СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 3.

Тема: Повторение фонетики и графики

 – Актуализация и углубление знаний по фонетике, развитие умений определять смыслоразличительную функцию звуков, правильно оформлять звучащую речь (записывать транскрипцию).

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

3  4  

Письмо по памяти.

1. Упр. 4 («Дидактический материал»).

Сначала ученики читают отрывок из стихотворения А. Яшина про себя, отвечают на вопросы в задании.

Дополнительные вопросы и задания:

– Сколько здесь предложений? А строчек?

– Назовите слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне. (Язык, народ, могуч.) Что ещё объединяет эти слова? (В этих словах по два слога, пять звуков, второй слог ударный и т.д.)

– Прочитайте этот отрывок выразительно. Запишите по памяти.

2. Беседа после записи текста по памяти.

– Назовите слова, в которых одинаковое количество звуков (я, он; для, как; наша, всех, свой; могуч, народ, певуч, люблю, язык и т.д.).

– В каких словах все согласные звуки твёрдые? (Он, народ, как, наша.)

– Почему к этой группе слов не относится слово могуч? (Звук [ч'] всегда мягкий.)

– Обратите внимание на согласные звуки в первом предложении.

Если звук [к] – лишний, то какой признак объединяет остальные согласные звуки? (Все остальные согласные звуки звонкие.)

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Формулирование проблемы. Повторение пройденного.

 

 

 

 

 

1  4  3  3  4

1. Формулирование темы

– Вы догадались, какая будет тема урока? А как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

– Запишите тему урока: Фонетика и …. Название другой науки вы сформулируете самостоятельно в течение урока.

– Сформулируйте основной вопрос урока. (Какие формы есть у местоимений?)

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми планирует свою деятельность на уроке.

 

2. Работа над определением.

– Прочитайте текст в рамке на с. 11.

– Произнесите слово фонетика правильно ([нэ])!

– Из какого языка пришло это слово?

– Что оно означает?

– Что изучает этот раздел науки о языке?

– Покажите это в виде схемы. Сравните с изображением на слайде, доске:

 

 

 

 

3. Работа в учебнике.

● Упр. 5 – развивается умение подбирать слова с заданным корнем с опорой на рисунки.

Выполняется по заданию устно.

● Упр. 6 – развивается умение определять смыслоразличительную роль звуков.

Сначала ученики устно находят отличия в словах каждой пары.

Образец рассуждения:

Спор – спорт. Эти слова отличаются друг от друга одним звуком: в слове спорт есть звук [т], обозначен буквой «тэ», все остальные звуки и буквы одинаковые, но слова абсолютно   разные по значению, то есть один звук изменил смысл слова.

Затем ученики списывают слова и продолжают запись самостоятельно: пушка – опушка, вол – волк, тесто – место и т.п.

– Сделайте вывод на основе выполненного упражнения: чем могут отличаться слова и какую роль выполняют звуки в языке?

Вывод: Каждое слово в паре отличается одним звуком. Появление нового звука или замена звуков изменяет смысл слова. Звуки речи мы произносим и слышим, а буквами обозначаем эти звуки на письме.

4. Работа в группах.

Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека.

Задание:

Для групп 1, 3, 5 – выбрать вопросы, которые касаются гласных звуков. Для групп 2, 4, 6 – выбрать вопросы, которые касаются согласных звуков.

 

Обсудить ответы, определить, кто от групп будет отвечать на какой вопрос. Обязательное условие: каждый участник группы должен ответить хотя бы на один вопрос.

В процессе устной проверки от других групп возможны замечания, дополнения.

Вопрос на обобщение.

– С каким ещё разделом языка связана фонетика? (Графика.) Почему? (Звуки на письме мы обозначаем с помощью букв.)

– Допишите тему урока «Фонетика и графика».

Методическая рекомендация: необходимо помнить, что законы графики действуют лишь в тех случаях, где звуку однозначно соответствует буква, в случаях же выбора буквы для обозначения звука (для звуков слабых позиций) применяются правила правописания – орфографии.

Поэтому, если ученики назовут разделы «Графика» и «Орфография»,  будет также правильно.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

III. Развитие умений.

3  4  6  1  3

Работа в учебнике.

● Упр. 7 – приводится историческая справка о значении букв ъ и ь в древнерусском языке.

Вопросы до чтения текста:

– Как вы думаете, каких звуков больше в словах русского языка – гласных или согласных? (Предположения детей.)

– Согласны ли вы с утверждением: «В русском языке нет "беззвучных" букв»?

– Прочитайте текст про себя.

Вопросы после чтения:

– Что нового вы узнали о звуках русского языка, о буквах ь и ъ?

(Буквы ь и ъ в древнерусском языке были гласными – ь похож на звук [и], а ъ похож на гласный [ы] или [у].)

– Какие значения есть у букв ъ и ь в современном русском языке?

– Что такое транскрипция?

Запись транскрипции делается на доске:

вспять – [фсп'а‘т']

вздрогнул – [вздро‘гнул]

Устно даётся характеристика каждого звука в первом слове.

 

● Упр. 8 – развивается умение записывать транскрипцию слов, определять оглушения звонких парных звуков в конце слова, вычленять звуки в транскрипции и составлять из них слова.

Выполняется по образцу, данному в учебнике.

пол – [пол] – [лоп] – лоб

лом – [лом] – [мол] – мол

торг – [торк] – [крот] – крот

сон – [сон] – [нос] – нос

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

IV. Итог урока.

 

4  4

– Запишите ключевые слова урока.

Фонетика, звуки, ударение, слоги, транскрипция.

– Что нового узнали на уроке? Что было самым интересным?

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

Н Упр. 7 («Дидактический материал»).

П Упр. 8 («Дидактический материал»).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока.»

