Конспект по речи и альтернативной коммуникации.
Тема: «Понимание слов, обозначающих предмет».
Тип урока: Урок изучения нового. Урок-игра.
Цель: формирование общих представлений о посуде, ее назначении.
Задачи:
Обучающая: уточнить и активизировать словарь по теме
Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, формирование артикуляционной моторики, логического мышления, координации речи с движением.
Воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентация игры «Что это?», презентация игры «Загадки и отгадки». Методическое и дидактическое обеспечение: разрезные картинки, карточки, посуда.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой (работа по картинкам). Приложение № 1.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам - «Чебурашка»)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)
С добрым утром, птички! Вы проснулись? (Машут руками за спиной)
С добрым утром друг! Ты проснулся? (Обнимают друг друга)
С добрым утром, солнце! Мы - проснулся! (Поднять руки вверх, посмотреть на солнце)
1. Сюрпризный момент. Показ фрагмента мультфильма «Федорино горе». Педагог предлагает отгадать, о чем они будут говорить на уроке, выполнив предложенное ею задание.
2. Дидактическая игра «Чудо мешочек». Дети поочерёдно опускают руку в мешочек, нащупывают предмет, называют его, описывают, достают и отдают педагогу.
- Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.
- Соотносите предмет с картинкой (поднимает картинку и показывает педагогу).
3. Игру – викторину «Что это?». Детям показывают слайды с частично изображённой картинкой. Дети должны отгадать и назвать предмет, анализируя изображённую его часть.
4. Дети собирают «Пазлы».
На слайде появляется картинка грустной Федоры.
- Ребята, наша Федора, пока блуждала по полям и лесам в поисках сбежавшей посуды, забыла её название. Давайте поможем ей отгадать, как же называется используемая в быту посуда.
5. Игра «Загадки и отгадки». Дети отгадывают загадки (на экране появляются отгадки)
1. На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет. Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды)
2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая, зовут ее (тарелкою)
3. Суп нам варит в ней бабуля, на столе стоит (кастрюля)
4. На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый (чайник)
Дети находят отгадку (ориентируясь на образец изображенный на экране) из предложенных ей картинок и показывает её педагогу.
III. Физкультминутка (зрительная гимнастика)
- Поочередно смотрим на нужную звезду. (Н-р, на небе зажглась желтая звезда, за ней голубая и т.д.)
7. Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии. «Магазин посуды».
В магазин с тобой зайдем - пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Там тарелки, вилки, блюдца - одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Продаются, продаются, - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
Что хотим мы здесь купить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы посуды
Чтобы маме подарить? - пальцы шагают по столу (коленям)
Видим сито, самовар - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Продаются тут и там - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
А ещё бокалы, ложки - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот)дети по очереди называют предметы посуды
А на полках чашки, плошки - пальцы шагают по столу (коленям)
Мы поспорили, решили - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Маме утницу купить - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
Чтобы утром подарить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы чайной посуды.
- Федора заказала волшебному художнику нарисовать её любимую посуду. А художник был рассеянный и получилась неполная картинка.
8. Игра «Что забыл нарисовать художник». На слайдах появляются картинки, а дети должны назвать недостающий элемент.
Давайте напомним Федоре о назначении её посуды.
9. Игра «Что для чего». Вам нужно достать из волшебного сундучка картинку и рассказать, для чего нужна та или иная посуда.
– Это кастрюля. В ней варят суп, кашу, картофель.
- Это сковорода. На ней жарят лук, мясо, рыбу, картофель.
Давайте сварим компот и соберём в кастрюлю все фрукты.
IV. Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик» Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг
Только стукни, разобьются. Хлопают в ладоши, топают
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, Нагнулись, вытянулись Он посуду нам принёс
Дети лепят чайную пару, предварительно выполнив массажное упражнение с прищепками.
10. Массаж с прищепками
Прищепка, прищепка, помоги! Каждый пальчик разомни. Ты по пальчику шагаешь. Каждый пальчик разминаешь.
V. Рефлексия.
- Дети Федоре понравились ваши поделки, и активная работа на уроке. Но она хочет узнать, понравился ли им урок. Поэтому предлагает расставить волшебные чашечки к самоварам. К красному - кому понравился урок. К синему - тот, кто испытывал трудности и ему было скучно.
Приложение №1
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока речи и альтернативной коммуникации на тему: "«Понимание слов, обозначающих предмет».".»
