Согласный звук [И] и буква И краткое
Цель:
познакомить учащихся с особенностями буквы И.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся слышать звук [ И] в словах и обозначать его буквами И, Е, Ё, Ю, Я;
аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
— Запишите под диктовку.
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую.
А, Пушкин (Слово сегодня учитель записывает на доске.)
— В каких словах орфограмма — безударная гласная в корне? (Золотую, поймал.)
— Подберите проверочные слова. (Золотую — золото, позолоченный; поймал — пойманный.)
— Какая орфограмма в слове рыбку? (Парная согласная в середине слова.)
— Кто сможет проверить это слово? (Рыбку — рыба.)
— В каких словах есть звук [И]? (Поймал, золотую, простую.)
— Какими буквами обозначен этот звук? (И, Ю.)
— В каких словах букв меньше, чем звуков? (Золотую, простую, так как буква Ю обозначает слог [ЙУ].)
— В каком слове все согласные твердые? (Было, рыбку.)
— В каком слове все согласные звонкие? (Было.)
III. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 116 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
— Почему звук [И] называют невидимкой? (Ответы детей.)
— Где прячется невидимка? (В буквах Е, Ё, Ю, Я.}
— Где его легко обнаружить? (В конце слова и перед согласными.}
Упр. 186 (с. 116).
— Какое правило использовали при переносе слов? (Буква И остается на строке с предыдущей буквой.}
— Как еще можно перенести эти слова? (Разбираются все варианты.)
— Спишите, разделяя слова для переноса.
IV. Физкультминутка
Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Затем пальчики сожмем, Сядем к писать начнем.
V. Списывание текста с грамматическим заданием
(КИМы (текст «Лесной оркестр», с. 48).)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Что вспомнили о звуке [И]?
— Чему на уроке научились?
Домашнее задание
Выполнить упр. 187 (с. 116).