Урок 3.

Тема: Повторение фонетики и графики

 – Актуализация и углубление знаний по фонетике, развитие умений определять смыслоразличительную функцию звуков, правильно оформлять звучащую речь (записывать транскрипцию).

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

3  4  

Письмо по памяти.

1. Упр. 4 («Дидактический материал»).

Сначала ученики читают отрывок из стихотворения А. Яшина про себя, отвечают на вопросы в задании.

Дополнительные вопросы и задания:

– Сколько здесь предложений? А строчек?

– Назовите слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне. (Язык, народ, могуч.) Что ещё объединяет эти слова? (В этих словах по два слога, пять звуков, второй слог ударный и т.д.)

– Прочитайте этот отрывок выразительно. Запишите по памяти.

2. Беседа после записи текста по памяти.

– Назовите слова, в которых одинаковое количество звуков (я, он; для, как; наша, всех, свой; могуч, народ, певуч, люблю, язык и т.д.).

– В каких словах все согласные звуки твёрдые? (Он, народ, как, наша.)

– Почему к этой группе слов не относится слово могуч? (Звук [ч'] всегда мягкий.)

– Обратите внимание на согласные звуки в первом предложении.

Если звук [к] – лишний, то какой признак объединяет остальные согласные звуки? (Все остальные согласные звуки звонкие.)

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Формулирование проблемы. Повторение пройденного.

 

 

 

 

 

1  4  3  3  4

1. Формулирование темы

– Вы догадались, какая будет тема урока? А как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

– Запишите тему урока: Фонетика и …. Название другой науки вы сформулируете самостоятельно в течение урока.

– Сформулируйте основной вопрос урока. (Какие формы есть у местоимений?)

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми планирует свою деятельность на уроке.

 

2. Работа над определением.

– Прочитайте текст в рамке на с. 11.

– Произнесите слово фонетика правильно ([нэ])!

– Из какого языка пришло это слово?

– Что оно означает?

– Что изучает этот раздел науки о языке?

– Покажите это в виде схемы. Сравните с изображением на слайде, доске:

 

 

 

3. Работа в учебнике.

● Упр. 5 – развивается умение подбирать слова с заданным корнем с опорой на рисунки.

Выполняется по заданию устно.

● Упр. 6 – развивается умение определять смыслоразличительную роль звуков.

Сначала ученики устно находят отличия в словах каждой пары.

Образец рассуждения:

Спор – спорт. Эти слова отличаются друг от друга одним звуком: в слове спорт есть звук [т], обозначен буквой «тэ», все остальные звуки и буквы одинаковые, но слова абсолютно   разные по значению, то есть один звук изменил смысл слова.

Затем ученики списывают слова и продолжают запись самостоятельно: пушка – опушка, вол – волк, тесто – место и т.п.

– Сделайте вывод на основе выполненного упражнения: чем могут отличаться слова и какую роль выполняют звуки в языке?

Вывод: Каждое слово в паре отличается одним звуком. Появление нового звука или замена звуков изменяет смысл слова. Звуки речи мы произносим и слышим, а буквами обозначаем эти звуки на письме.

4. Работа в группах.

Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека.

Задание:

Для групп 1, 3, 5 – выбрать вопросы, которые касаются гласных звуков. Для групп 2, 4, 6 – выбрать вопросы, которые касаются согласных звуков.

 

Обсудить ответы, определить, кто от групп будет отвечать на какой вопрос. Обязательное условие: каждый участник группы должен ответить хотя бы на один вопрос.

В процессе устной проверки от других групп возможны замечания, дополнения.

Вопрос на обобщение.

– С каким ещё разделом языка связана фонетика? (Графика.) Почему? (Звуки на письме мы обозначаем с помощью букв.)

– Допишите тему урока «Фонетика и графика».

Методическая рекомендация: необходимо помнить, что законы графики действуют лишь в тех случаях, где звуку однозначно соответствует буква, в случаях же выбора буквы для обозначения звука (для звуков слабых позиций) применяются правила правописания – орфографии.

Поэтому, если ученики назовут разделы «Графика» и «Орфография»,  будет также правильно.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

III. Развитие умений.

3  4  6  1  3

Работа в учебнике.

● Упр. 7 – приводится историческая справка о значении букв ъ и ь в древнерусском языке.

Вопросы до чтения текста:

– Как вы думаете, каких звуков больше в словах русского языка – гласных или согласных? (Предположения детей.)

– Согласны ли вы с утверждением: «В русском языке нет "беззвучных" букв»?

– Прочитайте текст про себя.

Вопросы после чтения:

– Что нового вы узнали о звуках русского языка, о буквах ь и ъ?

(Буквы ь и ъ в древнерусском языке были гласными – ь похож на звук [и], а ъ похож на гласный [ы] или [у].)

– Какие значения есть у букв ъ и ь в современном русском языке?

– Что такое транскрипция?

Запись транскрипции делается на доске:

вспять – [фсп'а‘т']

вздрогнул – [вздро‘гнул]

Устно даётся характеристика каждого звука в первом слове.

 

● Упр. 8 – развивается умение записывать транскрипцию слов, определять оглушения звонких парных звуков в конце слова, вычленять звуки в транскрипции и составлять из них слова.

Выполняется по образцу, данному в учебнике.

пол – [пол] – [лоп] – лоб

лом – [лом] – [мол] – мол

торг – [торк] – [крот] – крот

сон – [сон] – [нос] – нос

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

IV. Итог урока.

 

4  4

– Запишите ключевые слова урока.

Фонетика, звуки, ударение, слоги, транскрипция.

– Что нового узнали на уроке? Что было самым интересным?

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

Н Упр. 7 («Дидактический материал»).

П Упр. 8 («Дидактический материал»).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!