кодирование и декодирование информации: создание и чтение таблицы

5) методы контроля результатов обучения (письменный - «Резюме»)

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная;

- групповая;

- парная

Оборудование урока: компьютермультимедийный проекторлисты формата А3 с напечатанным заданием, карточки-задания для работы в группах.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята. Давайте поприветствуем друг друга улыбками, надеюсь, что наше  общение на уроке будет полезным и интересным.

Эпиграф к уроку

Перед вами громада - русский язык.

Наслаждение глубокое зовёт вас -

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его.

Н.В.Гоголь



1. Актуализация знаний.

-Какие законы предстоит нам понять, вы скажете сегодня сами. О чём мы говорили на предыдущем уроке? ( Об обособленных определениях)

2. Орфоэпическая минутка.

ЗвонИт,жалюзИ, включИт, дефИс,договОр, донЕльзя, щемИт.

2. Работа в парах. (Каждой паре раздаётся лист).

Даны предложения и таблица (1 – обособленные определения, 2 - обособленные приложения), нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.

  1. Листья падая шепчутся.

  2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

  3. Перепачканный краской малыш выглядел смешно.

  4. Дед молчал закрыв глаза.

  5. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.

  6. Река пенилась вздымая валы.

7. Был зимний день ясный и морозный.

8. Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

9. Задачу я решил шутя.

10. Серёжа бежал сломя голову.



Обособленные определения

Обособленные приложения

Предложения № 3,7

Предложения №2,5

-Назовите условия обособления приложений определений, обстоятельств?



Проверка выполненной работы .

Проверяется задание.

- Ребята, почему вы не отметили предложения №1,6,8,9,10? Разве нет в данных предложениях обособленных членов?

Построение знаний

1. Анализ имеющейся информации

- Чтобы решить возникшую перед нами проблему, давайте вспомним, что нам уже известно о деепричастии?

(Фронтальный метод работы, ответы детей оформляются в виде кластера)

(Это предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами)

- В чем же сложность употребляете подобных предложении?



3.Блиц-опрос:

Что такое обособление? Выделение членов предложения по смыслу и интонационно.

Какие члены предложения могут обособляться? Второстепенные члены предложения.

— Как выделяются обособленные члены предложения в устной речи и на письме? В устной речи – интонацией, на письме – запятой.

Какие обособленные члены предложения изучили ранее? ( определения, приложения)

Чем выражено обстоятельство? (деепричастный оборот, деепричастие)

— Что обозначают обстоятельства?

— Какие члены предложения они поясняют?

— Какие значения имеют обстоятельства и на какие вопросы отвечают?

— Какие обстоятельства обособляются?



4.Работа с текстом

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.

Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.

Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).

Задания:

• Прочитайте внимательно текст.

• К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы?

• Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией.

• Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.

• Проанализируйте условия обособления обстоятельств. Какое условие

Задание. Уместны данные деепричастия и деепричастные обороты в тексте? Каким членом предложения они являются? С какой целью они использованы?

Когда обособляются? Вы смогли правильно обособить обстоятельства, выраженные деепричастиями?

Задания по тексту.

Проверка по ключу.



5. Создание проблемной ситуации

Осознание и формулирование проблемы

- Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом?

6. Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения.

2. Выбор методов исследования

- В полной мере мы обладаем сведениями, чтобы ответить на вопрос: «Когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом?» ( Нет)

- Что в таком случае нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

Целеполагание

Какова тема нашего урока? ( «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом»)

Каковы задачи нашего урока? Что будем отрабатывать? Для чего нам это нужно?

Вспомнить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;

Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом;

Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.



Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)

Давайте разберёмся, вернёмся к знакомым предложениям.

Всегда ли обособляются обсоятельства, выраженные деепричастным оборотом и деепричастием ?



Запись на доске

Листья, падая, шепчутся.

Выбирай друга (как?) не спеша.

Река пенилась, вздымая валы.

Серёжа бежал сломя голову





Комментарий

  1. Запись 1 предложения и разбор

Листья, падая, шепчутся.

-Почему поставили запятые? Чем осложнено предложение? Как произносится?

А когда мы выделяем речевой фрагмент по смыслу и интонационно? Что такое обособление?

- Выделение членов предложения для придания им относительной смысловой самостоятельности, особой значимости в высказывании.

-Какой второстепенный член обособляется в этом предложении? Чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется одиночные деепричастия. (Записывают в таблицу)

Запись 2 предложения. Река пенилась, вздымая валы.

Вывод: обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются.

Мы отметили, что обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, обособляются. Всегда обособляем или есть особые условия не обособить? Продолжим наше исследование.

Разбор 3 предложения.

Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

-Где стоит одиночное деепричастие?

-На какой вопрос оно отвечает?

-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?

(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)

-Каким членом предложения оно является?

(Оно является обстоятельством)

-Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно)

К какой части речи приближается?

( По значению приближается к наречию)

-Какой отсюда вытекает вывод?

Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Делаем вывод, записываем в таблицу.

-Только сочетание семантико-синтаксических условий определяет обособление одиночного деепричастия, причем семантические условия часто бывают решающими. Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, находится после глагола, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.

Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий.

