Конспект урока по информатике
Осиповой Светланы Александровны,
учителя МОУ «Средняя школа №1 г.Олонца» Республики Карелия.
Тема: Организация локальных сетей.
Цели:
познакомить учащихся со структурой локальных сетей.
научить выделению различных типов топологий локальных сетей.
прививать интерес к предмету.
формировать навыки самостоятельности.
Знания и умения.
Знать понятие локальной сети, её назначение и организацию.
Уметь грамотно определять топологию локальной сети, выявлять недостатки каждой топологии.
Знать достоинства и недостатки различных каналов связи.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ресурсы: flash-ролик «Организация локальных сетей» (приложение 1), раздаточный материал для работы групп (приложение 2).
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, интерактивного обучения.
Столы в кабинете расставлены для работы в группах. Ребята, заходя в кабинет, разу садятся в группы по 5-6 человек.
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Содержание деятельности | На доске |
учителя | учащихся |
1. | Организационный | - Здравствуйте, ребята! Вы видите, что тема урока на доске не записана. Чтобы ее определить, нужно сначала отгадать ребус. (по щелчку по ребусу появляется правильный ответ) | Отгадывают ребус. | |
| | - Тема для вас не новая. Сейчас, работая в группах, запишите на листок все слова, которые вам придут в голову, по теме «Компьютерные сети» | Выбирают в своей группе, человека, который будет выполнять роль секретаря. Этот человек записывает на листок все, что будут говорить члены группы. | |
| | Записывает на интерактивной доске названные слова, распределяя их в разные столбики: виды сетей, каналы связи, программное обеспечение, сервисы и другие (но учащимся не называет принцип распределения) | Группы по очереди называют слова из своих списков, не повторяясь. | |
| | - Определите, пожалуйста, принцип распределения слов по столбикам. | Высказывают предположения. | При нажатии на ? появляются заголовки столбцов |
| | Все слова распределяются на группы: аппаратное обеспечение, каналы связи, программное обеспечение, назначение сетей и в отдельную группу все остальные (если будут). |
2. | Изучение нового материала (работа в группах - метод «Ажурная пила») | - Мы сегодня более подробно рассмотрим вопрос «Организация локальной сети». | | |
| 1 этап. Работа в основных группах | Знакомит с правилами работы, Наблюдает, консультирует | Каждый член группы изучает свою часть материала, используя раздаточный материал (приложение 2), учебник, электронные ресурсы. | |
| 2 этап. Работа экспертных групп. | Наблюдает, консультирует | Учащиеся, изучившие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах собираются в так называемые Экспертные группы, обмениваются информацией по данному вопросу, обсуждают, как этот материал можно преподнести другим. | |
| 3 этап. Работа в основных группах | Наблюдает, консультирует | Все учащиеся возвращаются в первоначальные группы и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе. | |
3. | Обсуждение и анализ результатов. | Наблюдает, консультирует | Анализируют информацию обсуждают, отвечают на вопросы для групп (приложение 3) | |
| | Координирует выступления представителей от каждой группы | Выступают представители каждой группы. Учащиеся обсуждают выступления, дополняют. |
4. | Закрепление. | Проверяет степень овладения учебным материалом. | Выполняют упражнения на интерактивной доске (выходят по одному). | |
5. | Рефлексия | Знакомит с правилами написания синквейна (приложение 4) | Каждая группа по предложенным правилам пробует написать синквейн. | |
Ресурсы
Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Шестакова Л. В. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Синквейн - http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html
фон для flash-ролика http://www.pargotikmoda.gotikmoda.gotikmoda.gotikmoda.design-warez.ru/uploads/posts/2009-09/1253531109_21957007_16614990_1201897733_13781991_9487793_2247.jpeg
Приложение 2
1 группа.
Локальные сети. Назначение локальных сетей.
Локальные сети - это соединение 2-х и более компьютеров друг с другом на небольшом расстоянии с помощью каналов связи.
Назначение:
передача информации между компьютерами, обмен файлами между пользователями сети;
совместный доступ к программам и данным;
совместное использование оборудования (большее пространство дисковой памяти, принтер, сканер).
Для соединения компьютеров между собой, нужны:
сетевые платы для каждого компьютера;
соединительные кабели;
сетевое программное обеспечение.
2 группа
Каналы связи.
Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации).
Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени.
