СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Религия древних греков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Религия древних греков.»

Урок . 5 класс. Тема: «Религия древних греков.»

Цели:

- показать какую роль играла религия в жизни древних греков и что в религиозных верованиях греков получили отражения прежде всего природные явления, от которых зависела жизнь людей.

-продолжить работу над усвоением причин возникновения религии.

-сформировать представление о богах древних греков, через театрализованную игру.

-закрепить у учащихся представление, что через мифы мы узнаем о жизни, занятиях древних греков.

-развивать дальнейшее умение работать с картой, умение анализировать, сопоставлять события, выделять главное.


Оборудование: учебник истории "Древнего мира" 5 класс М. "Просвещение" 2008 год ,разд. материал.


Тип урока: изучение нового материала.



План



  1. 1.Вступление.

  2. Где жили боги.

  3. Как греки представляли себе богов.

  4. Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

  5. Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..



2.Боги Древней Греции.

3.Миф о богине земледелия Деметре.

4.Миф о Дионисе.

5.Миф о Прометее.



Вступление.

Тема урока: "Религия древних греков".

на доске - понятия: 1) 2) 3) (религия, миф, Пантеон)

Цели:

Выяснить - что в религиозных верованиях греков получили отражения прежде всего природные явления, от которых зависела жизнь людей.

- сформировать представление о богах древних греков.

-закрепить представление, что через мифы мы узнаем о жизни, занятиях древних греков.

…………...религия,  природные условия и занятия древних греков?

Как связаны религия,  природные условия и занятия древних греков?



Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь. Это представители УО нашего района. Они будут смотреть как мы с вами работаем, а работать мы с вами будем легко. Уверена, у нас всё получится. Я желаю вам рабочего настроения, отличных и хороших оценок. Правила: не боимся отвечать неправильно, уважаем ответы одноклассников.

??? Вы волнуетесь? Я тоже. Будем волноваться вместе. Вместе не так боязно.

??? А когда не готовы к уроку вы боитесь? Когда еще человек боится?

??? Почему? (не можете обьяснить причину)

??? На что рассчитываете? (помощь в сверхъестественную силу)

??? Вера человека в сверхъестественные силы – это “религия”.

??? Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

??? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Таким образом, тема нашего урока: религия древних греков

Р.Л Приложение 1. понятия: 1) 2) 3) Цели: !!!!!!!!!!!!

Религиозные верования у греков появились много веков назад.

??? Что в них получило отражение прежде всего? (те природные явления, от которых зависела жизнь людей.)

Не находя объяснения очень многим явлениям природы, греки верили, что людьми и природой управляют могущественные существа-боги.

На прошлых уроках вы говорили о жизни и деятельности людей одной из древнейшей цивилизации мира. Сегодня мы попробуем предположить, каким богам могли покланяться греки.

??? Давайте вспомним где расположена Греция?

Работа с картой. ( корке)

В какой части света расположена Греция?

На каком полуострове?

Какими морями омывается?

Какой самый крупный остров у берегов Греции?



Индивидуальная Работа с картой учащегося у доски.

ПРИЗ. 1 Работа с контурной картой. Отметим прямоугольником Грецию.

??7 Какие выводы о занятиях греков вы можете сделать только по карте7

Ответы учащихся.

занятия - мореплавание и морская торговля; кораблестроение, умение ориентироваться. войны (борьба за господство в Эгейском море).

??? Что могли бояться?

Р.Л Приложение 2.

Кого задобрить? Работа с таблицей.

молнии, грома, дождя Зевс, Посейдон и Аид

моря, вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Посейдон

войны Торговля



ПРИЗ. 2 Работа с картой. (стр. )

??? Какие природно – климатических условий Греции.

Много ли полноводных рек? Плодородной почвы на территории Греции? Какой климат?

??? Исходя из природно – климатических условий, назовите основные занятия греков.

Ответы учащихся.

Выращивали виноград и оливки;

торговля;

разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);

ремесло;

Работа с таблицей.

??? Что могли бояться? Кого задобрить?

Основные занятия греков имели также своих богов-покровителей:

Земледелия - Деметру,

Кузнечное - Гефеста

Виноделия - Дионис;

Торговля Гермес;

ремесло Афина; Аргонавтам она помогала строить корабль, эллинам, сражавшимся под Троей – деревянного коня.

и др.



Работа с учебником. Стр. рис. Богов

Кого мы отметили?

Три брата- Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой власть над миром.

Зевс: главный бог у греков, бог молнии, грома, дождя. Если я взмахну рукой- удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния и хлынут потоки дождя на землю.

Поседон: бог моря, если я взмахну своими грозными трезубцем -вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря.

