СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Русский язык 5 класс Разумовская М.М. "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Русский язык 5 класс Разумовская М.М.  "Однозначные и многозначные слова"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Русский язык 5 класс Разумовская М.М. "Однозначные и многозначные слова"»

Контрольная работа по методике обучения и воспитания (русский язык)


Класс: 5

Тема урока: Сколько лексических значений имеет слово

Цели (задачи) урока: Создать условия для открытия понятий «однозначные» и «многозначные» слова.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: Развивать умение различать однозначные и многозначные слова. Развивать умение определять значение многозначных слов с опорой на контекст.

Коммуникативные: Развивать логическое мышление в процессе использования в речи и на письме многозначных слов. Обогащать речь учеников с помощью раскрытия многозначности слов русского языка. Развивать умения определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарём для определения лексического значения слова.

Тип урока: изучение нового

Основные методы: наблюдение над языком, эвристическая беседа, метод закрепления полученных знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., словарь И.С. Ожегова.

Этап урока, стадии, время, виды работы

Ход урока (деятельность учителя и учеников)

Организационный момент 2 мин.

Беседа.



Актуализация опорных знаний и умений 9 мин.

Беседа, проблемная беседа, работа со словарем, работа с информацией в учебнике.































Определение темы урока, постановка целей урока. 2 мин.

Беседа.

На доске девиз урока: «Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон». А.М. Горький.

- Поднимите руки те, кому незнакомо слово «лексикон»?

- Где мы можем посмотреть значение незнакомого нам слова?

- Посмотреть в словаре/толковом словаре.

- Какой именно словарь будем использовать, чтобы узнать значение слова? (если не указали, что именно в толковом словаре).

- Поможет ли нам в этом толковый словарик учебника? (открывают словарик, изучают).

- Нет.

- Почему?

- В нем нет толкования слова «лексикон».

- Обратимся к другому толковому словарю, несокращенному. (один ученик зачитывает значение слова «лексикон» из словаря С.И. Ожегова: ЛЕКСИКОН, 1. То же, что словарь (устар.). Французский лексикон. 2. Запас слов, лексика (книжн.). Бедный лексикон у кого-нибудь.)

- Что общего у слов «лексикон» и «лексика»? (высказывают предположения).

- А чем их значения слов отличаются?

- Выделим корень у этих слов (у доски работает 1 ученик).

- Что можем сказать еще о словах «лексикон» и «лексика»?

- Они однокоренные?

- Почему мы делаем такой вывод?

- Имеют один и тот же корень/имеют один и тот же корень, с заключенным в нем общим лексическим значением.

- Мы с вами говорим «корень слова», когда выполняем морфемный разбор, а в каких еще словосочетаниях может встретиться слово «корень»? (предлагают примеры: корень дерева, математический корень, корень зуба, корень волоса – предлагается записать данные словосочетания, 1 ученик у доски).

- Как вы думаете, все ли значения слова «корень» мы проиллюстрировали примерами? Как это можно проверить?

- Обратиться к толковому словарику в учебнике и посмотреть, какие значения еще есть?

- На каких страницах расположен толковый словари в учебнике?

- На страницах 308-310.

- Сколько значений у слова «корень» мы увидели в словаре?

- Что можем сказать о слове «корень»?/Какое это слово?/Если у слова «корень» несколько значений, какое это слово? (многозначное)

- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать на уроке русского языка? (однозначные и многозначные слова/многозначные слова/значение слова).

- Откройте учебник на с.88, параграф 33, прочтите тему урока.

Какие цели поставим перед собой при изучении данной темы?

- Узнать, чем отличаются многозначные слова от однозначных.

Изучение нового


Открытие новых знаний

12 мин.

Работа в парах, беседа, работа со словарем.

- Вспомним правила работы в парах (перечисляют правила работы в парах).

- Как вы думаете, почему я предложила вспомнить правила работы в парах?

- Будем выполнять задание в парах.

- Выполните задания рубрики «Понаблюдайте!».

Выполняют задание.

- Чем различаются словарные статьи однозначных и многозначных слов?

- В статьях однозначных слов указано одно значение без нумерации, в статьях многозначных слов указаны несколько значений, они пронумерованы.

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 89, какое значение слова «корень» она иллюстрирует?

- 3 значение, основная морфема слова.

- Почему?

- Здесь указаны однокоренные слова с общим корнем –земл-.

- Обратите внимание на слово «золотой» в толковом словарике.

Как вы думаете, почему лексические значения слов указаны именно в таком порядке? Почему 4 значение не указано первым?

- Потому что оно переносное, это указано особой пометой в словарной статье./Потому что изначально появилось первое значение, которое относится к характеристике металла, а затем остальные.

- Составьте и запишите предложение со словом «золотой»: 1 ряд в 1 значении, 2 ряд во втором значении, 3 ряд в третьем значении.

Закрепление изученного

10 мин.

Беседа, работа с текстом, самостоятельная работа.

- Прочтите загадку, с. 90, упражнение 253.(Читают загадку для себя).

- Какая отгадка?

- Шахматы.

- Почему в тексте появляется двойной смысл?

- Потому что слова «клетка», «кони», «слоны», «королевы» и «короли» - многозначные слова.

- Составим устно словосочетания по схеме «зависимое слово + главное слово», чтобы растолковать значения представленных слов.

- Шахматная клетка, шахматный конь и так далее.

- Слова, которые помогают растолковать значение нужного, называются контекстом.

- Как мы можем понять, в каком значении употребляется то или другое слово?

- При помощи контекста.

- Много смешных ситуаций возникает в разговоре с маленькими детьми. Вот несколько примеров:

– Зачем ты меня отпугиваешь? – обратилась девочка к бабушке, которая пыталась расстегнуть ей пальто.

– Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!

– Мы ходим на прогулку, мы прогульщики!

- Объясните, в чем причина неправильного понимания детьми таких слов?

- Путают однокоренные слова с неоднокоренными, не знают общего лексического значения, заключенного в корне слова.

Итог урока, оценивание

3 мин.

Беседа, самоанализ, рефлексия

- Попробуйте ответить письменно на вопрос, поставленный в начале параграфа. Какой вопрос там написан?

- Сколько лексических значений имеет слово?

(Отвечают письменно на вопрос, несколько вариантов ответов зачитываются).

Оценить работу учеников.

Домашнее задание

2 мин.

Из толкового словаря Ожегова (или любого другого толкового словаря, в крайнем случае, из словаря в учебнике) выписать два однозначных, два многозначных слова, подобрать и записать синонимы и антонимы, если это возможно.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!