СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Деловое письмо. Записка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  является вторым в теме «Деловое письмо. Записка». Цель урока: научить оформлять записку с соблюдением правил расположенияструктурных частей записки на листе бумаги. Урок направлен на закрепление понятия« записка», формирование умения различать и выделять структурные части в тексте записки, развитие высших психических функций у обучающихся  с интеллектуальными нарушениями. Этот урок поможет им овладеть правилами оформления записок, научит использовать их в различных жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Деловое письмо. Записка."»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Тема урока: Деловое письмо. Записка.

Цель урока: научить оформлять записку с соблюдением правил расположения структурных частей записки на листе бумаги

Задачи:1) формирование умения различать и выделять структурные части в тексте записки;

2) развитие умения обучающихся в составлении записок на заданные темы с правильным расположением структурных частей записки на листе бумаги;

3) коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся;

4) воспитание культуры общения и бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация «Деловое письмо. Записка», учебник «Русский язык» 5 класс, карточки с записками и словами на клеевой основе для составления записки

Ход урока

  1. Организационный момент.

Организация класса. Психологический настрой.

ВЫ ПРИШЛИ СЮДА УЧИТЬСЯ,

НЕ ЛЕНИТЬСЯ, А ТРУДИТЬСЯ!

РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО!

СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО!

Открываем тетради, записываем число.

  1. Введение в тему урока. Словарная работа.

Узнать тему сегодняшнего урока вы сможете, когда разгадаете мой загадки. А отгадками в них являются словарные слова.

  1. Старшим людям не грубите

И не панибратствуйте,

Им при встрече говорите

Не «привет», а…(Здравствуйте)

  1. На конверте я под маркой,

Без ошибки, без помарки.

Если ж кто-то ошибётся,

То письмо назад вернётся. (Адрес)

  1. Заходи смелей в трамвай –

и билетик получай,

и в метро, и в самолете

ты – в особенном почете,

можешь весь объехать мир,

ведь теперь ты – … ( Пассажир)

  1. Гармонь, гитара, балалайка.

Их общим словом называй-ка! (Инструменты)

  1. С городом этим

Другим не сравниться.

Главный в стране он,

Зовётся … (Столица.)

  1. Океан бездонный, океан бескрайний,
    Безвоздушный, темный и необычайный,
    В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
    Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)

  2. Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином...(Автобус)

– Посмотрите на первые буквы ответов и прочтите слово. ( Слайд № )

  1. Формулировка темы урока

  • Какова тема урока?

  • Чему мы научимся сегодня?

  • Так что же такое записка? В чем ее отличие от письма? (рассуждения детей

  1. Работа по теме урока

  1. Обыгрывание ситуации получения записки.

Ребята, каждый из вас получил в начале урока записку. Откройте записки и прочитайте их.

  • Как в записке обращаются к каждому из вас? Найдите это в записке и прочитайте вслух.

  • Что я сообщаю в записке? Кто хочет прочитать? ( Пожелавшие выступить ученики читают записки.)

  • Кто написал вам записку? Прочитайте.

Вы обязательно напишите мне ответ. Но сначала давайте вспомним, что такое записка и как правильно её оформлять.

2) Повторение сведений о записке.

  • Прочитаем сведения о записке и ее оформлении (Слайд № ).

  • Сравните оформление полученной записки от со схемой.

  • - Кому написана записка? Найдите обращение. Как оно размещается на листе бумаги? Какой знак стоит в конце?

  • - Найдите сообщение. С какой строки оно начинается? (С красной строки.)

  • - Как вы думаете, сколько предложений может быть в сообщении? (Обратить внимание на то, что записка – это короткое сообщение.)

  • Найдите подпись. Где она ставится? Как пишется? (С большой буквы и точка в конце.)

  1. Интерпретация учебного материала, практическое применение

1. Работа над запиской учителю. (Учитель раздает бумагу для записок.)

  • Для составления ответа у вас есть напечатанные части будущей записки. Расположите эти части в соответствии с планом записки. Приклейте.

  • Достаточно подписать записку только своим именем? Почему?

  • Допишите недостающие слова и знаки препинания.

  • Сообщение учащиеся дополняют самостоятельно.

Физкультминутка.

Если я называю одушевлённое существительное – делаем хлопок над головой. Если неодушевлённое - приседаем.

2.Выборочное списывание

  • Прочитайте текст на слайде. Найдите в нем две записки. Кто их написал? Назовите обращения, подписи, сообщения

(Самостоятельная работа учащихся в тетради.)

  • Девочки выписывают записку мамы, мальчики записку сына.

Проверка выполненной работы: «мама» и «сын» читают записки, посланные друг другу.

3.«Записка из леса» ( Слайд № )

Перед учащимися « записка из леса», анализируют структуру текста записки с опорой на схему.

  • Определите, чего не хватает в записке? Кто из лесных обитателей её писал?

Добавьте в записку обращение и подпись. Какие знаки препинания используем.

Зрительная гимнастика.

4. Работа над содержанием записки. ( Слайд № )

Прочитайте записку.

  • - Для кого написана записка? Как девочка обращается к маме?

  • - Кто написал записку? Почему в данном случае фамилию указывать не нужно?

Обсуждение ситуации, в которой необходима была записка

  • - Почему девочка оставила маме записку?

  • - Для чего она указала номер телефона?

  • - Вы незнакомы с этой девочкой. Но, что вы можете сказать о ней, прочитав записку? (Она любит свою маму и не хочет ее волновать; она хороший друг; она дисциплинированна, умеет организовать свое время, если указывает, когда вернется домой.)

Записать записку в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

  1. Задание на дом. ( Слайд № )

Написать маме (бабушке или другому члену семьи) записку о том, куда и к кому ты ушёл и когда вернёшься домой. По образцу последней записки.

- В каком месте вы оставите записку? Что нужно учитывать при этом? (На видном месте, чтобы можно было увидеть записку сразу и не волноваться.)

А на уроках труда ,ребята, можно изготовить подвесную дощечку для записок.

  1. Подведение итогов урока

  • - С каким видом делового письма вы познакомились?

    • - А что такое записка?

  • - По какому плану пишется текст записки?

  • - В каких случаях пишутся записки?

Ребята, я хочу поделиться с вами одним секретом воспитанных людей! Оказывается, воспитанные люди никогда не читают чужие записки без разрешения! Не забывайте об этом!

  1. Рефлексия. Оценка результатов деятельности

  • -Как вы оцениваете свою работу на уроке? ( Слайд № )

Приклейте кружок соответствующего цвета на записку для меня


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!