Конспект урока по обществознанию
Тема: Роль государства в экономике
8 класс
Дата:
Учитель: Андреева Ирина Алексеевна
Цель урока: сформировать представление учащихся о роли государства в экономике.
Задачи:
Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.
Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность;
Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014;Тесты по теме «Предпринимательская деятельность»
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос, тесты.
3.Актуализация знаний. Выведение темы урока. Целеполагание.
Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста?
А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?
Какой главный институт политической сферы?
Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.
От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система. (Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения. Командная система: государство полностью контролирует экономику. Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)).
? Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику?
На основании представленной информации попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей)
План:
Зачем экономике государство.
Налоговая система.
Государственный бюджет.
4. Изучение нового материала.
1. Зачем экономике государство
Учитель: Готовясь к уроку, я подобрала 2 эпиграфа, но не смогла определиться, какой из них лучше подойдет
Эпиграф:
Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».
Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти»
? А пока скажите, кто из них за то, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику?
1.Работа с учебником.
Посмотрите по учебнику на стр.193 функции правительства по А. Смиту
1) обеспечение национальной обороны;
2) отправление правосудия;
3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
4) сбор налогов для оплаты нужд государства.
Как вы думаете, те функции правительства, которые были определены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас? До 19 века государство почти не вмешивалось в экономические процессы.
? Какие могут быть последствия политики невмешательства государства в экономику? (Работа с учебником на стр. 194, абз.3)
Образование монополий, экологическая катастрофа, бедность, безработица.
Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.
? Какие функции выполняет государство в современное время? (запись в тетрадь).
- Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд.
- Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ. пенсии, пособия по безработице; производство общественных благ (медицинское обслуживание, образование бесплатно).
Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.
Нам понятно, что государство преследует благие цели (вернемся к словам Аристотеля). Но почему, если в каждой стране государство выполняет сходные функции, то уровень жизни в странах разный?
Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;
2.Налоговая система.
1.Самостоятельная работа по учебнику п.23 п.2 стр. 195
Выяснить, что такое налоги и какие налоги бывают? Читая, заполняем схему.
Налоги - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в пользу государства.
- прямые – изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог и др.)
- косвенные – включаются в цену товаров и услуг, накапливаются у продавцов этих товаров и услуг и выплачиваются ими в казну (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы и др.). (Схема в тетради).
Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)
У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)
Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)
Папа вчера уплатил налог за транспортное средство. (прямой)
Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)
При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом. (косвенный)
Учитель: Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей.
Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.
3. Государственный бюджет. (Объяснение учителя, запись понятий в тетрадь)
Государственный бюджет – сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов на определенный период времени (обычно год).
Доходная часть –поступающие в бюджет денежные средства ( налоговые поступления, доходы от внешней торговли, прибыль государственных предприятий, использование государственной и муниципальной собственности (продажа, сдача в аренду).
Расходная часть– выплачиваемые из бюджета денежные средства ( военные расходы, содержание госаппарата, поддержание правопорядка и безопасности, армия, полиция, господдержка отдельных отраслей, обслуживание госдолга, социальные расходы (пенсии, пособия, образование, наука, медицина)). (Запись в тетрадь)
Внутренний государственный долг (перед гражданами, фирмами и организациями своей страны, иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов)
Внешний государственный долг (перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями).
Балансирование государственного бюджета:
профицит– финансовая ситуация, при которой государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем может реально получить доходов;
дефицит– финансовая ситуация, при которой государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов;
сбалансированный – финансовая ситуация, при которой государство намечает осуществить расходы на сумму примерно равную ожидаемым доходам
5.Подведение итогов.
Выставление оценок. Рефлексия
На уроке я работа Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был | Активно/пассивно Доволен/не доволен Коротким/длинным Не устал/устал Стало лучше/стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен |
6. Домашнее задание: Для всех учащихся: параграф 23. Узнайте у своих родителей, какие налоги платит ваша семья. К каким видам налогов они относятся?
Индивидуально: Задание 2 «В классе и дома» стр.200.