СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Звуки, буквы,. Повторение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Звуки, буквы,. Повторение"»

. Звуки и буквы (повторение)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Задачи: создать условия для развития умений сравнивать в словах количество звуков и букв, писать слова с безударной гласной, опираясь на проверочное слово, делить слова для переноса, подчёркивать в словах буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки; совершенствовать умения правильно писать слова (январь, январские морозы), подбирать одинаковые по смыслу пословицы

Планируемые результаты

Предметные: научатся различать звуки и буквы, наблюдать за образованием звуков речи на основе своего опыта, сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, подбирать слова, близкие по смыслу, работать с орфографическим словарем

Метапредметные:

познавательные ‒ использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

регулятивные ‒ вносить необходимые дополнения, исправления
в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить
и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);

коммуникативные ‒ выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре

Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, демонстрируют положительное отношение к изучению предметов


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Актуализация знаний. Минутка чистописания (с. 44)

Организует работу в рабочей тетради № 1.

– Прочитайте буквы. Какие из них имеют сходство в напи-
сании?


– Какие общие элементы у букв Ф и а? В чём их различие?



– В чём различие написания букв а и ь? Запишите буквы.

– Прочитайте слово. Назовите сходство и различия в написании заглавной и строчной букв Ф, ф.

– Прочитайте буквы с пропущенными элементами. Самостоятельно допишите недостающие элементы

Демонстрируют посадку при письме, положение тетради, ручки. Отвечают на вопросы. Выполняют письменные задания.

В букве Ф имеются все элементы буквы а, кроме последней «качалочки»
и крючковой наклонной линии.


– Фамилия.


– Буквы с пропущенными элементами:

к, У, Н, и, к, Б, Ф, Л, б, ф, с, е

Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей

II. Постановка учебной
задачи.

Наблюдение

Помогает в постановке учебной задачи. Читает лингвистическую задачу-шутку:

«Лида написала на доске: «Шил-пыл у папужкизеренький
гослиг».

– Ну и придумала! – сказали ребята. – Это ж надо шифр знать специальный, чтобы правильно прочесть!

Лида ответила:

– Во-первых, это не я придумала: все вы знаете эту строчку. А во-вторых, чтобы её прочитать правильно, надо знать всего одно свойство русской фонетики».

– Права ли Лида? Что заметили?

– Назовите парные звонкие и глухие согласные; непарные звонкие и глухие согласные

Формулируют учебную задачу. Слушают задачу-шутку. Отвечают на вопросы учителя, формулируют вывод.








‒ Звонкие и глухие согласные заменены на свои пары

Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения

III. Изучение нового мате-риала.

Работа по учебнику. Упражнение 1

Организует работу по учебнику.

– Прочитайте слова. Изменится ли значение записанных слов, если к словам первого ряда добавить мягкий знак,
а из второго ряда его убрать?




– Сравните количество звуков и букв в словах

Выполняют задания по учебнику.

‒ Изменится.

Жар – жарь конь – кон

хор – хорь ударь – удар

мел – мель примерь – пример

был – быль составь – состав

ел – ель угол – уголь

Кон (3 б., 3 зв.) – конь (4 б., 3 зв.).

Ел – (2 б., 3 зв.) – ель (3 б., 3 зв.)

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Упражнение 2

– Прочитайте пословицы. Выберите одинаковые по смыслу.

– В каких ситуациях их можно применить?


1) Поспешишь – людей насмешишь.

Делано наспех – сделано на смех.

2) Труд кормит, а лень портит.

Готовь сани летом, а телегу – зимой

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Упражнение 3

– Выпишите слова с мягким знаком в середине и разделите их для переноса.

– Подчеркните мягкий знак и стоящую перед ним букву согласного звука



Паль-то, школь-ник, шпиль-ка,
пись-мо, борь-ба, аль-бом

Упражнение 4

– Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните их

Прошла зима. На дворе апрель. А ещё совсем недавно в полях и лесах лежал глубокий снег

Работа с лентой букв

Организует работу по учебнику с лентой букв.


– Какие буквы пропущены?

– Какие это буквы?

– Какие звуки обозначает буква ч?


– Какую роль выполняет ь?

Определяют, какие буквы пропущены, характеризуют их.

‒ Буквы ч, ь.

‒ Согласная ч. Мягкий знак (ь).

‒ Глухой согласный всегда мягкий
звук [ч’].

‒ Он показатель мягкости согласного

Строить монологические высказывания

Упражнение 5

– Прочитайте внимательно текст. О чём в нём говорится?


– Определите начало и конец предложений. Спишите. Поставьте знаки препинания

Выполняют задание, определяют границы предложений.

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Высокие сосны развесили свои иглистые вершины. Красуется кудрявая берёзка. Могучий дуб раскинул шатром вырезанные листья

Осуществлять анализ с целью нахождения
соответствия
заданному
эталону

Упражнение 6

– Подберите слова, близкие по смыслу.

– Запишите их по образцу


Алый – красный

работа – труд

зной – жара

Понимать
на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные высказывания

Упражнение 7

– Сколько месяцев в году?

– Назовите их по порядку.

– Запишите названия весенних месяцев в правильной последовательности.

– Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки



Март, апрель, май

Знакомство
со словарным словом (происхождение слов)

Сообщение учителя или заранее подготовленного ученика.

Январь, одиннадцатый по счету месяц древнеримского календаря, был посвящён двуликому богу Янусу, охранителю входов и выходов.

У русского народа были свои названия месяцев, отражающие сезонный круговорот природы и трудовые циклы земледелия.

Январь – просинец – увеличивалась, просинивалась светлая часть суток

Записывают словарное слово и подчёркивают орфограмму. Слушают дополнительную информацию о происхождении названий месяцев.

Янва́рь

Строить монологические высказывания

IV. Обобщение изучен-
ного.

Работа в тетради (с. 44)

Организует работу в рабочей тетради.

‒ Выполните задание рубрики «Интеллектуальный марафон».

‒ Прочитайте «лишние» слова. Свой выбор аргументируйте.






‒ Выполните работу в паре. Проверьте по орфографическому словарю

Выполняют задания. Осуществляют
само- и взаимопроверку.

1. Август (нет мягкого знака) или сентябрь (осенний месяц).

2. Дуб (нет мягкого знака) или ель (хвойное дерево).

3. Волк (нет мягкого знака) или лошадь (домашнее животное).

Сорока, ребята, медведь

Анализировать, находить общее и различия, делать
выводы

V. Итог урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что узнали о звуках и буквах?

– Как оцениваете свои знания и умения по результатам работы? С какими заданиями справились легко? Какие задания ещё нужно учиться выполнять?

Анализируют материал. Оценивают
свои успехи. Определяют причины успеха/неуспеха

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!