СПАЛ СИДЯ СЛУШАЛ МОЛЧА РАБОТАЛ СТОЯ

ЧИТАЛ ЛЕЖА ВЕЗ ШУТЯ ВСТАЛ НЕХОТЯ

ШЛИ НЕ СПЕША

Где мы можем найти информацию?

Чтение правила. Давайте посмотрим учебник с.176.

Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять. - Наречие, наречное значение, синоним «тщательно» .

Смеясь и шутя, мы побежали к реке – дополнительное действие

Не вставайте, отвечайте сидя - синоним «с места»

Махнём не глядя, как на фронте говорят – «вслепую»

Не рекомендуется читать лёжа - «в горизонтальном положении»

Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются



Запись последнего предложения

Серёжа бежал сломя голову

Что значит – сломя голову?

Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)

Замените фразеологизм наречием. (Быстро)

Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются.



Запишите свои выводы в виде таблицы

3. Проверка составленной учащимися таблицы.

Обособляются

Не обособляются 

1. Деепричастные обороты в любом месте предложения.

1. Деепричастия, близкие к наречиям

2. Одиночные деепричастия.

2. Фразеологические обороты.


Первичное закрепление

1. Графический диктант

1) Исследуем языковой материал по группам :
Докажите наличие или отсутствие обособленных (-ого) обстоятельств(-а). Определите причину обособления.

1.группа: Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосныподнимается выше и выше запоздалое солнце весны.

2 группа: Он сидел против меня, облокотившись ,и ,притянув к себе ветку сирениобрывал с нее листья.

3 группа: Они работали засучив рукава. Он слушал затаив дыхание.

Выводы групп:

1.Если обособленные обстоятельства являются однородными и выражены деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, запятая ставится в соответствии с правилами, общими для всех однородных членов предложения.

2.Одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда, выделяются запятыми.

3. Не обособляются фразеологические обороты. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫРАЖАЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ!

От деепричастий следует отличать наречия (как?): СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Не обособляются.

Какая информация новая для Вас? Читаем стр.51 учебника



  1. Взаимопроверка, взаимоконтроль;

  2. Реализация построенного проекта.

а) Графический диктант.

1. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)

2. Он молча вышел из комнаты.

3. Трудились мы не покладая рук.

4. Разозлившись, он ударил кулаком по столу.

5. Уходя, гасите свет.

6. Очертя голову он кинулся вниз по крутому склону оврага.

7. Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом кожаном кресле.

8. На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.

9. Это упражнение выполняют стоя.

10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

Взаимопроверка.

Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..

Не обособляются……

2) Работа с учебником  упр. 314-письменно. Выборочно- объяснительная работа

Задание: выписать деепричастные обороты, объяснить условия обособления и орфограммы.

Взаимопроверка .

Работа с фразеологизмами

- Как называются такие словосочетания?

-Какую роль они играют? (Фразеологические обороты делают речь более выразительной)

-Как же меняется характер высказывания, если говорящий употребляет фразеологический оборот?

(Высказывание с фразеологическим оборотом становится более выразительным.)



Ребята заменяют в данных учителем предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами.

а) Сегодня мальчики работали неважно (спустя рукава).

б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос).

в) Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость.

г) Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот).

Объясните значение фразеологизмов.

Не мудрствуя лукаво - просто, без затей

Положа руку на сердце - честно

Несолоно хлебавши- шут. Не получив ожидаемого, обманувшись в ожидаемом



Наиболее интересные ответы оцениваются.

-Итак, ребята, обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы? Почему?

-Обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы, не обособляются, т.к. утрачивают глагольные признаки, не выполняют функции добавочного сказуемого.

Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов.

Несмотря на кажущуюся простоту, в употреблении деепричастий есть свои правила, о которых нельзя забывать. Посмотрите на слайд.

- Чем осложнены все эти предложения? Сформулируйте задание к данным предложениям.

( Исправить речевые ошибки)

1. Подъезжая к городу, начался ветер.

2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

3. Открыв окно, запахло соснами.

4. Создавая ценности, человек обновляет себя.

- Как можно проверить, правильно ли построено предложение с деепричастным оборотом?

-В предложениях с деепричастием/ деепричастным оборотом основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному субъекту

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5.Поиграем в «Крестики- нолики» (работа в парах)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву ов соответствующий квадрат, если нет – букву н

  1. Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.

  2. Она слушала затаив дыхание.

  3. Катер, набирая скорость, дал сигнал.

  4. Не нужно было это делать спустя рукава.

  5. Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.

  6. Мы сломя голову неслись по ухабам.

  7. Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.

  8. Она сидела молча.

  9. Задумчиво опустив головы, люди молчали.

У кого ответы совпадают, поднимите руки.

Ответы (Взаимопроверка)

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Обратимся к эпиграфу урока

-Прочитайте выразительно.

-С каким законом русского языка мы с вами познакомились?

Удалось нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?

- Напишите «Резюме» по теме урока. «Оказывается…». (Дети работают индивидуально)

6. Дифференцированное домашнее задание.

НА ВЫБОР УЧЕНИКА:

1) п 51.Выписать из художественного текста 5 предложений с обособленными обстоятельствами.

2) упр.317 (письменно).




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!