УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема урока: Деловое письмо. Записка.
Цель урока: научить оформлять записку с соблюдением правил расположения структурных частей записки на листе бумаги
Задачи:1) формирование умения различать и выделять структурные части в тексте записки;
2) развитие умения обучающихся в составлении записок на заданные темы с правильным расположением структурных частей записки на листе бумаги;
3) коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся;
4) воспитание культуры общения и бережного отношения к природе.
Оборудование: презентация «Деловое письмо. Записка», учебник «Русский язык» 5 класс, карточки с записками и словами на клеевой основе для составления записки
Ход урока
Организационный момент.
Организация класса. Психологический настрой.
ВЫ ПРИШЛИ СЮДА УЧИТЬСЯ,
НЕ ЛЕНИТЬСЯ, А ТРУДИТЬСЯ!
РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО!
СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО!
Открываем тетради, записываем число.
Введение в тему урока. Словарная работа.
Узнать тему сегодняшнего урока вы сможете, когда разгадаете мой загадки. А отгадками в них являются словарные слова.
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…(Здравствуйте)
На конверте я под маркой,
Без ошибки, без помарки.
Если ж кто-то ошибётся,
То письмо назад вернётся. (Адрес)
Заходи смелей в трамвай –
и билетик получай,
и в метро, и в самолете
ты – в особенном почете,
можешь весь объехать мир,
ведь теперь ты – … ( Пассажир)
Гармонь, гитара, балалайка.
Их общим словом называй-ка! (Инструменты)
С городом этим
Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся … (Столица.)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...(Автобус)
– Посмотрите на первые буквы ответов и прочтите слово. ( Слайд № )
Формулировка темы урока
Какова тема урока?
Чему мы научимся сегодня?
Так что же такое записка? В чем ее отличие от письма? (рассуждения детей
Работа по теме урока
Обыгрывание ситуации получения записки.
Ребята, каждый из вас получил в начале урока записку. Откройте записки и прочитайте их.
Как в записке обращаются к каждому из вас? Найдите это в записке и прочитайте вслух.
Что я сообщаю в записке? Кто хочет прочитать? ( Пожелавшие выступить ученики читают записки.)
Кто написал вам записку? Прочитайте.
Вы обязательно напишите мне ответ. Но сначала давайте вспомним, что такое записка и как правильно её оформлять.
2) Повторение сведений о записке.
Прочитаем сведения о записке и ее оформлении (Слайд № ).
Сравните оформление полученной записки от со схемой.
- Кому написана записка? Найдите обращение. Как оно размещается на листе бумаги? Какой знак стоит в конце?
- Найдите сообщение. С какой строки оно начинается? (С красной строки.)
- Как вы думаете, сколько предложений может быть в сообщении? (Обратить внимание на то, что записка – это короткое сообщение.)
Найдите подпись. Где она ставится? Как пишется? (С большой буквы и точка в конце.)
Интерпретация учебного материала, практическое применение
1. Работа над запиской учителю. (Учитель раздает бумагу для записок.)
Для составления ответа у вас есть напечатанные части будущей записки. Расположите эти части в соответствии с планом записки. Приклейте.
Достаточно подписать записку только своим именем? Почему?
Допишите недостающие слова и знаки препинания.
Сообщение учащиеся дополняют самостоятельно.
Физкультминутка.
Если я называю одушевлённое существительное – делаем хлопок над головой. Если неодушевлённое - приседаем.
2.Выборочное списывание
Прочитайте текст на слайде. Найдите в нем две записки. Кто их написал? Назовите обращения, подписи, сообщения
(Самостоятельная работа учащихся в тетради.)
Девочки выписывают записку мамы, мальчики записку сына.
Проверка выполненной работы: «мама» и «сын» читают записки, посланные друг другу.
3.«Записка из леса» ( Слайд № )
Перед учащимися « записка из леса», анализируют структуру текста записки с опорой на схему.
Определите, чего не хватает в записке? Кто из лесных обитателей её писал?
Добавьте в записку обращение и подпись. Какие знаки препинания используем.
Зрительная гимнастика.
4. Работа над содержанием записки. ( Слайд № )
Прочитайте записку.
- Для кого написана записка? Как девочка обращается к маме?
- Кто написал записку? Почему в данном случае фамилию указывать не нужно?
Обсуждение ситуации, в которой необходима была записка
- Почему девочка оставила маме записку?
- Для чего она указала номер телефона?
- Вы незнакомы с этой девочкой. Но, что вы можете сказать о ней, прочитав записку? (Она любит свою маму и не хочет ее волновать; она хороший друг; она дисциплинированна, умеет организовать свое время, если указывает, когда вернется домой.)
Записать записку в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.
Задание на дом. ( Слайд № )
Написать маме (бабушке или другому члену семьи) записку о том, куда и к кому ты ушёл и когда вернёшься домой. По образцу последней записки.
- В каком месте вы оставите записку? Что нужно учитывать при этом? (На видном месте, чтобы можно было увидеть записку сразу и не волноваться.)
А на уроках труда ,ребята, можно изготовить подвесную дощечку для записок.
Подведение итогов урока
- С каким видом делового письма вы познакомились?
- По какому плану пишется текст записки?
- В каких случаях пишутся записки?
Ребята, я хочу поделиться с вами одним секретом воспитанных людей! Оказывается, воспитанные люди никогда не читают чужие записки без разрешения! Не забывайте об этом!
Рефлексия. Оценка результатов деятельности
Приклейте кружок соответствующего цвета на записку для меня