Конспект по речи и альтернативной коммуникации.
Тема: «Понимание слов, обозначающих предмет».
Тип урока: Урок изучения нового. Урок-игра.
Цель: формирование общих представлений о посуде, ее назначении.
Задачи:
Обучающая: уточнить и активизировать словарь по теме
Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, формирование артикуляционной моторики, логического мышления, координации речи с движением.
Воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентация игры «Что это?», презентация игры «Загадки и отгадки». Методическое и дидактическое обеспечение: разрезные картинки, карточки, посуда.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой (работа по картинкам). Приложение № 1.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам - «Чебурашка»)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)
С добрым утром, птички! Вы проснулись? (Машут руками за спиной)
С добрым утром друг! Ты проснулся? (Обнимают друг друга)
С добрым утром, солнце! Мы - проснулся! (Поднять руки вверх, посмотреть на солнце)
1. Сюрпризный момент. Показ фрагмента мультфильма «Федорино горе». Педагог предлагает отгадать, о чем они будут говорить на уроке, выполнив предложенное ею задание.
2. Дидактическая игра «Чудо мешочек». Дети поочерёдно опускают руку в мешочек, нащупывают предмет, называют его, описывают, достают и отдают педагогу.
- Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.
- Соотносите предмет с картинкой (поднимает картинку и показывает педагогу).
3. Игру – викторину «Что это?». Детям показывают слайды с частично изображённой картинкой. Дети должны отгадать и назвать предмет, анализируя изображённую его часть.
4. Дети собирают «Пазлы».
На слайде появляется картинка грустной Федоры.
- Ребята, наша Федора, пока блуждала по полям и лесам в поисках сбежавшей посуды, забыла её название. Давайте поможем ей отгадать, как же называется используемая в быту посуда.
5. Игра «Загадки и отгадки». Дети отгадывают загадки (на экране появляются отгадки)
1. На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет. Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды)
2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая, зовут ее (тарелкою)
3. Суп нам варит в ней бабуля, на столе стоит (кастрюля)
4. На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый (чайник)
Дети находят отгадку (ориентируясь на образец изображенный на экране) из предложенных ей картинок и показывает её педагогу.
III. Физкультминутка (зрительная гимнастика)
- Поочередно смотрим на нужную звезду. (Н-р, на небе зажглась желтая звезда, за ней голубая и т.д.)
7. Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии. «Магазин посуды».
В магазин с тобой зайдем - пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Там тарелки, вилки, блюдца - одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Продаются, продаются, - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
Что хотим мы здесь купить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы посуды
Чтобы маме подарить? - пальцы шагают по столу (коленям)
Видим сито, самовар - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Продаются тут и там - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
А ещё бокалы, ложки - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот)дети по очереди называют предметы посуды
А на полках чашки, плошки - пальцы шагают по столу (коленям)
Мы поспорили, решили - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Маме утницу купить - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
Чтобы утром подарить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы чайной посуды.
- Федора заказала волшебному художнику нарисовать её любимую посуду. А художник был рассеянный и получилась неполная картинка.
8. Игра «Что забыл нарисовать художник». На слайдах появляются картинки, а дети должны назвать недостающий элемент.
Давайте напомним Федоре о назначении её посуды.
9. Игра «Что для чего». Вам нужно достать из волшебного сундучка картинку и рассказать, для чего нужна та или иная посуда.
– Это кастрюля. В ней варят суп, кашу, картофель.
- Это сковорода. На ней жарят лук, мясо, рыбу, картофель.
Давайте сварим компот и соберём в кастрюлю все фрукты.
IV. Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик» Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг
Только стукни, разобьются. Хлопают в ладоши, топают
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, Нагнулись, вытянулись Он посуду нам принёс
Дети лепят чайную пару, предварительно выполнив массажное упражнение с прищепками.
10. Массаж с прищепками
Прищепка, прищепка, помоги! Каждый пальчик разомни. Ты по пальчику шагаешь. Каждый пальчик разминаешь.
V. Рефлексия.
- Дети Федоре понравились ваши поделки, и активная работа на уроке. Но она хочет узнать, понравился ли им урок. Поэтому предлагает расставить волшебные чашечки к самоварам. К красному - кому понравился урок. К синему - тот, кто испытывал трудности и ему было скучно.
Приложение №1