СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока речи и альтернативной коммуникации на тему: "«Понимание слов, обозначающих предмет».".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по речи и альтернативной коммуникации.

Тема: «Понимание слов, обозначающих предмет».

Тип урока: Урок изучения нового. Урок-игра.

Цель: формирование общих представлений о посуде, ее назначении.

Задачи:

Обучающая: уточнить и активизировать словарь по теме

Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, формирование артикуляционной моторики, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентация игры «Что это?», презентация игры «Загадки и отгадки». Методическое и дидактическое обеспечение: разрезные картинки, карточки, посуда.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Эмоциональный настрой (работа по картинкам). Приложение № 1.

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам - «Чебурашка»)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)

С добрым утром, птички! Вы проснулись? (Машут руками за спиной)

С добрым утром друг! Ты проснулся? (Обнимают друг друга)

С добрым утром, солнце! Мы - проснулся! (Поднять руки вверх, посмотреть на солнце)

1. Сюрпризный момент. Показ фрагмента мультфильма «Федорино горе». Педагог предлагает отгадать, о чем они будут говорить на уроке, выполнив предложенное ею задание.

2. Дидактическая игра «Чудо мешочек». Дети поочерёдно опускают руку в мешочек, нащупывают предмет, называют его, описывают, достают и отдают педагогу.

- Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.

- Соотносите предмет с картинкой (поднимает картинку и показывает педагогу).

             

3. Игру – викторину «Что это?». Детям показывают слайды с частично изображённой картинкой. Дети должны отгадать и назвать предмет, анализируя изображённую его часть.

 

4. Дети собирают «Пазлы».

  На слайде появляется картинка грустной Федоры.

- Ребята, наша Федора, пока блуждала по полям и лесам в поисках сбежавшей посуды, забыла её название. Давайте поможем ей отгадать, как же называется используемая в быту посуда.

5. Игра «Загадки и отгадки». Дети отгадывают загадки (на экране появляются отгадки)

1. На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет. Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая, зовут ее (тарелкою)

3. Суп нам варит в ней бабуля, на столе стоит (кастрюля)

4. На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый (чайник)

Дети находят отгадку (ориентируясь на образец изображенный на экране) из предложенных ей картинок и показывает её педагогу.

III. Физкультминутка (зрительная гимнастика)

- Поочередно смотрим на нужную звезду. (Н-р, на небе зажглась желтая звезда, за ней голубая и т.д.)

7. Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии. «Магазин посуды».

В магазин с тобой зайдем - пальцы шагают по столу (коленям) Что же мы увидим в нем?  -  одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем) Там тарелки, вилки, блюдца -  одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот) Продаются, продаются,  -  два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками Что хотим мы здесь купить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы посуды

Чтобы маме подарить? - пальцы шагают по столу (коленям) Видим сито, самовар - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем) Продаются тут и там - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками А ещё бокалы, ложки - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот)дети по очереди называют предметы посуды А на полках чашки, плошки - пальцы шагают по столу (коленям) Мы поспорили, решили - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем) Маме утницу купить - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками Чтобы утром подарить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы чайной посуды.

- Федора заказала волшебному художнику нарисовать её любимую посуду. А художник был рассеянный и получилась неполная картинка.

8. Игра «Что забыл нарисовать художник». На слайдах появляются картинки, а дети должны назвать недостающий элемент.

 

 

Давайте напомним Федоре о назначении её посуды.

9. Игра «Что для чего». Вам нужно достать из волшебного сундучка картинку и рассказать, для чего нужна та или иная посуда.

– Это кастрюля. В ней варят суп, кашу, картофель.

- Это сковорода. На ней жарят лук, мясо, рыбу, картофель.

Давайте сварим компот и соберём в кастрюлю все фрукты.

IV. Физкультминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик» Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг

Только стукни, разобьются. Хлопают в ладоши, топают

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Нагнулись, вытянулись Он посуду нам принёс

Дети лепят чайную пару, предварительно выполнив массажное упражнение с прищепками.

10. Массаж с прищепками

Прищепка, прищепка, помоги! Каждый пальчик разомни. Ты по пальчику шагаешь. Каждый пальчик разминаешь.

V. Рефлексия.

- Дети Федоре понравились ваши поделки, и активная работа на уроке. Но она хочет узнать, понравился ли им урок. Поэтому предлагает расставить волшебные чашечки к самоварам. К красному - кому понравился урок. К синему - тот, кто испытывал трудности и ему было скучно.

