СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 9 классе по теме «Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 9 классе по теме «Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг.»»

Конспект урока по теме «Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг.»

Цели урока: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Александра I после Отечественной войны 1812 г., причинах перемен, произо­шедших в его политическом курсе; охарактеризовать реформаторскую деятельность Н. Н. Новосильцева и А. А. Аракчеева.

План урока

  1. Священный союз и Венская система.

  2. Внутренняя политика Александра I после Отечест­венной войны 1812 г.

ХОД УРОКА

Проверка и актуализация знаний Тестовое задание

Изучение нового материала. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

  1. Итогом войны стал Венский конгресс и создание Священного союза трех государей: российского, прусско­го и австрийского. В Вене 1 октября 1814 г. открылся кон­гресс для решения вопроса о послевоенном устройстве Франции и Европы. В самый разгар споров союзников о территориях 1 марта 1815 г. Наполеон самовольно поки­нул остров и высадился со своими сторонниками на юге Франции. Через три недели он фактически без единого выстрела вошел в Париж. 18 июня 1815 г. в битве при Ватерлоо Наполеон потерпел поражение, был пленен и сослан на остров Святой Елены, где и прожил до конца своих дней.

Учащимся предлагается на основе текста учебника выписать в тетрадь основные вопросы, решенные на Венском конгрессе. По окончании работы учащиеся отве­чают на вопросы. 1. Как Заграничный поход русской армии повлиял на международный авторитет России? 2. С какой целью был создан Священный союз? Внимание учащихся обращается на карту.

. 1. Как вы думаете, какое влияние ока­зала Отечественная война 1812 г. на внутреннее положе­ние в Российской империи? 2. С чем были связаны пере­мены во внутренней политике Александра I? 3. Можно ли считать, что Заграничный поход повлиял на внутреннее состояние российского общества? 4. Как вы думаете, по­чему Александр I пошел на «польский эксперимент»?

  1. Почему русский самодержец ввел конституцию на тер­ритории автономной области, а не во всей империи? Учитель отмечает, что работу над текстом российской конституции царь поручил Н. Н. Новосильцеву. Учащиеся заслушивают сообщение об этом государственном деятеле.

«УстАвная грамота Российской империи». Работа с учебником.

Можно ли считать, что с введением в действие этого документа Российская империя стала бы ограниченной монархией?

Проект конституции, подготовленный Новосиль­цевым, был забыт. Разорение крестьян и помещиков цен­тральной части России в ходе войны 1812 г. привели к тому, что Александр I пошел на вынужденную меру — разрешил продавать в частные руки государственных кре­стьян. Усиление крепостнических порядков препятствовало реформированию.

С 1820 г. начинается усиление ре­акционного курса. Крестьянам было запрещено жало­ваться на жестокость помещиков, последние получили вновь право ссылать крепостных в Сибирь. В армии нача­лась жесткая муштра, в результате в 1820 г. вспыхнуло вос­стание в Семеновском полку. Усилились гонения на прос­вещение и печать. В 1821 г. в Казанском и Петербургском университетах были уволены в отставку передовые профес­сора

Нерешенность назревших и ставших явными проблем (тормозившей развитие страны самодержавной власти и крепостного права) привели к возникновению тайных организаций в армии.

Потрясения, связанные с тяжелой войной, со смертью детей, память о насильственной смерти отца привели Александра I к увлечению мистицизмом. В 1814 г. он при­близил к себе архимандрита Фотия. Министерство народ­ного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Проводилась политика на усиление положения и влияния православ­ной церкви в стране в ущерб другим конфессиям.

Крепостное право тормозило экономическое развитие в целом. В 1816 г. был опубликован закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии (однако земли сохранялись за помещиками), а в 1818—1819 гг. подобная реформа была проведена в Курляндии и Лифпяндии. Вопросы: Почему в качестве «полигона» этой реформы были избраны земли Прибалтики?

Разработкой крестьянской реформы по указанию императора занимался А. А. Аракчеев. А. С. Пушкин:

Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель И Совета он учитель,А царю он — друг и брат.

Полон злобы, полон мести,Без ума, без чувств, без чести,

Далее учащиеся работают с текстом учебника. Задание:

  1. Выпишите в тетрадь предлагаемые Аракчеевым условия освобождения крестьян. Вопрос: Как вы думаете, отвечал ли интересам помещиков и крестьян проект, предложен­ный Аракчеевым. По мнению Аракчеева, проект учитывал интересы помещи­ков, так как они получали наличный капитал для уплаты долгов и развития хозяйства в новых условияхЕсли бы проект стал реализовываться, то процесс освобождения крестьян затянулся бы на 200 лет.

«Аракчеевщиной» называли современники и ученые период «всевластия» этого государственного деятеля,. После войны 1812 г. экономика страны оказалась в тяжелом положении: сократилась тор­говля, начался кризис финансовой системы. Поскольку страна не могла провести даже частичную демобилиза­цию армии, перейдя к всеобщей воинской повинности, приходилось тратить на ее содержание более 50% бюджет­ных доходов. Сохранение рекрутских наборов вызывало недовольство крестьян и помещиков, которые лишались рабочих рук. Чтобы как-то попытаться решить эту про­блему, Александр I предложил создать военные поселе­ния по примеру казачьих полков . Было предложено поселить пехоту возле Новгорода, а кавалерию — на Украине. Военными посе­лянами стало около 10% русской армии.

Созда­ние поселений натолкнулось на резкое сопротивление солдат и крестьян Наиболее крупным протестом стало восстание летом 1819 г. близ Харькова, подавленное властями.

Крестьяне должны были содержать сол­дат действующей армии. Запрещение крестьянам заниматься торговлей и промыслами приводили к разорению. Вопрос: Докажите, что военные поселения ограничивали возможности сво­бодного развития хозяйства.

Закрепление материала

  1. Почему император отошел от либерального курса во внутренней политике?

  2. Каковы, на ваш взгляд, субъективные и объектив­ные причины изменения внутреннего курса императора?

  3. Можно ли считать, что Россия была не готова к кар­динальным переменам политического строя и введению конституции?

Домашнее задание: § 5, вопросы и задания в конце параграфа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!