СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Роль государства в экономике" обществознание 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  "Роль государства в экономике" 8 класс обществознание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Роль государства в экономике" обществознание 8 класс»

Конспект урока по обществознанию

Тема: Роль государства в экономике

8 класс

Дата:

Учитель: Андреева Ирина Алексеевна

Цель урока: сформировать представление учащихся о роли государства в экономике.

Задачи:

  • Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.

  • Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность;

  • Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014;Тесты по теме «Предпринимательская деятельность»

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос, тесты.

3.Актуализация знаний. Выведение темы урока. Целеполагание.

  • Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста?

  • А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?

  • Какой главный институт политической сферы?

  • Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.

  • От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система. (Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения. Командная система: государство полностью контролирует экономику. Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)).

? Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику?

На основании представленной информации попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей)

План:

  1. Зачем экономике государство.

  2. Налоговая система.

  3. Государственный бюджет.

4. Изучение нового материала.

1. Зачем экономике государство

Учитель: Готовясь к уроку, я подобрала 2 эпиграфа, но не смогла определиться, какой из них лучше подойдет

Эпиграф:

  • Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».

  • Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия част­ных лиц, но они нередко беднеют в ре­зультате расточительности и неблагора­зумия государственной власти»

? А пока скажите, кто из них за то, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику?

1.Работа с учебником.

Посмотрите по учебнику на стр.193 функции правительства по А. Смиту

1)  обеспечение национальной обороны;

2)  отправление правосудия;

3)  организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

4)  сбор налогов для оплаты нужд государства.

Как вы думаете, те функции правительства, которые были оп­ределены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас? До 19 века государство почти не вмешивалось в экономические процессы.

? Какие могут быть последствия политики невмешательства государства в экономику? (Работа с учебником на стр. 194, абз.3)

  • Образование монополий, экологическая катастрофа, бедность, безработица.

Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.

? Какие функции выполняет государство в современное время? (запись в тетрадь).

- Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд.

- Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ. пенсии, пособия по безработице; производство общественных благ (медицинское обслуживание, образование бесплатно).

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.

Нам понятно, что государство преследует благие цели (вернемся к словам Аристотеля). Но почему, если в каждой стране государство выполняет сходные функции, то уровень жизни в странах разный?

Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

2.Налоговая система.

1.Самостоятельная работа по учебнику п.23 п.2 стр. 195

Выяснить, что такое налоги и какие налоги бывают? Читая, заполняем схему.

Налоги - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в пользу государства.

- прямые – изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог и др.)

- косвенные – включаются в цену товаров и услуг, накапливаются у продавцов этих товаров и услуг и выплачиваются ими в казну (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы и др.). (Схема в тетради).

Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)

  1. У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)

  2. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)

  3. Папа вчера уплатил налог за транспортное средство. (прямой)

  4. Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)

  5. При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом. (косвенный)

Учитель: Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей.

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики. 

3. Государственный бюджет. (Объяснение учителя, запись понятий в тетрадь)

Государственный бюджет – сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов на определенный период времени (обычно год).

Доходная часть –поступающие в бюджет денежные средства ( налоговые поступления, доходы от внешней торговли, прибыль государственных предприятий,  использование государственной и муниципальной собственности (продажа, сдача в аренду).

Расходная часть– выплачиваемые из бюджета денежные средства ( военные расходы, содержание госаппарата,  поддержание правопорядка и безопасности, армия, полиция, господдержка отдельных отраслей,  обслуживание госдолга,  социальные расходы (пенсии, пособия, образование, наука, медицина)). (Запись в тетрадь)

Внутренний государственный долг (перед гражданами, фирмами и организациями своей страны, иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов)

Внешний государственный долг (перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями).

Балансирование государственного бюджета:

  • профицит– финансовая ситуация, при которой государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем может реально получить доходов;

  • дефицит– финансовая ситуация, при которой государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов;

  • сбалансированный – финансовая ситуация, при которой государство намечает осуществить расходы на сумму примерно равную ожидаемым доходам

5.Подведение итогов.

Выставление оценок. Рефлексия

На уроке я работа

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Активно/пассивно

Доволен/не доволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Стало лучше/стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

6. Домашнее задание: Для всех учащихся: параграф 23. Узнайте у своих родителей, какие налоги платит ваша семья. К каким видам налогов они относятся?

Индивидуально: Задание 2 «В классе и дома» стр.200.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!