СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока регионального содержания

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока пр рассказу В.Негодяева "Кукурузник".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока регионального содержания»

Конспект урока регионального содержания на тему :

« Человек умел мечтать,

Человек хотел летать!»

По рассказу В. А . Негодяева «Кукурузник» .

Класс: 8.


Учитель: Доронина Надежда Петровна

Цель: - формировать умения анализа художественного произведения;

- развивать устную речь, логическое мышление, творческие способности учащихся;

- прививать интерес и любовь к родному слову, заинтересовывать чтением.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного краеведения, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Предметные: понимание связи произведения с эпохой его написания, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям краеведческой литературы;

Метапредметные

- Познавательные:расширить представление детей о творчестве В.А.Негодяева; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

- Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

- Коммуникативные: формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Оборудование: проектор, экран, тексты рассказа В.А.Негодяева.











Эпиграф к уроку:

Кому, как не нам - в облака!

Парить над землей высоко
и видеть, как вьется река, 
дорога бежит далеко.
А воздух свободой пропах, 
бескрайностью, счастьем...
Сполна!

Виктория Дорошенко


Ход урока.

1.Организационный момент.

- Ребята, скажите , пожалуйста, любите ли вы мечтать? ( ответы учащихся)

- Как вы думаете, о чем может мечтать мальчишка – подросток?

- Что , по вашему мнению, нужно для того, чтобы мечта сбылась?

- Мечтаете ли вы о полетах в небо?

2.Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока. Мечта героя рассказа подняться в небо стала реальностью. (По рассказу В.А.Негодяева «Кукурузник»).

( на столах лежат тексты рассказа)

3.Скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

-Познакомимся с творчеством В.А.Негодяева.

-Научимся анализировать рассказ.

Работать на уроке мы будем в группах. ( каждая группа состоит из 7 человек , задания для работы и текст рассказа получили заранее).

1 группа – « любители мифологии»,

2 группа – « историки»,

  1. группа – « юные краеведы».

4.Еще в древней мифологии рассказывалось о полетах в небо.

«Так вот в чем прелесть полетов в небо», -воскликнули бы герои мифов, Дедал и Икар. Слово предоставляется «любителям мифологии».

Итак, Миф о Дедале и Икаре переносит нас в Афины, где и проживал Дедал, он был известен как скульптор и архитектор. Дедал изготавливал различные скульптуры, статуи, строил красивые дома. Кроме того, он был еще и изобретателем, который придумал много инструментов, что позволяли создавать ему его же шедевры. Вместе с Дедалом работал и его племянник Талос, что был его учеником. Вскоре Дедал стал замечать, как его ученик превосходит учителя, поэтому он совершил убийство, сбросив Тала с Акрополя. Но не сумел Дедал скрыть свое злодеяние, его осудили афиняне , после чего Дедал бежит на остров Крит. Там он живет под крылом царя Миноса, на него работает и исполняет пожелания. Так миру явился знаменитый лабиринт, в котором жил Минотавр. Дедал же помог Тезею, что убил Минотавра, выбраться из Лабиринта, предоставив ему клубок ниток. За что был посажен со своим сыном в темницу. Как раз в темнице и пришла идея с помощью созданных крыльев, упорхнуть от рук царя Миноса. Так были собраны перья. Их Дедал скрепил воском. Когда четыре крыла были готовы, Дедал и Икар покидают остров. Отец предупредил своего сына о возможной опасности, поэтому нужно было держаться подальше от моря и солнца, вот только Икар, сын Дедала, опьяненный полетом, позабыл обо всех предостережениях. Ему хотелось лететь все выше и выше, пока палящее солнце не растопило воск. Как следствие, Икар падает с высоты птичьего полета и разбивается. Тело сына Дедала нашел Геракл, который и похоронил парня на небольшом острове, что получил название Икария, само же море назвали Икарийским. Дедал же, оплакав сына, добрался до Сицилии, где жил у царя Кокала. Как видим, легенда о Дедале и Икаре свидетельствует о том, что уже в то время человек стремился к покорению неба, наверное, по этой причине изобретение крыльев стало выдающимся событием. Вот только миф о Дедале и Икаре - это еще и рухнувшая мечта, ведь крылья, что позволили лететь человеку подобно птице, стали причиной ужасной трагедией. Это был единственный полет отца и сына, который завершился трагически.

Спасибо!

5. С.П.Королев об этом человеке произнес такие слова : « Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее… Это ― Прометеево деяние…»

А что нам могут поведать « историки»? Слово о Гагарине

Юрий Гагарин – имя, всем нам знакомое. Жизнь героя не может быть ровной и гладкой. Жизнь Юрия Гагарина – это жизнь  человека и жизнь страны, переплетённые в единое целое, отданная людям без остатка.

