Конспект урока по теме «Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг.»
Цели урока: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Александра I после Отечественной войны 1812 г., причинах перемен, произошедших в его политическом курсе; охарактеризовать реформаторскую деятельность Н. Н. Новосильцева и А. А. Аракчеева.
План урока
Священный союз и Венская система.
Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г.
ХОД УРОКА
■ Проверка и актуализация знаний Тестовое задание
■ Изучение нового материала. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Итогом войны стал Венский конгресс и создание Священного союза трех государей: российского, прусского и австрийского. В Вене 1 октября 1814 г. открылся конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве Франции и Европы. В самый разгар споров союзников о территориях 1 марта 1815 г. Наполеон самовольно покинул остров и высадился со своими сторонниками на юге Франции. Через три недели он фактически без единого выстрела вошел в Париж. 18 июня 1815 г. в битве при Ватерлоо Наполеон потерпел поражение, был пленен и сослан на остров Святой Елены, где и прожил до конца своих дней.
Учащимся предлагается на основе текста учебника выписать в тетрадь основные вопросы, решенные на Венском конгрессе. По окончании работы учащиеся отвечают на вопросы. 1. Как Заграничный поход русской армии повлиял на международный авторитет России? 2. С какой целью был создан Священный союз? Внимание учащихся обращается на карту.
. 1. Как вы думаете, какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на внутреннее положение в Российской империи? 2. С чем были связаны перемены во внутренней политике Александра I? 3. Можно ли считать, что Заграничный поход повлиял на внутреннее состояние российского общества? 4. Как вы думаете, почему Александр I пошел на «польский эксперимент»?
Почему русский самодержец ввел конституцию на территории автономной области, а не во всей империи? Учитель отмечает, что работу над текстом российской конституции царь поручил Н. Н. Новосильцеву. Учащиеся заслушивают сообщение об этом государственном деятеле.
«УстАвная грамота Российской империи». Работа с учебником.
Можно ли считать, что с введением в действие этого документа Российская империя стала бы ограниченной монархией?
Проект конституции, подготовленный Новосильцевым, был забыт. Разорение крестьян и помещиков центральной части России в ходе войны 1812 г. привели к тому, что Александр I пошел на вынужденную меру — разрешил продавать в частные руки государственных крестьян. Усиление крепостнических порядков препятствовало реформированию.
С 1820 г. начинается усиление реакционного курса. Крестьянам было запрещено жаловаться на жестокость помещиков, последние получили вновь право ссылать крепостных в Сибирь. В армии началась жесткая муштра, в результате в 1820 г. вспыхнуло восстание в Семеновском полку. Усилились гонения на просвещение и печать. В 1821 г. в Казанском и Петербургском университетах были уволены в отставку передовые профессора
Нерешенность назревших и ставших явными проблем (тормозившей развитие страны самодержавной власти и крепостного права) привели к возникновению тайных организаций в армии.
Потрясения, связанные с тяжелой войной, со смертью детей, память о насильственной смерти отца привели Александра I к увлечению мистицизмом. В 1814 г. он приблизил к себе архимандрита Фотия. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Проводилась политика на усиление положения и влияния православной церкви в стране в ущерб другим конфессиям.
Крепостное право тормозило экономическое развитие в целом. В 1816 г. был опубликован закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии (однако земли сохранялись за помещиками), а в 1818—1819 гг. подобная реформа была проведена в Курляндии и Лифпяндии. Вопросы: Почему в качестве «полигона» этой реформы были избраны земли Прибалтики?
Разработкой крестьянской реформы по указанию императора занимался А. А. Аракчеев. А. С. Пушкин:
Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель И Совета он учитель,А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,Без ума, без чувств, без чести,
Далее учащиеся работают с текстом учебника. Задание:
Выпишите в тетрадь предлагаемые Аракчеевым условия освобождения крестьян. Вопрос: Как вы думаете, отвечал ли интересам помещиков и крестьян проект, предложенный Аракчеевым. По мнению Аракчеева, проект учитывал интересы помещиков, так как они получали наличный капитал для уплаты долгов и развития хозяйства в новых условияхЕсли бы проект стал реализовываться, то процесс освобождения крестьян затянулся бы на 200 лет.
«Аракчеевщиной» называли современники и ученые период «всевластия» этого государственного деятеля,. После войны 1812 г. экономика страны оказалась в тяжелом положении: сократилась торговля, начался кризис финансовой системы. Поскольку страна не могла провести даже частичную демобилизацию армии, перейдя к всеобщей воинской повинности, приходилось тратить на ее содержание более 50% бюджетных доходов. Сохранение рекрутских наборов вызывало недовольство крестьян и помещиков, которые лишались рабочих рук. Чтобы как-то попытаться решить эту проблему, Александр I предложил создать военные поселения по примеру казачьих полков . Было предложено поселить пехоту возле Новгорода, а кавалерию — на Украине. Военными поселянами стало около 10% русской армии.
Создание поселений натолкнулось на резкое сопротивление солдат и крестьян Наиболее крупным протестом стало восстание летом 1819 г. близ Харькова, подавленное властями.
Крестьяне должны были содержать солдат действующей армии. Запрещение крестьянам заниматься торговлей и промыслами приводили к разорению. Вопрос: Докажите, что военные поселения ограничивали возможности свободного развития хозяйства.
■ Закрепление материала
Почему император отошел от либерального курса во внутренней политике?
Каковы, на ваш взгляд, субъективные и объективные причины изменения внутреннего курса императора?
Можно ли считать, что Россия была не готова к кардинальным переменам политического строя и введению конституции?
Домашнее задание: § 5, вопросы и задания в конце параграфа.