ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания. - Прослушайте стихотворение Каждое слово живое, С особой, своей судьбою. Бежали столетья и годы. По-разному жили народы. Торговлю вели, воевали, Бранились, а после – мирились, Жить в добром соседстве учились. И вот результат их общенья - Волшебное слов превращенье. Так, в языке зародившись одном, Слово потом оказалось в другом. Немало прошло испытаний, То смысл поменяв, то звучанье. Слово по вкусу пришлось языку. - Буду жить у тебя, никуда не уйду! - Всем ли понятен смысл данного стихотворения? О чем оно? - Как называется совокупность всех слов языка? (лексика) - Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? ( о лексике) — Определите тему нашего занятия. Сформулируйте цели. Предполагаемые цели: систематизировать и расширить знания по разделу «Лексика» Предполагаемый ответ обучающихся: Тема: русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления. Фронтальный опрос. - Вспомним термины, относящиеся к понятию "лексика". Я вам буду называть определение, а вы говорите термин, по возможности я буду просить вас привести примеры. 1. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности? (слово) 2. Как называется словарный состав языка? (лексика) 3. Какая наука изучает словарный состав языка? (лексикология) 4. В каком значении могут употребляться слова? (в прямом и переносном) (золотой крестик- золотые руки) 5. На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? (Однозначные и многозначные) (торт, крем) 6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (коса) 7. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы) (добро-зло) 8. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы) (друг, приятель, товарищ) Задание 1. Упражнение 65 (стр 61) (выполнение упражнения(составление пар), работа со словарем, взаимная проверка, комментирование ). Задание 2. Стр 58-62 – теория. -Знакомясь с теорией, которая представлена на странице 58-62, ответьте на предложенные вопросы письменно в справочник (рабочую тетрадь) 1. Дайте определение славянизмам, назовите их характерные черты. 2. Какие элементы словообразования указывают на то, что слово имеет элементы старославянизма? 3. В русский язык вошли слова из различных языков. Перечислите эти языки, приведите примеры. 4. Русский язык заимствовал не только слова, но и некоторые морфемы. Назовите эти морфемы. -Ребята, вопрос для общего осуждения, как вы думаете, уместны ли заимствованные слова в современной жизни или общество может обойтись исконно русскими словами? (можно приводить примеры из учебника, худ.литературы и д.р) Примечание: мнения обучающихся должны разделиться, это нужно для того, чтобы плавно осуществить переход к анализу художественного текста. Задание 3. Чтение рассказа Зощенко «Обезьяний язык» (приложение). О чем этот рассказ? Какие изобразительные средства вы нашли в данном рассказе? Задания к тексту: 1. выпишите обороты со словами иноязычного происхождения, попытайтесь определить, откуда пришли данные слова. 2. выпишите слова, употребление которых, на ваш взгляд, недопустимо 3. выпишите в тетрадь для подготовки к ЕГЭ иноязычные словарные слова, подчеркните орфограммы. Задание 4. Определите тему, основную мысль стихотворения. Попробуйте его озаглавить (подберите несколько вариантов). В моём краю гречихой белой пахнет, Там, в чёрной пашне, россыпи зерна. Там выгорают добела рубахи, А лица загорают дочерна. В моём краю черны от вишни губы, Белы берёзы на краю села. Там у людей улыбки белозубы. Там чёрный хлеб, а соль белым-бела. В моём краю на потемневших3 елях Белеет снег, нетронутый, густой... Мне этот край дороже в чёрно-белом Своей простой и строгой красотой. (Ю. Фанкин) 1. Найдите в тексте антонимы. Какова их роль? 2. В каких значениях употребляются слова простой, строгий? Докажите, что эти слова многозначные. 3. Найдите предложения, которые соответствуют схеме: [ ], а [ ]. Спишите это предложение — Вспомните, какую цель занятия мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели? - Были затруднения, с чем они связаны. Для всех: работа с теорией учебника, повтор темы «Фразеология" Базовый уровень: теория стр 63-66 упр 71 Повышенный уровень: стр 63-66, упр 71, подбор ситуаций с данными фразеологизмами |