СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Понятие о плане местности. Масштаб."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Понятие о плане местности. Масштаб."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Понятие о плане местности. Масштаб."»

Тема: Понятие о плане местности. Масштаб.


Тип урока

Урок освоения новых знаний. Практикум.

Цели

Способствовать формированию представлений о видах изображения Земли на плоскости, плане местности; создать условия для формирования умений читать план местности, распознавать объекты с помощью условных знаков, определять расстояния между географическими объектами с помощью именованного, численного и линейного масштаба.

Образовательные ресурсы

Презентация.


План урока

1. Что такое план местности? Условные знаки.

2. Масштаб. Зачем нужен масштаб?

3. Виды масштаба.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Основные понятия

Топографический план, условные знаки. Масштаб: именованный, численный, линейный.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть существенные признаки плана местности, приводить примеры разных видов масштаба.

Получат возможности научится определять расстояния между объектами с помощью именованного, численного, линейного масштаба, распознавать и описывать объекты, изображённые на плане в масштабе с помощью условных знаков.

Познавательные: описывают и сравнивают объекты; самостоятельно дают определения понятиям, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: участвуют в коллективном поиске; обмениваются мнениями, объясняют, защищают свои идеи.

Регулятивные: принимают учебную задачу; предлагают помощь и сотрудничество.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новой информации, применяют ее в практической деятельности. Осознают ценность географических знаний для практической деятельности людей.


Структура урока.


I. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, скажите, что является предметом изучения географии? (материки, океаны, страны). А, скажите, мы можем перенести нашу планету целиком в школьный атлас? (нет). Именно по этому, мы используем изображения Земли и её части – на глобусах, географических картах, используем космические снимки, планы местности. Они нам дают представление о величине и взаимном расположении географических объектов.

II. Актуализация знаний.

Представьте, что вы идёте в поход. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать какое снаряжение и какую одежду взять, возможно подготовиться к переходу реки или оврага. Необходимо научиться ориентироваться по плану местности.

- Как вы получите информацию о районе похода? (посмотреть по карте)

(Показать две карты: географическую и топографическую)

- Какую из этих карт нужно взять в поход? (топографическую)

- Почему топографическую? (на ней показаны даже небольшие объекты)

III. Изучение нового материала.

- На топографической карте особыми знаками показаны объекты, которые находятся на местности. Где, кроме топографической карте, можно увидеть небольшую местность? Посмотрите на форзаце учебника. (аэрофотоснимок, рисунок местности)

Посмотрим на топографическую карту и определим, какие объекты на ней показаны. (реки, ручьи, лес, мосты, болото, луг, дороги)

А если вам необходимо объяснить кому–нибудь пройти от школы к д/с. понятнее будет сделать это с помощью схемы. И окружающие объекты вы не станете изображать такими, какие они есть на самом деле, а начертите схему обозначив дома – квадратиками, дороги – линией, фруктовые деревья – кружочками. Эта схема называется планом местности. План местности составляется по определённым правилам топографами.

Давайте запишем определение:

План местности (топографический план) – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

- Начертите в тетрадях план своей комнаты в натуральную величину.

- Почему вы не можете начертить план? (комната большой, а тетрадь маленькая)

- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (уменьшить комнату или увеличить тетрадь)

- Посмотрите на карты. (показать карты разных масштабов)

- Что можно сказать об объектах изображенных на картах? (они уменьшены)

- Одинаково? (нет, на одних сильнее, на других – меньше)

Уменьшение выражают в масштабе. Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане уменьшены по отношению к ее действительным размерам на местности.

Масштаб может быть записан тремя способами, поэтому на каждом плане или карте обязательно указывается численный, именованный и линейный масштаб. План становится более удобным для использования, если масштаб на нем указан тремя способами (рис. форзац). Зарисуем следующую схему в тетрадь.

ВИДЫ МАСШТАБА



Численный

Именованный

Линейный


Численный масштаб выражается в виде дроби, где числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение. Например:

Масштаб 1: 10 000 (читается одна десятитысячная) показывает, что каждому сантиметру на карте соответствует 10 000 см (100 м) на местности.

Другими словами, эта запись означает, что отрезок длиной 10 000 см (100 м) на местности изображается на плане отрезком длиной 1см.

На планах и картах не только указывают численный масштаб, но и записывают его словами, т.е. именуют. Такой масштаб называется именованным.

Например: в 1 сантиметре 100 метров (смотрите рис. 1форзац).

- А что делать, если именованный масштаб не указан? (перевести)

Запишите правило и примеры

Как перевести именованный масштаб в численный

• Записать 1: и величину масштаба (число после тире)

• Если именованный масштаб дан в метрах, то поскольку 1 метре 100 сантиметров, нужно добавить два нуля.

• Если именованный масштаб дан в километрах, то поскольку в 1 километре 1000 метров, нужно добавить ещё три нуля.

Например:

• в 1 см – 25 м 1: 2 500

• в 1 см – 300 м 1: 30 000

• в 1 см – 4 км 1: 400 000

• в 1 см – 50 км 1: 5 000 000

Обычно на планах, кроме численного и именованного масштабов, помещают линейный масштаб (смотрите форзац). Он представляет собой линию, разделённую на равные отрезки. Отрезки справа от нуля показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т.д. Отрезок слева от нуля разделён на равные мелкие части. Зная расстояние на местности, которому соответствует большой отрезок, и количество мелких отрезков, можно вычислить, какому расстоянию на местности соответствуют эти мелкие отрезки. Линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля-измерителя или полоски бумаги. При помощи линейного масштаба можно определять длину кривых линий, например реки, дороги. Дополняем нашу схему.

ВИДЫ МАСШТАБА



Линейный


Численный


Именованный



1 : 10 000



В 1 см – 100 метров



IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Организация работы по выполнению практикума.

«Изображение плана школы в масштабе»

V. Итоги урока. Рефлексия.

Переведите численный масштаб в именованный масштаб:

1 : 500 (в 1 см – 5 м)

1 : 10000 (в 1 см - 100 м)

1 : 250000 (в 1 см - 2.5 км)

1 : 1 000 000 (в 1 см – 10 км)

Домашнее задание.

§ 3,4; стр.16. з.4 письменно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!