Тема урока: « Религия древних греков».
Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода
Образовательные задачи:
Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями
Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Оборудование: карта «Древняя Греция»; презентация,
иллюстрации Олимпийских богов, тест по теме «Одиссея».
Организационный момент: Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но я уверена, у нас всё получится. Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников и только отличных и хороших оценок.
Актуализация знаний:
Раздать карточки с заданием 5
Вставь пропущенную букву»
О – - - - - й - имя главного героя поэмы.
П - - - - - - а – царица на острове Итака, ждавшая мужа 20 лет.
П - - - - - - н – бог моря, мстивший Одиссею за своего сына, одноглазого циклопа Полифема.
На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и деятельности людей одной из древнейшей цивилизации мира. Сегодня мы вновь отправляемся в страну мифических героев – Древнюю Грецию. Но прежде, чем мы познакомимся с новой темой, давайте вспомним природно – географические условия Греции.
Индивидуальная работа учащегося у доски ( карточка с вопросами)
В какой части света расположена Греция?
На каком полуострове?
Какими морями омывается?
Какой самый крупный остров у берегов Греции?
Много ли полноводных рек? Плодородной почвы на территории Греции? Какой климат?
Задача классу: внимательно слушать ответ ученика, дополнить и исправить выступление.
Исходя из природно – климатических условий, а так же ранее изученного материала назовите основные занятия греков.
Ответы учащихся.
Выращивали виноград и оливки;
мореплавание и морская торговля;
разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);
ремесло;
войны (борьба за господство в Эгейском море).
Переход к презентации и ее заданиям
-Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? ( Поэма «Одиссея»).
-Кто автор данной поэмы? ( Гомер).
-Когда была написана данная поэма по предположению ученых? ( в 8 в. до н. э.)
Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы «Одиссея».
Инсценировка мифа о начале Троянской войны.
1.- Имена, каких богов упоминаются?
Из-за чего произошёл спор?
Что значит крылатое выражение «Яблоко раздора»?
- В какое количество богов верили греки?
- В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?
- А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)
- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)
- Таким образом, тема исследования нашего урока: религия древних греков
План урока:
1
2
Для достижения цели мы будем работать с учебником, картой, анализировать отрывки из мифов, раздаточного материала, заполнять таблицу в рабочей тетради.
Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника. Дополнительным раздаточным материалом.
Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?
Слайд № 6
Послание.
Здравствуй, Наша благословенная Земля.
Благодарим тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни нашей планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня мы предлагаем наслаждаться величием Олимпа.
Вопросы классу:
1. От кого пришло это послание?
Работа с картой с. 111 учебника. Настенной картой.
1. Найдите гору Олимп. В какой части Греции она расположена?
2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название
Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.
Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.
Т.о. боги жили на горе Олимп
Ребята. А сейчас мы более подробно познакомимся с Богами Древней Греции.
- Зевс – сильнейший из богов или царь богов и людей. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок установленный Зевсом на Земле! Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. “Клянусь Зевсом!” - говорят у эллинов. Зевс оберегает домашний порядок, поэтому во дворе каждого дома находится жертвенник. Он покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла, увидеть её считалось к удаче.
- Покровителем какой стихии был Зевс?
- Судьба мореплавателей в руках Посейдона, повелителя морей. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей.
- Покровителем, какой стихии был Посейдон?
- Самый мрачный из богов – Аид – царит глубоко под землёй, в царстве мертвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.
- Покровителем, какой стихии был Аид?
РИС.№5 /ДЕМЕТРА/-
Откройте в учебнике стр.129 , п.2, миф о богине Деметре и её дочери Персефоне. Самостоятельно прочитайте, но при этом подготовьте ответ на вопрос:
покровительницей, какой стихии была Деметра?
Раздается дополнительный материал, учащиеся заполняют самостоятельно таблицу. Проверка.
Проверка таблицы
- Вот и состоялось знакомство с олимпийскими богами. А теперь я хочу узнать, как вы усвоили новый материал? Правильно ли заполнили таблицу? У кого есть ошибки, то при выполнении домашнего задания ещё раз поработайте с таблицей и исправьте их.
Слайд № 24
Имена богов | Чему покровительствовали |
Зевс | Бог неба, царь богов и людей |
Посейдон | Бог морей |
Аид | Бог царства мёртвых |
Деметра | Богиня плодородия |
Гермес | Вестник богов, покровитель дорог и путников |
Аполлон | Бог солнечного света, покровитель искусств |
Артемида | Богиня природы и покровительница охоты |
Афродита | Богиня красоты и любви |
Арес | Бог войны |
Афина | Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни |
Гефест | Бог огня и кузнечного дела |
Гера | Царица богов и защитница семейного очага |
Дионис | Бог виноделия |
А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока
Игра : «Да» или «Нет»
Слайд
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».
«Да»
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
«Да»
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
«Нет»
4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).
«Да»
5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены.
«Нет»
6.До воцарения богов миром правили титаны.
«Да»
7.Главным среди титанов был Крон.
«Да»
8.Боги – дети титанов.
«Да»
9.Дети людей и богов назывались «герои»
«Да»
10.Одиссей был героем?
«Да»
Слайд № 29 Домашнее задание 28 пар, вопр. с. 133
Выставление и комментирование оценок.
Рефлексия
Спасибо за урок.