СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 кассе

по теме «Однозначные и многозначные слова»,

основанный на использовании системно-деятельностного подхода.

 

Цели урока:

  • повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики;
  • дать понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, происхождения.

 

Планируемые результаты.

1. Личностные умения:

  • проявлять интерес к употреблению многозначных слов и тропов в речи;
  • проявлять позитивное отношение друг к другу.

 

2. Метапредметные умения:

  1. познавательные:

- умение ставить и формулировать учебную задачу;

  1. регулятивные:
  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
  1. коммуникативные:
  • умение высказывать свое мнение;
  • умение работать в группе, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы

 

3. Предметные умения:

  • умение использовать многозначные слова в разных значениях, находить в текстах и употреблять в речи изобразительно-выразительные средства.

 

Оборудование:

Проектор, демонстрационный экран,

Толковый словарь русского языка.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент. (1 минута)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» (у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность)

 

Доброе утро ребята! Сегодня на уроке нам предстоит потрудиться.

 

II. Актуализация прежних знаний и способов действия по теме «Лексическое значение слова» (подготовка учащихся к активному восприятию нового материала) 5 минут.

Цель: повторение изученного материала, необходимое для «открытия нового знания», возбуждение желания познать то, что предстоит изучить, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 

Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык»

Объясните, о чем хотел сказать поэт. В каком значении употреблено слово богаче.

 

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

С древности в нашем языке сохранилось множество выражений, которые мы, не задумываясь, употребляем в речи и, не догадываемся об их истинном значении и происхождении. Сегодня на уроке нашим учителем будет Толковый словарь русского языка.

- Что изучает лексикология?

  • Что называется лексикой?
  • Каково назначение толкового словаря?
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Как вы думаете, чему новому нам сегодня предстоит научиться (умение различать однозначные и многозначные слова, и употреблять многозначные слова в разных значениях)

Итак, целью нашего урока является (учащиеся проговаривают цель урока)

 

IY. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения(7-8минут)

Какие есть предположения?

(дети высказывают свои предложения по решению поставленной задачи).

 

Учащиеся читают теоретический материал в учебнике и рассказывают друг другу в парах.

 

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (5 минут)

Из толкового словарика выписать по 3 многозначных слова и объяснить их лексические значения, иллюстрируйте значение слов. (Учащиеся работают в парах и производят самопроверку).

 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый учащийся должен сделать вывод для себя, что он уже умеет.

(5 минут)

Небольшая самостоятельная работа выполняется письменно.

Составьте и запишите предложения с многозначными словами: жаворонок, конь, огонек.

Употребляя их в разных значениях и используя такую форму записи: сущ. - это сущ., выполняя задание, пользуйтесь толковым словариком. В предложениях выделите грамматические основы.

Учащиеся производят самопроверку (на экране)

 

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(8 минут)

 

    1. Значение какого многозначного слова иллюстрируют фотографии? Проверьте свои предположения по толковому словарику. Составьте и запишите 2 предложения, употребляя это слово в различных значениях. (даны фотографии на экране или в учебнике).

Учащиеся выполняют задание, которые содержат новое понятие.

 

    1. С данными словами составьте и запишите словосочетания. Подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

Теплый ( комната, зима, встреча, слова, взгляд). Горький ( мысли, лекарство, перец, слова). Прямой (линия, дорога, человек). Острый ( нож, ум, язык, копьё).

Учащиеся выполняют задание ,в котором новое знание используется вместе с ранее изученным.

 

VIII. Рефлексия деятельности. (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты).

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно ещё сделать?

Домашняя работа . С помощью картинок или рисунков покажите лексическое значение слов: звезда, ирис, котик, слон.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОВНОВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









Тема:

«Однозначные и многозначные слова».







Разработала:

Меметова Лиля Энверовна

Учитель русского языка и литературы

Первая квалификационная категория














Конспект урока по русскому языку в 5 кассе

по теме «Однозначные и многозначные слова»,

основанный на использовании системно-деятельностного подхода.


Цели урока:

  • повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики;

  • дать понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, происхождения.


Планируемые результаты.

1. Личностные умения:

  • проявлять интерес к употреблению многозначных слов и тропов в речи;

  • проявлять позитивное отношение друг к другу.


2. Метапредметные умения:

  1. познавательные:

- умение ставить и формулировать учебную задачу;

  1. регулятивные:

  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

  1. коммуникативные:

  • умение высказывать свое мнение;

  • умение работать в группе, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы


3. Предметные умения:

  • умение использовать многозначные слова в разных значениях, находить в текстах и употреблять в речи изобразительно-выразительные средства.


Оборудование:

Проектор, демонстрационный экран,

Толковый словарь русского языка.


Ход урока.


I. Организационный момент. (1 минута)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» (у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность)


Доброе утро ребята! Сегодня на уроке нам предстоит потрудиться.


II. Актуализация прежних знаний и способов действия по теме «Лексическое значение слова» (подготовка учащихся к активному восприятию нового материала) 5 минут.

Цель: повторение изученного материала, необходимое для «открытия нового знания», возбуждение желания познать то, что предстоит изучить, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык»

Объясните, о чем хотел сказать поэт. В каком значении употреблено слово богаче.


III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

С древности в нашем языке сохранилось множество выражений, которые мы, не задумываясь, употребляем в речи и, не догадываемся об их истинном значении и происхождении. Сегодня на уроке нашим учителем будет Толковый словарь русского языка.

- Что изучает лексикология?

  • Что называется лексикой?

  • Каково назначение толкового словаря?

  • Что такое лексическое значение слова?

  • Как вы думаете, чему новому нам сегодня предстоит научиться (умение различать однозначные и многозначные слова, и употреблять многозначные слова в разных значениях)

Итак, целью нашего урока является (учащиеся проговаривают цель урока)


IY. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения(7-8минут)

Какие есть предположения?

(дети высказывают свои предложения по решению поставленной задачи).


Учащиеся читают теоретический материал в учебнике и рассказывают друг другу в парах.


V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (5 минут)

Из толкового словарика выписать по 3 многозначных слова и объяснить их лексические значения, иллюстрируйте значение слов. (Учащиеся работают в парах и производят самопроверку).


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый учащийся должен сделать вывод для себя, что он уже умеет.

(5 минут)

Небольшая самостоятельная работа выполняется письменно.

Составьте и запишите предложения с многозначными словами: жаворонок, конь, огонек.

Употребляя их в разных значениях и используя такую форму записи: сущ. - это сущ., выполняя задание, пользуйтесь толковым словариком. В предложениях выделите грамматические основы.

Учащиеся производят самопроверку (на экране)


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(8 минут)


    1. Значение какого многозначного слова иллюстрируют фотографии? Проверьте свои предположения по толковому словарику. Составьте и запишите 2 предложения, употребляя это слово в различных значениях. (даны фотографии на экране или в учебнике).

Учащиеся выполняют задание, которые содержат новое понятие.


    1. С данными словами составьте и запишите словосочетания. Подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

Теплый ( комната, зима, встреча, слова, взгляд). Горький ( мысли, лекарство, перец, слова). Прямой (линия, дорога, человек). Острый ( нож, ум, язык, копьё).

Учащиеся выполняют задание ,в котором новое знание используется вместе с ранее изученным.


VIII. Рефлексия деятельности. (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты).

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно ещё сделать?

Домашняя работа . С помощью картинок или рисунков покажите лексическое значение слов: звезда, ирис, котик, слон.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!