Аид: бог Аид, брат Зевса и Посейдона, властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь.



Кого мы не отметили?

??? Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

Какие занятия у греков были основными.

1. Как вы думаете почему Зевс играл такую роль в религии греков? дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).

2. Почему греки наряду с Зевсом особенно почитал Посейдона?

3. Почему греки наряду с Афиной выделяли Гефеста?

4.Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

5. Что было общего в тех явлениях природы, которые древние люди объясняли с помощью религии?



ПРИЗ.3 Учитель: Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Олимп.

??? Что бы задобрить, что делали?

Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания, мифы.





Физкультминутка:

Встали, дружно потянулись,

Богу неба улыбнулись!

Богу Зевсу наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине знаний.

Тело наше сделай круг,

повтори Амона путь.



ПРИЗ. 4 ??? Что изображено?



Подобно греческой знати, олимпийские боги поводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки, коварны, мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах. Наказывают тех кто осмеливается нарушать их волю. От людей боги отличались только бессмертием.



Мультфильм.

??? Что мы узнали из мифа о Прометее?

??? Что привлекает вас в герое Прометее?

??? Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?



Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

Похищенный Прометеем огонь озарил светом и разумом неразумных смертных людей, приобщил их к ремеслам и искусствам.


Работа с учебником. Стр. Читать у доски. Миф о богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне



??? Какие явления природы отразили греки в этом мифе? (смену времен года).

??? Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно она является покровительницей (земледелия)

??? Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

- Какие занятия у греков были основными.



??? Почему древние греки почитали богиню земледелия Деметру?

На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя и на продажу. Поэтому, особенно почитался у греков Дионис-покровитель виноградарства и виноделия.

??? Давайте вспомним, о каких богах мы сегодня узнали?

2. Какие явления природы отразились в религиозных верованиях?

3. Какие занятия людей отразились?

Изучая мифы, мы пришли к выводу, что Религия древних греков связана с  природными условиями и занятиями древних греков.

Вывод: Все мифы и легенды стали достоянием мировой литературы и истории и каждый, кто хочет стать культурным человеком должен их знать.

Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Д,З. Прочитать §28 до конца заполнить рабочий лист.



заполнить схему “Родословие богов” используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в учебники.,

ПРИЗ. 4 ??? По изображению богов сделать вывод о занятиях людей?



. На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)



……………….





Боги, как считали греки, населяли нашу землю более трех тысяч лет назад. Они мало чем отличались от людей. Но они никогда не старели и не умирали, за что были прозваны бессмертными. Говорят, это замечательное свойство объяснялось регулярным потреблением двух видов продуктов питания, которые были доступны исключительно богам: нектара и амброзии (напоминает овсянку). Вино боги не пили.

С другой стороны боги могли легко менять свое физическое обличие превращаясь в мужчину, в женщину в животное и т. д. Чаще всего они пользовались этой замечательной способностью для того, чтобы провести людей и сыграть с ними злую шутку. Но богов все же можно было разгадать.

Кто знает как?

Во-первых, они никогда не моргали. Во-вторых, у них не было тени. В-третьих, они не отражались в воде и зеркале. Учитывая ту важную роль, которую боги играли в жизни людей, мы и начнем свое представление о богах.



Приложение.

Имена богов

Чему покровительствовали

Примечательные предметы

Зевс

Бог неба, царь богов и людей


Посейдон

Бог морей


Аид

Бог царства мёртвых


Деметра

Богиня плодородия


Гермес

Вестник богов, покровитель дорог и путников


Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств


Артемида

Богиня природы и покровительница охоты


Афродита

Богиня красоты и любви


Арес

Бог войны


Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни


Гефест

Бог огня и кузнечного дела


Гера

Царица богов и защитница семейного очага


Дионис

Бог виноделия




- Из имеющихся карточек, на которых изображены вещи богов, необходимо установить - какому богу принадлежит данная вещь. 

№ 1, 11 – Гермес

№ 2 – Посейдон

№ 3 – Дионис

№ 4 – Гефест

№ 6 - Аполлон

№ 8 - Зевс

№ 9 – Афина

№ 10 – Аид

№ 7, 5– Артемида





Миф о Прометее.



Автор: В те времена люди жили в темных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и обрабатывать землю. Прометей научил их строить дома из камня, пахать поле на быках, запрягать в повозки коней, шить одежду, паруса и плавать по морям. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счетом. Не раз просил он Зевса помочь людям.

Зевс: Оставь эти мысли Прометей! Не вспоминай об этом грязном племени, не замечай его, как не замечаем его мы, боги. Пусть ползает оно по земле, как ползало до сих пор! Не к лицу тебе титану думать о нем.

