СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Правописание сложных имен прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для урока в 10 классе по теме "Правописание сложных имен прилагательных" по УМК  Русский язык.10-11 классы. Базовый уровень. В 2 ч. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.. Данной разработкой могут воспользоваться также учителя, работающие по другим учебным комплектам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Правописание сложных имен прилагательных"»

План-конспект урока русского языка в 10 классе

Учитель: Якушкина Светлана Васильевна

Тема: «Правописание сложных имён прилагательных».

Цели: а) Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, познакомить с условиями слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

б) Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

в) Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II.  Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

- Какую большую тему вы сейчас изучаете? (Имя прилагательное)

- Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?

Закончите предложение: «Имя прилагательное обозначает…, отвечает на вопросы…,

изменяется по … .

Каким членом предложения может быть? (Сказуемым, определением,)

Какие разряды прилагательных вам известны? (Качественные, относительные, притяжательные.)

Как изменяются краткие имена прилагательные?

Расскажите об образовании степеней сравнения имён прилагательных.

Какие орфограммы вы изучили? (Не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных.)

2. Подготовка к ЕГЭ

№ 1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это

слово.

кухОнный

зубчАтый

красИвее

балОванный

кедрОвый

2.

полУденный

сливОвый

юрОдивый

кожЕвенный

оптОвый

№ 2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


ШЕСТЕРО солдат

ПРОФЕССОРА пришли к выводу

САМЫЙ МУДРЕЙШИЙ старец

ПОДНИМАЙТЕСЬ наверх

С ОБЕИМИ сёстрами



№ 3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

забывч..вый

недоум..вать

виш..нка

марл..вый

нищ..нка



III. Изучение нового материала

1. Найди лишнее и объясни почему?

Морской

Матросский

Флотский

Рыболовецкий

(рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2)  состоит из двух корней, т.е. является сложным)



- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.




2. Прочитайте текст.


Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого  судна стоял высокий седобородый человек с темно – зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

- Слова какой части речи у нас подчеркнуты?

-Что отличает их от других прилагательных?

- Почему они являются сложными?

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.



Слитно

Через дефис


Рыболовецкое судно

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленые волны

Водонепроницаемый плащ

Горько-соленое море

Трехмачтовый бриг

Темно-серый плащ

Носорожья туша

Бело-розовые облака



- Почему они пишутся по- разному?

- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Давайте запишем ее.

- Исходя из темы урока, какие цели вы могли бы себе поставить?

Давайте, ребята, вспомним, что мы знаем о правописании сложных прилагательных и заполним таблицу.

Я знаю

Я узнал

слитно

Через дефис

слитно

Через дефис







А сейчас прочитайте материал в учебнике и самостоятельно заполните вторую часть таблицы

После выполнения задания – проверка и обобщение

- Как же пишутся сложные прилагательные?

- Когда мы пишем сложные прилагательные слитно?

-.В каких случаях сложные прилагательные пишутся через дефис?


IV. Закрепление изученного материала.

Задание по группам. Работаете вместе, затем один из вас представляет свою работу.

1 группа: из словосочетаний составьте сложное прилагательное.

Язык Древней Руси-

Техника по строительству судов-

Обряды старой Руси-


2 группа: Образовать сложные имена прилагательные.

Бумажный и картонный комбинат-

Взлетная и посадочная полоса-

Русский и татарский словарь –


3 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных существительных.

Северо – восток-

Северо – запад-

Юго –восток-

Юго – запад-


4 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных имен существительных.

Водопровод-

Лесопарк-

Трубопровод –



V. Проверка. Тест.

1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

D) (Бело)снежная скатерть

E) (Научно)фантастический роман

2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

D) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками

3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

С) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

Е) (Северо)восточный округ

4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

D) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный

5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

С) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

Е) (Древне)русский

6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый

7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Прямо)линейный разговор

В) (Тёмно)бордовый цвет

С) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ

8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

В) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо

9. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Путешествие на пароходе

В) Пятимиллионный житель

С) Отважный мореплаватель

D) Круглосуточное дежурство

Е) Четырёхтысячный выпуск газеты

10. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Пятитысячный выпуск журнала

В) Перелёт на самолёте

С) Вечнозелёное растение

D) Труд землекопа

Е) Семимиллионный житель



Обобщение

- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Какой была наша цель?

- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.

- Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?

- Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?

- Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?

- Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?

- Как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?

VI. Рефлексия.

Удалось ли нам выполнить задачи, поставленные вначале урока?

Выразите свое отношение к уроку с помощью смайлика.

VII. Домашнее задание

-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание .§ 40 (выучить правило), упр. 331(раскрыть скобки)

- Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!