 

 

  Приложение №1

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока речи и альтернативной коммуникации на тему: "«Понимание слов, обозначающих предмет».".»

Конспект по речи и альтернативной коммуникации.

Тема: «Понимание слов, обозначающих предмет».

Тип урока: Урок изучения нового. Урок-игра.

Цель: формирование общих представлений о посуде, ее назначении.

Задачи:

Обучающая: уточнить и активизировать словарь по теме

Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, формирование артикуляционной моторики, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентация игры «Что это?», презентация игры «Загадки и отгадки». Методическое и дидактическое обеспечение: разрезные картинки, карточки, посуда.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Эмоциональный настрой (работа по картинкам). Приложение № 1.

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам - «Чебурашка»)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)

С добрым утром, птички! Вы проснулись? (Машут руками за спиной)

С добрым утром друг! Ты проснулся? (Обнимают друг друга)

С добрым утром, солнце! Мы - проснулся! (Поднять руки вверх, посмотреть на солнце)

1. Сюрпризный момент. Показ фрагмента мультфильма «Федорино горе». Педагог предлагает отгадать, о чем они будут говорить на уроке, выполнив предложенное ею задание.

2. Дидактическая игра «Чудо мешочек». Дети поочерёдно опускают руку в мешочек, нащупывают предмет, называют его, описывают, достают и отдают педагогу.

- Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.

- Соотносите предмет с картинкой (поднимает картинку и показывает педагогу).

             

3. Игру – викторину «Что это?». Детям показывают слайды с частично изображённой картинкой. Дети должны отгадать и назвать предмет, анализируя изображённую его часть.

 

4. Дети собирают «Пазлы».

  На слайде появляется картинка грустной Федоры.

- Ребята, наша Федора, пока блуждала по полям и лесам в поисках сбежавшей посуды, забыла её название. Давайте поможем ей отгадать, как же называется используемая в быту посуда.

5. Игра «Загадки и отгадки». Дети отгадывают загадки (на экране появляются отгадки)

1. На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет. Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая, зовут ее (тарелкою)

3. Суп нам варит в ней бабуля, на столе стоит (кастрюля)

4. На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый (чайник)

Дети находят отгадку (ориентируясь на образец изображенный на экране) из предложенных ей картинок и показывает её педагогу.

III. Физкультминутка (зрительная гимнастика)

- Поочередно смотрим на нужную звезду. (Н-р, на небе зажглась желтая звезда, за ней голубая и т.д.)

7. Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии. «Магазин посуды».

В магазин с тобой зайдем - пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем?  -  одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Там тарелки, вилки, блюдца -  одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Продаются, продаются,  -  два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
Что хотим мы здесь купить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы посуды

Чтобы маме подарить? - пальцы шагают по столу (коленям)
Видим сито, самовар - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Продаются тут и там - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
А ещё бокалы, ложки - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот)дети по очереди называют предметы посуды
А на полках чашки, плошки - пальцы шагают по столу (коленям)
Мы поспорили, решили - одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Маме утницу купить - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
Чтобы утром подарить - одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы чайной посуды.

- Федора заказала волшебному художнику нарисовать её любимую посуду. А художник был рассеянный и получилась неполная картинка.

8. Игра «Что забыл нарисовать художник». На слайдах появляются картинки, а дети должны назвать недостающий элемент.

 


 


Давайте напомним Федоре о назначении её посуды.

9. Игра «Что для чего». Вам нужно достать из волшебного сундучка картинку и рассказать, для чего нужна та или иная посуда.

– Это кастрюля. В ней варят суп, кашу, картофель.

- Это сковорода. На ней жарят лук, мясо, рыбу, картофель.

Давайте сварим компот и соберём в кастрюлю все фрукты.

IV. Физкультминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик» Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг

Только стукни, разобьются. Хлопают в ладоши, топают

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Нагнулись, вытянулись Он посуду нам принёс

Дети лепят чайную пару, предварительно выполнив массажное упражнение с прищепками.

10. Массаж с прищепками

Прищепка, прищепка, помоги! Каждый пальчик разомни. Ты по пальчику шагаешь. Каждый пальчик разминаешь.

V. Рефлексия.

- Дети Федоре понравились ваши поделки, и активная работа на уроке. Но она хочет узнать, понравился ли им урок. Поэтому предлагает расставить волшебные чашечки к самоварам. К красному - кому понравился урок. К синему - тот, кто испытывал трудности и ему было скучно.


 


 

  Приложение №1

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!