Конспект урока по русскому языку в 5 кассе
по теме «Однозначные и многозначные слова»,
основанный на использовании системно-деятельностного подхода.
Цели урока:
- повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики;
- дать понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, происхождения.
Планируемые результаты.
1. Личностные умения:
- проявлять интерес к употреблению многозначных слов и тропов в речи;
- проявлять позитивное отношение друг к другу.
2. Метапредметные умения:
- познавательные:
- умение ставить и формулировать учебную задачу;
- регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
- коммуникативные:
- умение высказывать свое мнение;
- умение работать в группе, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы
3. Предметные умения:
- умение использовать многозначные слова в разных значениях, находить в текстах и употреблять в речи изобразительно-выразительные средства.
Оборудование:
Проектор, демонстрационный экран,
Толковый словарь русского языка.
Ход урока.
I. Организационный момент. (1 минута)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» (у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность)
Доброе утро ребята! Сегодня на уроке нам предстоит потрудиться.
II. Актуализация прежних знаний и способов действия по теме «Лексическое значение слова» (подготовка учащихся к активному восприятию нового материала) 5 минут.
Цель: повторение изученного материала, необходимое для «открытия нового знания», возбуждение желания познать то, что предстоит изучить, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык»
Объясните, о чем хотел сказать поэт. В каком значении употреблено слово богаче.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
С древности в нашем языке сохранилось множество выражений, которые мы, не задумываясь, употребляем в речи и, не догадываемся об их истинном значении и происхождении. Сегодня на уроке нашим учителем будет Толковый словарь русского языка.
- Что изучает лексикология?
- Что называется лексикой?
- Каково назначение толкового словаря?
- Что такое лексическое значение слова?
- Как вы думаете, чему новому нам сегодня предстоит научиться (умение различать однозначные и многозначные слова, и употреблять многозначные слова в разных значениях)
Итак, целью нашего урока является (учащиеся проговаривают цель урока)
IY. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения(7-8минут)
Какие есть предположения?
(дети высказывают свои предложения по решению поставленной задачи).
Учащиеся читают теоретический материал в учебнике и рассказывают друг другу в парах.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (5 минут)
Из толкового словарика выписать по 3 многозначных слова и объяснить их лексические значения, иллюстрируйте значение слов. (Учащиеся работают в парах и производят самопроверку).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый учащийся должен сделать вывод для себя, что он уже умеет.
(5 минут)
Небольшая самостоятельная работа выполняется письменно.
Составьте и запишите предложения с многозначными словами: жаворонок, конь, огонек.
Употребляя их в разных значениях и используя такую форму записи: сущ. - это сущ., выполняя задание, пользуйтесь толковым словариком. В предложениях выделите грамматические основы.
Учащиеся производят самопроверку (на экране)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(8 минут)
-
- Значение какого многозначного слова иллюстрируют фотографии? Проверьте свои предположения по толковому словарику. Составьте и запишите 2 предложения, употребляя это слово в различных значениях. (даны фотографии на экране или в учебнике).
Учащиеся выполняют задание, которые содержат новое понятие.
-
- С данными словами составьте и запишите словосочетания. Подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
Теплый ( комната, зима, встреча, слова, взгляд). Горький ( мысли, лекарство, перец, слова). Прямой (линия, дорога, человек). Острый ( нож, ум, язык, копьё).
Учащиеся выполняют задание ,в котором новое знание используется вместе с ранее изученным.
VIII. Рефлексия деятельности. (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты).
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно ещё сделать?
Домашняя работа . С помощью картинок или рисунков покажите лексическое значение слов: звезда, ирис, котик, слон.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОВНОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Тема:
«Однозначные и многозначные слова».
Разработала:
Меметова Лиля Энверовна
Учитель русского языка и литературы
Первая квалификационная категория
Конспект урока по русскому языку в 5 кассе
по теме «Однозначные и многозначные слова»,
основанный на использовании системно-деятельностного подхода.
Цели урока:
повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики;
дать понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, происхождения.
Планируемые результаты.
1. Личностные умения:
2. Метапредметные умения:
познавательные:
- умение ставить и формулировать учебную задачу;
регулятивные:
коммуникативные:
умение высказывать свое мнение;
умение работать в группе, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы
3. Предметные умения:
Оборудование:
Проектор, демонстрационный экран,
Толковый словарь русского языка.
Ход урока.
I. Организационный момент. (1 минута)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» (у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность)
Доброе утро ребята! Сегодня на уроке нам предстоит потрудиться.
II. Актуализация прежних знаний и способов действия по теме «Лексическое значение слова» (подготовка учащихся к активному восприятию нового материала) 5 минут.
Цель: повторение изученного материала, необходимое для «открытия нового знания», возбуждение желания познать то, что предстоит изучить, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык»
Объясните, о чем хотел сказать поэт. В каком значении употреблено слово богаче.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
С древности в нашем языке сохранилось множество выражений, которые мы, не задумываясь, употребляем в речи и, не догадываемся об их истинном значении и происхождении. Сегодня на уроке нашим учителем будет Толковый словарь русского языка.
- Что изучает лексикология?
Что называется лексикой?
Каково назначение толкового словаря?
Что такое лексическое значение слова?
Как вы думаете, чему новому нам сегодня предстоит научиться (умение различать однозначные и многозначные слова, и употреблять многозначные слова в разных значениях)
Итак, целью нашего урока является (учащиеся проговаривают цель урока)
IY. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения(7-8минут)
Какие есть предположения?
(дети высказывают свои предложения по решению поставленной задачи).
Учащиеся читают теоретический материал в учебнике и рассказывают друг другу в парах.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (5 минут)
Из толкового словарика выписать по 3 многозначных слова и объяснить их лексические значения, иллюстрируйте значение слов. (Учащиеся работают в парах и производят самопроверку).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый учащийся должен сделать вывод для себя, что он уже умеет.
(5 минут)
Небольшая самостоятельная работа выполняется письменно.
Составьте и запишите предложения с многозначными словами: жаворонок, конь, огонек.
Употребляя их в разных значениях и используя такую форму записи: сущ. - это сущ., выполняя задание, пользуйтесь толковым словариком. В предложениях выделите грамматические основы.
Учащиеся производят самопроверку (на экране)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(8 минут)
Значение какого многозначного слова иллюстрируют фотографии? Проверьте свои предположения по толковому словарику. Составьте и запишите 2 предложения, употребляя это слово в различных значениях. (даны фотографии на экране или в учебнике).
Учащиеся выполняют задание, которые содержат новое понятие.
С данными словами составьте и запишите словосочетания. Подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.
Теплый ( комната, зима, встреча, слова, взгляд). Горький ( мысли, лекарство, перец, слова). Прямой (линия, дорога, человек). Острый ( нож, ум, язык, копьё).
Учащиеся выполняют задание ,в котором новое знание используется вместе с ранее изученным.
VIII. Рефлексия деятельности. (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты).
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно ещё сделать?
Домашняя работа . С помощью картинок или рисунков покажите лексическое значение слов: звезда, ирис, котик, слон.