Война, шипевшая взрывами, прошла по Юриной судьбе, но его она не тронула, не забрала себе. Кончилось немецкое владычество на Гжатчине, вернулась свобода в Клушино. Среди тех, кто встречал солдат, белобрысый мальчишка - будущий великой страны космонавт!

Курсант Саратовского аэроклуба Юрий Гагарин совершил свой первый самостоятельный полёт. Ему принадлежали и синь бескрайнего неба, и лёгкие светлые облака, и ширь земли далеко внизу -  его первая высота! Аэроклуб – хорошо, хотя всё-таки и любительство. Профессия – авиационное училище. Тут небо – не только страсть, не только любовь и  забота. Еще и тяжкий пот, ещё и ответственность, ещё и работа!

Будущих космонавтов подготовили хорошо. Кого же в космос отправить,  ещё не решено.Космонавты! Они жили, работали , тренировались! Новые курсы лекций. Новые способы испытаний! Во главе – человек мощного ума, великой воли, огромного интеллекта, колоссальных знаний – главный конструктор! Главный говорил о Гагарине: «С  его великолепным, ясным и мускулистым мозгом можно многого добиться в науке».У  избранных  есть воля к победе, они  готовы рискнуть. Решили, что Юрий Гагарин  в небесный отправится путь. Туда, где никто ещё не был, ему предстояло движение.   Что он чувствовал там, в небе? Радость? Восторг? Упоение? В мягких облаках, цепляющихся за лес, уже догоревшее солнце уходит с  остывших небес. Необычна земли красота, огнём загорелся луг, угрожающая высота захватывает дух.

Лётчик, смелое сердце, один он из многих пока, но именно он, именно он запомнится нам на века. Двадцатый век. Шестьдесят первый год. Двенадцатое апреля. Эту дату и сегодня помнит народ! Он сядет в ракету, не справившись лишь с улыбкой, и скажет: «Поехали!» История вступила в свои права, отливая каждый шаг  рубежными вехами. Человек преступил таинственное - прорвав оболочку стратосферы, вырвался в космос. Затаив дыхание, люди мира ловят Москвы голос!

 К Гагарину был прикован взгляд всех современников, ему выпало редчайшее счастье быть любимцем века.

В 2019 году Юрию Алексеевичу Гагарину исполнилось бы 85лет. Он был кумиром многих мальчишек.

Спасибо!


6. 2019 год для Холмогорского района – юбилейный: в июне муниципальное образование отметит свое 90-летие. Славится земля Холмогорская людьми творческими. Всей стране известны имена холмогорцев–писателей и поэтов Н. К. Жернакова, Н. Рубцова, художников Н. И. Кислякова, Н. Г. Наговицина, мастеров–костерезов М. А. Христофорова, Г. Ф. Осипова, Н. Д. Буторина, А. С. Гурьева, П. П. Черниковича, А. Е. Штанга, П. П. Штанга, В. А. Просвирнина, В. Я. Кузнецова, Риммы Ивановны и Валентина Степановича Лоховых и многих других.

Сегодня мы познакомимся с творчеством В.А. Негодяева , уроженца нашего села. В 2019 году он тоже будет отмечать юбилейный День рождения.  Михаил Попов, член Союза писателей России , в предисловии к сборнику рассказов «Запах клевера» написал : «Если одним словом охарактеризовать рассказы Владимира Арсеньевича Негодяева, составляющие его книгу, то слово это — сострадание, в этих рассказах, где представлены самые разные характеры и судьбы, где светлые души обитают рядом с падшими, он предельно искренен. Это высоко характеризует автора как личность, а также, безусловно,— уровень его художественного мастерства.»
Слово предоставляется « юным краеведам».

Негодяев Владимир Арсеньевич (1959)


Родился 21 сентября 1959 года в деревне Бор Матигорского сельсовета

Холмогорского района Архангельской области. После окончания Верхне –

Матигорской школы в 1975 году продолжил обучение в

профтехучилище. Затем поступил в Торжогский индустриально-педагогический

техникум (Тверская область). Работал в правоохранительных органах,

в сельском хозяйстве, в службе безопасности. В молодости увлекался поэзией,

а уже в зрелом возрасте стали появляться прозаические произведения.

Рассказы В. Негодяева были опубликованы в журнале «Двина», альманахе

«Родничок». В 2008 году издан сборник рассказов «Запах клевера». Член

ЛИТО«Емца». Лауреат премии имени Н.М.Рубцова администрации МО

«Холмогорский муниципальный район» 2009г.