Пропускная способность измеряется в бит/с, байт/c, Кбит/c, Кбайт/c, и т.д.
Соединение компьютеров (сетевых адаптеров) между собой производится с помощью кабелей различных типов (коаксиального, витой пары, оптоволоконного). Для подключения к локальной сети портативных компьютеров часто используется беспроводное подключение, при котором передача данных осуществляется с помощью электромагнитных волн.
Витая пара состоит из двух изолированных проводов, свитых между собой; скручивание проводов уменьшает влияние внешних электромагнитных полей на передаваемые сигналы; самый дешёвый тип кабеля, скорость передачи информации 0,25–1 Мбит/сек;
Коаксиальный кабель отличается более высокой механической прочностью, помехозащищённостью и обеспечивает скорость передачи информации 10–50 Мбит/сек;
Оптоволоконный кабель идеальная передающая среда, он не подвержен действию электромагнитных полей, скорость передачи информации более 50 Мбит/cек.
3 группа.
Специальные устройства, поддерживающие функционирование сети.
Каждый компьютер, подключенный к локальной сети, должен иметь специальную плату - сетевой адаптер. Основной функцией сетевого адаптера является передача и прием информации из сети.
Концентратор (называемый также хаб) – устройство, объединяющее несколько (от 5 до 48) ветвей локальной сети и передающее информационные пакеты во все ветви сети одинаково.
Коммутатор (свич) делает то же самое, но, в отличии от концентратора, обеспечивает передачу пакетов в заданные ветви. Это обеспечивает оптимизацию потоков данных в сети и повышение защищенности от несанкционированного проникновения.
Маршрутизатор (роутер) – устройство, выполняющее пересылку данных между двумя сетями, в том числе между локальными и глобальными сетями. Маршрутизатор, по сути, является специализированным микрокомпьютером, имеет собственный процессор, оперативную и постоянную память, операционную систему.
4 группа.
Топология сети
Топология ЛС – это физическое расположение компьютеров сети относительно друг друга и способ соединения их линиями.
Кольцевая топология - Каждый компьютер соединен друг с другом. Сигнал, несущий информацию идет по кругу.
Топология «Шина» - Компьютеры соединены последовательно. Все компьютеры подключены к одному кабелю
Топология «Звезда» - Использует отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства (концентратор, HUB)
Топология «Снежинка»- Имеется один центральный сервер для всей сети и несколько файловых серверов для разных рабочих групп
Преимущество локальной сети типа “звезда” перед локальной сетью типа “шина” состоит в том, что при выходе из строя сетевого кабеля у одного компьютера локальная сеть в целом продолжает нормально функционировать.
5 группа
Организация ЛС.
С точки зрения организации взаимодействия отдельных элементов в ЛС выделяют два типа:
Одноранговая сеть
Все объединенные компьютеры равноправны. Пользователю могут быть доступны ресурсы всех подключенных к ней компьютеров. Не нуждаются в специальном программном обеспечении. Работу одноранговых сетей поддерживает Windows95/98/00.
Сеть с выделенным файловым сервером (главным компьютером).
Её еще называют сеть типа клиент – сервер. Имеется одна центральная машина, которая и называется сервером, и множество подключенных к ней компьютеров - рабочих станций или клиентов. Центральная машина обычно более мощная машина (имеет большую дисковую память, к ней подключены принтер, сканер, модем и т.д. Непосредственный обмен информацией происходит между сервером и рабочей станцией. Конечно, в такой системе ученики тоже могут обмениваться файлами, но "транзитом" через сервер.
Название "сервер" происходит от англ. и переводится как обслуживающее устройство. Сервер играет роль коллективного хранилища файлов.
Работой такой сети управляет сетевая операционная система. Её основное назначение – дать возможность пользователям работать в ЛС, не мешая друг другу. Наиболее распространенные ОС для сетей с выделенным сервером NOVELL NETWARE, WINDOWS NT.
Приложение 3.
Вопросы для групп.
Что необходимо для организации локальной сети?
Как в компьютерном классе используются возможности локальной сети?
Если бы вы организовывали локальную сеть, какой вид соединения вы бы использовали? Почему?
Какая топология сети используется в компьютерном классе? Почему?
Приложение 4
Синквэйн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому- то поводу. Слово синквэйн присходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквэйн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквэйна
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительные).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия. . . ).
4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка – это символ (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы.