На доске девиз урока: «Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон». А.М. Горький. - Поднимите руки те, кому незнакомо слово «лексикон»? - Где мы можем посмотреть значение незнакомого нам слова? - Посмотреть в словаре/толковом словаре. - Какой именно словарь будем использовать, чтобы узнать значение слова? (если не указали, что именно в толковом словаре). - Поможет ли нам в этом толковый словарик учебника? (открывают словарик, изучают). - Нет. - Почему? - В нем нет толкования слова «лексикон». - Обратимся к другому толковому словарю, несокращенному. (один ученик зачитывает значение слова «лексикон» из словаря С.И. Ожегова: ЛЕКСИКОН, 1. То же, что словарь (устар.). Французский лексикон. 2. Запас слов, лексика (книжн.). Бедный лексикон у кого-нибудь.) - Что общего у слов «лексикон» и «лексика»? (высказывают предположения). - А чем их значения слов отличаются? - Выделим корень у этих слов (у доски работает 1 ученик). - Что можем сказать еще о словах «лексикон» и «лексика»? - Они однокоренные? - Почему мы делаем такой вывод? - Имеют один и тот же корень/имеют один и тот же корень, с заключенным в нем общим лексическим значением. - Мы с вами говорим «корень слова», когда выполняем морфемный разбор, а в каких еще словосочетаниях может встретиться слово «корень»? (предлагают примеры: корень дерева, математический корень, корень зуба, корень волоса – предлагается записать данные словосочетания, 1 ученик у доски). - Как вы думаете, все ли значения слова «корень» мы проиллюстрировали примерами? Как это можно проверить? - Обратиться к толковому словарику в учебнике и посмотреть, какие значения еще есть? - На каких страницах расположен толковый словари в учебнике? - На страницах 308-310. - Сколько значений у слова «корень» мы увидели в словаре? - Что можем сказать о слове «корень»?/Какое это слово?/Если у слова «корень» несколько значений, какое это слово? (многозначное) - Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать на уроке русского языка? (однозначные и многозначные слова/многозначные слова/значение слова). - Откройте учебник на с.88, параграф 33, прочтите тему урока. Какие цели поставим перед собой при изучении данной темы? - Узнать, чем отличаются многозначные слова от однозначных. |