Конспект урока
по русскому языку
во 2 классе по теме:
“Безударные
гласные
в корне слова”.
Подготовил: учитель начальных классов
первой категории
Исматова И.Г.
Хронологическая карта урока
№ | Содержание урока | Время |
I | Оргмомент | 2 мин |
II | Опрос домашнего задания Повторение пройденного материала | 8 мин |
III | Объяснение нового материала | 8 мин |
IV | Закрепление нового материала. | 19 мин |
V | Рефлексия. Оценивание знаний учащихся. Итог урока. | 5 мин |
VI | Домашнее задание. | 3 мин |
Технологическая карта урока
Тема: | Безударные гласные в корне слова |
Количество часов: | 1 час |
Краткая характеристика темы: | Закрепить умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные. |
| Технология проведения учебного процесса. |
Метод: | наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический. |
Форма урока: | урок закрепление изученного материала (урок путешествие) |
Оборудование: | карта путешествия, записные книжки путешественников, сигнальные карточки (двух видов), тесты, смайлики, проектор, экран. компьютер, учебник, рабочая тетрадь. |
Цели и задачи урока: | Образовательные: -Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, -правильно проверять слова; Развивающие: - развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь. Воспитательные: -воспитывать любовь к русскому языку - воспитание культуры поведения; - осуществление нравственного воспитания; - способствовать развитию творческого потенциала ребенка и познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь); - формировать коммуникативные функции: умение слышать и слушать; -умение вести учебный диалог; -осуществлять самоконтроль; - умение анализировать и оценивать свою работу. - воспитание чувства дружбы и товарищества - профилактика утомления (здоровьесбережение). |
| Ожидаемый результат. |
| Предметные – Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова. Межпредметные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока; инициативное сотрудничество; излагать свое мнение. Личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование целостного взгляда на мир, развитие способностей к самооценке |
Умение: | совершенствование знаний и навыков. |
Навыки: | воспитание чувства дружбы и товарищества; профилактика осанки и зрения. |
Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором).
2. Приветствие гостей.
Поклонитесь гостям. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
3. Психологический настрой.
Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя : глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Пусть этот урок принесет вам радость общения.
4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.
-Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.
-Кого называют путешественником? (дети зачитывают из словаря, кто такие путешественники)
- Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
- А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение)
- Откройте тетради, запишите число – сегодня:
18 декабря
Классная работа.
- Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.)
5. Чистописание.
- Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
- Давайте поиграем в игру «10 ос» Сейчас я прочитаю вам загадки, а отгадки и будут словами для чистописания
Дети записывают слова: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска ,соска, подсказка.
6.Словарная работа
1) - Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.
- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь)
2) Взаимопроверка.
-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)
- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.
7.Физминутка для глаз
8. Постановка проблемы урока.
Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.
-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
- Я вам предлагаю ответить на вопросы:
9. Упражнения для закрепления.
-Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.
1) Игра «Молчанка»
Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .
- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.
К…рмушка (корм), кр…льчиха( кролик), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), б…глец ( бег), в…рхушка ( вверх), ц…почка ( цепь), п…лпть ( пилит), г…стинец (гость), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), р…бина ( рябь), п…тнистый ( пятна), д…тишки ( дети).
2) Работа в парах (карточки)
-Вставить пропущенные буквы.
КАРТОЧКА № 1 Вставить пропущенные орфограммы. Выделить корень. Подчеркнуть проверочные слова. З…ма, з…мовать, з…мушка, з… мовье, м…роз, з…мующие, з…мние. Найди лишнее слово. Докажи. __________________________ Впишите в предложение подходящие по смыслу однокоренные слова Наступила суровая ………..… . В ……………… каникулы я отдыхал в деревне у дедушки. К нам прилетели ……………. птицы |
КАРТОЧКА № 2 Вставить пропущенные орфограммы. Выделить корень. Подчеркнуть проверочные слова. Сн…жинка, сн…гопад, сн…жный, сн…говика, м…тель, сн…жок, сн…г, сн…гоход. Найди лишнее слово. Докажи. __________________________ Впишите в предложение подходящие по смыслу однокоренные слова Выпал белый ………..… . Замелькают в воздухе первые ………………….. . Дети лепят …………………… . |
КАРТОЧКА № 3 Вставить пропущенные орфограммы. Выделить корень. Подчеркнуть проверочные слова. Л…сок, л…сник, перел…сок, б…резняк, л…сной, л…с, л…совичок. Найди лишнее слово. Докажи. __________________________ Впишите в предложение подходящие по смыслу однокоренные слова В нашем ……..… живет………………… . Он знает все …………………..тропинки. |
Значение слов из толкового словаря С.И.Ожегова. Зимовье – место, где зимуют люди, животные, рыбы. Зимующие (птицы) – те, которые остаются зимовать. |
Значение слов из толкового словаря С.И.Ожегова. Снегопад – сильное выпадение снега Снегоход – автомобиль для передвижения по глубокому снегу. Значение слов из толкового словаря С.И.Ожегова. Перелесок – редкий лес, отделенный полями от других лесных участков Лесник – лесной сторож. |
- Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова?
З). Самостоятельная работа.
- Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:
-Какие гласные в корне слова надо проверять?
(О, А, И, Е, Я)
-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
(-Изменить форму слова: трава-травы;
-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)
- Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным
- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.
-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?
.
Проверим себя
Проверим себя
- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
Мы снова в родной школе.
10. Итог урока.
Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»
1)
- Я вам предлагаю ответить на вопросы:
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
2).Работа с алгоритмом.
-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
11.Домашнее задание
12.Рефлексия.Самооценка полученных знаний на уроках.
Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.
(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)
Красный -. Стоп. Мне нужна помощь
Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь
Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.
Урок окончен. Спасибо за внимание.