СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 8 классе. "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами".

Просмотр содержимого документа
«Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.»

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.


Цель: изучить условия обособления обстоятельства; закрепить умение обособлять обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием.

Задачи:

Формировать знания:

  1. условий обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами;

Формировать умения:

1) находить деепричастный оборот, определять его границы;

2) правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

3) правильно использовать в речи деепричастные обороты;

Развивать:

  1. исследовательскую позицию, познавательную активность, умение оценивать себя и товарища;


Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока.


Этап урока

Учитель

Ученик

Организационный момент.



Актуализация знаний

Выборочный цифровой диктант.

Задание: I вариантзаписать номера предложений с обособленным определением; II вариантс обособленным приложением.

1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.

2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.

3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.

4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.

5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.

6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.

7. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи.

8. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.

9. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.

10. Вид улиц мертвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью – всё это поразило воображение художника.

Ключ:

I вариант – 3, 4, 6, 7, 10;

II вариант – 1, 2, 5, 9.

Целеполагание.


– Какой номер вы не выписали?

- Почему?

- Какой?

- Вот о нем мы и будем сегодня говорить.

- 8.

- Потому что в этом предложении есть другой обособленный член.

- Обособленное обстоятельство.

Изучение нового материала.

Что вам уже известно по данной теме?

- Обратите внимание на предложения, записанные на доске

  1. Отец сидел, сложив на коленях усталые руки.

  2. Туман уже совершенно поднялся и, принимая фор­му облаков, постепенно исчезал в синеве неба.

  3. На людях она крепилась, а войдя к себе, за­рыдала.

- Прочитайте предложения. Скажите, чем выражены в них выделенные обстоятельства. Сделайте вывод об их обособлении.

- Кто может объяснить расстановку запятых?

- Почему во втором предложении деепричастный борот отделяется от союза и запятой, а во втором предложении от союза а не отделяется?









- деепричастными оборотами.


Учащиеся формулируют первую часть правила.


Закрепление изученного материала.

Комментированное письмо.

Задание: в данных предложениях расставить необходимые знаки препинания, объяснить пунктуацию. Начертите схемы предложений.

  1. Никогда не берись за последующее не усвоив предыдущего.

  2. Утопая в листве по колено

Снова осень стоит у двора.

(И. Бунин)

3) Тайга густо ощетинила конусы сопок частоколом елей и пихт затянув долины мягкими кудрями разнолесья темнела во всех распадках и падях.

(А. Грачев)

  1. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего.

  2. Утопая в листве по колено,

Снова осень стоит у двора.

(И. Бунин)

3) Тайга густо ощетинила конусы сопок частоколом елей и пихт, затянув долины мягкими кудрями разнолесья, темнела во всех распадках и падях. ( А. Грачев)

Физминутка.

- А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу. Рвете цветы или высоко парите в небе, как птицы. Теперь протяните друг другу руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь!


Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

1) В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости пр…вратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. 2) Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. 3)Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. 4) Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. 5) Вовсе не застегивали кафтан, который пр…крывая кюлоты доходил почти до колен пр…тягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами.

6) Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. 7) Парик пр…чиняя определенные неудобства пр…давал своему владельцу пр…дставительный вид. 8) Шляпа являясь обязательной пр…надлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя пр…менения часто оставалась в руках. 9) Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости. 10) Так, например, граф Разумовский заплатив 20 тысяч руб­лей украсил свою трость алмазами и рубинами.





- Предложения переписать, расставить знаки препинания, выделить обособленные обстоятельства.

1) В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости, превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. 2) Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами, дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. 3)Поверх рубашки носили камзол, отводя ему роль жилета. 4) Интересно, что, нашивая на камзол до 30 пуговиц, застегивали только верхнюю их половину. 5) Вовсе не застегивали кафтан, который, прикрывая кюлоты, доходил почти до колен, притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами.

6) Позаимствовав из Англии моду на гетры, русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. 7) Парик, причиняя определенные неудобства, придавал своему владельцу представительный вид. 8) Шляпа, являясь обязательной принадлежностью костюма, не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она, не находя применения, часто оставалась в руках. 9) Карманные часы на цепочке, перчатки и трость, дополняя костюм, были предметом особой гордости. 10) Так, например, граф Разумовский, заплатив 20 тысяч руб­лей, украсил свою трость алмазами и рубинами.

Самостоятельная работа.

1 вариант.

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. (Алексин А.)

2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (Иванов А.)

3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.(Казакевич Э.)

4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть. (Катаев В.)

 

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота.

1) Кирьян, прервавработу, сопаскойглянулнаподьячего. (ЧесноковИ.)

2) Месячныйсвет, проходясквозьбелесыекружевагардин, смягчалсумраквглубинекомнаты. (БунинИ.)

3) Лодка, прошуршаввкамышах, мягкоткнуласьвпесчаныйберег. (КнязевЛ.)

4) Пинчук, молчаслушавшийбеседу, сновавышелводвор. (АлексеевМ.)

 

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены).

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (Иванов А.)

2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Адамов Г.)

3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (Беляев В.)

4) Метелица миновав два переулка свернул в третий. (Фадеев А.)

 

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова. (Иванов А.)

2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (Фадеев А.)

3) Серёжа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Савинков Б.)

4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (Чесноков И.)

 

5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены).

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото. (Куприн А.)

2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (Курочкин В.)

3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (Грин А.)

4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (Воробьёв К.)

 


2 вариант.

1. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шёл на прогулку. (Дудинцев В.)

2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его. (Дудинцев В.)

3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошёл через курилку к выходу. (Дудинцев В.)

4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ. (Шаньков Ю.)

 

2. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены).

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжелое кресло выбрался из-за стола. (Бек А.)

2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (Фадеев А.)

3) Сергей постояв ещё минуту медленно направился к груде угля и аккуратно подстелив полушинели сел на большой кусок антрацита. (Воробьёв К.)

4) Очутившись наверху красноармеец отошёл в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину. (Воробьёв К.)

 

3. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым:

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (Булгаков М.)

2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (Беляев А.)

3) Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Казакевич Э.)

4) Позавтракав, папа ложится поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (Бруштейн А.)

 

4. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына... (Бунин И.)

2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (Шишков В.)

3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (Рыбаков А.)

4) У перекрестков он [пудель] останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (Куприн А.)

 

5. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (Куприн А.)

2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку. (Дудинцев В.)

3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (Дудинцев В.)

4) Зыбин вошёл, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Домбровский Ю.)


Рефлексия.

  1. Сегодня я узнал (а)….

  2. Было трудно….

  3. Я научился…

  4. Теперь я могу…

  5. Самым интересным моментом на уроке…

  6. Я научился…

  7. Сегодняшний урок дал мне…..

Достиг ли урок цели? Что, по –вашему,  удалось на уроке и над чем ещё нужно работать? Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. 


Задание на дом.

Домашнее задание: параграф 40 .

На выбор:

  1. упр. 330,

  2. Написать сочинение - миниатюру «Мода моего поколения», используя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!