Прометей: Я помогу этим несчастным! Я сделаю их счастливыми! Пусть гневается Зевс! Огонь - вот что необходимо иметь людям.

Автор: Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнеце своего друга бога Гефеста и принес его людям.

Прометей: - Вот вам огонь! Разожгите костры согрейтесь!

: Прометей научил их строить дома из камня, пахать поля на быках, запрягать в повозки коней, шить прочные паруса. Однажды Зевс заметил на земле дым.



Миф о Дионисе и морских разбойниках.



Дионис:- Я бог Дионис, благодаря мне люди научились разводить виноград и делать вино из его гроздей.

Автор: Дионис вышел на пустынный берег моря. Вдали виднелся парус. То были морские разбойники.

Главарь пиратов:- Эй, кормчий! Правь к берегу. Вон юноша в пурпурном плаще. Схватить его связать и привести сюда!

Автор: Приказ был выполнен. Но чудо! Веревки упали с рук пленника.

Рулевой:- Безумцы! Вы захватили бога!

Главарь:- Замолчи! Мы продадим юнца, и быть ему рабом.

Автор: Вдруг лоза обвила мачту по кораблю зажурчали струи вина. Вмиг Дионис изменил облик и предстал в образе рычащего льва. От ужаса пираты попрыгали в море и превратились в дельфинов. Лишь рулевого пощадил Дионис.

Дионис:- Не бойся и радуйся жизни. Ты мил сердцу Диониса, сына Громовержца Зевса!



Миф о богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне.

Автор: Юная красавица Персефона собирала цветы на лугу. Внезапно разверзлась земля и перед ней предстал бог Аид- мрачный владыка подземного царства мертвых.

Аид: - О, прекрасная Персефона! Не противься воле Зевса. Царь богов отдал тебя мне в жены.

Автор: - Аид схватил испуганную деву, посадил на золотую колесницу и умчал на быстрых конях в свои подземные владения. Там блуждают тени мертвых, туда не проникают лучи солнца. Погрузилась в печаль мать Персефоны богиня Деметра. Гневается она на Зевса за то, что отдал он Персефону Аиду. От тоски Деметры листья с деревьев облетают, вянут цветы, желтеет трава, сохнут колосья на пашнях. Голод грозит всему живому. Встревожился Зевс и отправил к Аиду вестника богов Гермеса.

Гермес: - О, владыка умерших! Отпусти к матери Персефону. Волей Зевса две трети года будет жить она на земле и одну только треть в твоем, полном ужасов царстве.

Автор: - В один миг доставил Гермес Персефону на землю. Обняла любимую дочь богиня Деметра. От ее радости распустились цветы, зазеленели пашни и виноградники



……………………………………

2. Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

Посмотрите на схему на с.130 и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс?

4. Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).

5. А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

См. схему дальше на с. 130. Кто изображен слева от Зевса?

Посейдон бог моря.

6. Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

7. А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.

8. С 129 прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне.

Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).

Деметра

- Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно она является покровительницей (земледелия)

10. Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

- Какие занятия у греков были основными.

Музы

Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.

Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.

Давайте обратимся к мифу о Прометее

С. 131 – 132 учебник. Прочитать миф о Прометей

Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?

Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

Т.о. сделаем вывод по уроку:

- Что у нас было темой урока и нашего исследования

(религия, ее роль, общественные отношения)

Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили?

Закрепление:

Д/З Прочитать §28

заполнить схему “Родословие богов” используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в учебники.,

до конца заполнить таблицу «Боги Древней Греции»



4

Физкультминутка:

Встали, дружно потянулись,

Богу неба улыбнулись!

Богу Зевсу наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине Нут,

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг,

повтори Амона путь,

Готовы из знаний,

Плести сотни сот,

Поможет нам в этом бог мудрости Тот.


Встали, дружно потянулись,

Богу неба улыбнулись!

Богу Зевсу наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине знаний.

Тело наше сделай круг,

повтори Амона путь.




Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись… И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.




Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись… И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это Орфей.А тут – Одиссей,

А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.





















































Рабочий лист. Тема урока: "Религия древних греков".

Приложение 1.

Понятия: 1) ___________________ 2)__________________ 3) ___________________________

Приложение 2. «Боги Древней Греции»

Имена богов

Чему покровительствовали

Примечательные предметы



















































Приложение 3. Составьте оду одному из Богов.

1. Слава тебе о …….!

2. ……….., ………….! (два прилагательных)

3. …….. …….. ………. ! (два глагола и одно существительное)



П риложение 4. Установите, какому богу принадлежит данная вещь. 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!