7.Скупые факты биографии. Сегодня мы обратимся к тексту его

рассказа под названием «Кукурузник». Пожалуйста, при ответе

используйте фрагмент рассказа , который вы прочтете вслух.

- Кем хотел стать Федька?

( зачитываем фрагмент текста на стр.63 : со слов «

Почти все детские мечты примерно одинаковы» до слов :» Постепенно

Федька стал взрослее и умнее…»).

- Перестал ли он мечтать, когда подрос?

( зачитываем фрагмент текста на стр. 64 со слов : « Просто мечты после

этого стали немного другими» до конца абзаца.)

- Почему ему не удалось поступить в летное училище? ( не ладилось с

учебой, обнаружилось плоскостопие).

- Как сложилась дальнейшая жизнь Федьки? ( выучился на тракториста,

кончил курсы крановщиков, уехал строить БАМ. Семейная жизнь не

сложилась. После пятидесяти лет вернулся в родную деревню.)

-В деревне жил в свое удовольствие. Но однажды что-то произошло.

Почему он вспомнил свою детскую мечту? ( зачитываем фрагмент текста

на стр.65-66 со слов «И вот однажды, листая журнал, …» до слов «… и

еще раз прочитал статью и просмотрел чертежи».

- Что же поменялось в жизни Федьки? ( начал собирать дельтаплан).

-Найдите в тексте описание этого дельтаплана.( зачитываем фрагмент

текста на стр.67 : со слов «Что и говорить – зрелище было просто фантас-

тическое.»

- Но дельтаплан нужно было испытать в полете. Как Федька к этому

готовился?

- Мечта полететь на аэроплане сбылась. Докажите . что это было

незабываемое зрелище. ( текст на стр.69-70).

-Какие слова использует автор, чтобы описать состояние Федьки во

время полета на дельтоплане?

( « до предела переполненный страхом , восторгом и диким возбуждением;

как заправский дельтапланерист, описал широкий круг над лугом;

вместо него парил над деревней сгусток восторга, страха, удивления,

любви и еще много- много другого.»

- Федька погиб, разбившись о землю. Но он был счастлив от того, что его

детская мечта о полетах в небо сбылась.( зачитываем фрагмент текста на стр.

71 : « И только на губах у Федьки застыла совершенно непонятная и

совершенно неуместная счастливая улыбка»).

-Какая же была мечта у Федьки, героя рассказа В.А.Негодяева «Кукурузник»?


8.Рефлексия.

Вернемся к теме нашего урока: « Человек умел мечтать,

Человек хотел летать!»

-Скажите , пожалуйста, какая , по вашему мнению, может быть челове-

ческая мечта? Из предложенных определений выберите те, которые вам

понравились.

МЕЧТА 
Безбрежная, безумная, большая, воздушная, волшебная, вольная,

давнишняя (разг.), заветная , крылатая, напрасная, необъятная,

неосуществимая, нереальная, несбыточная, несказанная,

обманчивая, обольстительная, окрыленная, осуществимая, отважная,

прекрасная, призрачная, причудливая, приятная, прозрачная, светлая,

свободная, сказочная, сладкая, смелая, сокровенная, солнечная, странная,

страстная, страшная, тайная, фантастическая, ясная.

-А какая она, ваша мечта?

- И в заключении нашего разговора о мечте хочется прочитать стихотворение Владимира Котикова.

Тоска - в рутине жить недвижной!
И сил своих жалеть не стоит,
Чтоб ставить цель, пробиться в жизни –
Но лишь бы цель была достойной.

Не заводить пустые речи,
А с неизменным постоянством
К мечте своей спешить навстречу,
И на пути к ней не сдаваться.

Мечтой высокой одержимый
Пробьёшься вверх…– Перезагрузка,
Ведь покорённая вершина,
Она и есть - начало спуска.

Но коль оступишься, спускаясь –
Грозит свободное паденье.
Предельно опция простая –
Никем вдруг стать, в одно мгновенье.

Выходит сам себя забанишь -
Промашка пусть не вводит в ступор…
Народ подумает – не встанешь,
Да на тебя ещё наступят.

Вставай скорей! Собравшись разом,
Срази беду с пол-оборота.
И не теряй энтузиазма,
Штурмуя новые высоты.

 9.Подведение итогов.

Оцените свою работу на уроке. Более 3 смайликов - я отлично поработал на уроке; менее 3 смайликов – я хорошо работал и 1 смайлик- мне еще нужно работать.

10.Домашнее задание:

Ребята, вам нужно дома прочитать еще один рассказ из книги « Запах клевера» нашего односельчанина В.А.Негодяева..












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!