1 4 3 3 4
1. Формулирование темы
– Вы догадались, какая будет тема урока? А как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
– Запишите тему урока: Фонетика и …. Название другой науки вы сформулируете самостоятельно в течение урока.
– Сформулируйте основной вопрос урока. (Какие формы есть у местоимений?)
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми планирует свою деятельность на уроке.
2. Работа над определением.
– Прочитайте текст в рамке на с. 11.
– Произнесите слово фонетика правильно ([нэ])!
– Из какого языка пришло это слово?
– Что оно означает?
– Что изучает этот раздел науки о языке?
– Покажите это в виде схемы. Сравните с изображением на слайде, доске:
3. Работа в учебнике.
● Упр. 5 – развивается умение подбирать слова с заданным корнем с опорой на рисунки.
Выполняется по заданию устно.
● Упр. 6 – развивается умение определять смыслоразличительную роль звуков.
Сначала ученики устно находят отличия в словах каждой пары.
Образец рассуждения:
Спор – спорт. Эти слова отличаются друг от друга одним звуком: в слове спорт есть звук [т], обозначен буквой «тэ», все остальные звуки и буквы одинаковые, но слова абсолютно разные по значению, то есть один звук изменил смысл слова.
Затем ученики списывают слова и продолжают запись самостоятельно: пушка – опушка, вол – волк, тесто – место и т.п.
– Сделайте вывод на основе выполненного упражнения: чем могут отличаться слова и какую роль выполняют звуки в языке?
Вывод: Каждое слово в паре отличается одним звуком. Появление нового звука или замена звуков изменяет смысл слова. Звуки речи мы произносим и слышим, а буквами обозначаем эти звуки на письме.
4. Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека.
Задание:
Для групп 1, 3, 5 – выбрать вопросы, которые касаются гласных звуков. Для групп 2, 4, 6 – выбрать вопросы, которые касаются согласных звуков.
Обсудить ответы, определить, кто от групп будет отвечать на какой вопрос. Обязательное условие: каждый участник группы должен ответить хотя бы на один вопрос.
В процессе устной проверки от других групп возможны замечания, дополнения.
Вопрос на обобщение.
– С каким ещё разделом языка связана фонетика? (Графика.) Почему? (Звуки на письме мы обозначаем с помощью букв.)
– Допишите тему урока «Фонетика и графика».
Методическая рекомендация: необходимо помнить, что законы графики действуют лишь в тех случаях, где звуку однозначно соответствует буква, в случаях же выбора буквы для обозначения звука (для звуков слабых позиций) применяются правила правописания – орфографии.
Поэтому, если ученики назовут разделы «Графика» и «Орфография», будет также правильно.
|