Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы» \
Тип: повторение изученного материала
Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах, формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.
Формирование УУД
Предметные результаты усвоения урока:
- пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам, составлять предложения с омонимыми.
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Познавательные УУД:
- пользоваться словарями; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные результаты усвоения урока:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка.
Ресурсы урока: учебник Канакина «Русский язык», ч. 1; электронное приложение к учебнику
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Cели тихо, спинки – ровно,
И к уроку все готово!
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Толстой
Актуализация знаний
Урок начнём с орфографической минутки, но сначала настроим свои ручки.
III. Чистописание
Сс Аа Оо ас ос со са Что объединяет написание этих букв?
Исключи «лишнее слово» и обоснуй свой ответ. Слайд 2. Мы узнаем тему урока.
Г-РЯЧИЙ, СЛА-КИЙ, Х-ЛОДНЫЙ.
ГРУС-НЫЙ, ПЕЧ-ЛЬНЫЙ, МЕС-НЫЙ.
ХИТРЫЕ ЛИСИЧКИ, ВКУС-НЫЕ ЛИСИЧКИ, СВЕЖ-Й КАЛАЧ-.
Запишите слова в тетрадь
Краткая беседа:
- Почему из трех слов, одно слово оказалось «лишним»? (не подходит по смыслу)
- Как называются эти слова? Слайд 3.
- Что означают слова-синонимы? (слова, одинаковые по смыслу, но разные по звучанию и написанию)
Слова-антонимы (слова, разные по звучанию и написанию и противоположные по смыслу)
Слова-омонимы (слова, которые одинаковы по звучанию, написанию, но разные по смыслу). Какова же тема урока?
В третьем классе мы знакомились с этими словами. С какой целью вернулись к данной теме?
Сформулируйте сами тему и задачи урока.
Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать и использовать их в речи.
III. Самоопределение к деятельности Слайд 4.
У вас на столах карточка. Работая в паре, найдите основу предложения. Расставьте знаки препинания.
1 ряд Почему зябнет в жару?
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
(Зябнет, стынет, мёрзнет). Чем отличаются эти слова?
Что в них общего? Как такие слова называются в русском языке?
(Синонимы) Какую роль играют синонимы в речи? Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.
2 ряд
Корень учения бывает горек, да плод его будет сладок.
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
3 ряд
Из меня берут порою
Реки свой исток,
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)
- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)
- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
Что нам расскажет профессор Самоваров?
IV. Закрепление изученного материала
Перед вами находятся карточки с текстами. Выпишите в таблицу синонимы, антонимы. Омонимы.
В кастрюле варится овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. Лодырь и бездельник, им праздник в понедельник. В глаза хвалит, а за глаза ругает. Умный себя винит, глупый - своего товарища. Жди горя от моря, а беды от воды. В труде рождаются герои. |
(Ученики выполняют задание самостоятельно 3 -4мин)
Учитель оценивает работы учеников, которые закончили первыми (3-4)
У.-Возьмите оценочный лист.
Оцените себя по образцу. За каждую, правильно найденную пару, поставьте себе 1 балл.
Слайд 5.
Синонимы | лодырь-бездельник – 1 балл горе-беда – 1 балл |
Антонимы | хвалит-ругает – 1 балл умный-глупый – 1 балл |
Омонимы | пеночка-пеночка – 1 балл овсянка-овсянка – 1 балл |
Всего баллов - | |
-Кто нашёл синонимы без ошибок?
-Кто нашёл антонимы без ошибок?
-Кому удалось найти омонимы без ошибок? Где можно проверить свои предположения? Словари Слайд 6.
V. Физминутка Слайд 7.
А теперь мы разомнемся,
Влево, вправо повернёмся
Наклониться нужно ниже.
На носочки - станьте выше.
А теперь вы не ленитесь,
Стать на пятки потрудитесь.
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали! Сели – встали!
К знаниям ведёт дорожка,
Поработайте немножко.
Кто заметил слова – антонимы, синонимы
VI. Работа по учебнику Слайд 8. А сейчас мы поработаем в паре.
1. Упр.139 (стр.86) Работа в паре.
Работа в группе и индивидуальные задания.
2. Упр. 141, 142 (с. 87) Найдите синонимы, продолжите ряд синонимов. (работают со словарём два ученика), а в это время работа в группе по карточкам.
1. Боязнь, страх, ужас, паника, опасение…
2. Бежать, мчаться, нестись, передвигаться, улепётывать…
Работа в группе Составь текст. Выберите руководителя творческой группы. Можно добавить свои слова, не нарушая темы текста.
Сегодня ____________ __________ день. Стоит __________ погода. По небу плывут _________ ____________. Под ногами _________ земля.
Задание группе заменить пропущенные слова противоположными по смыслу.
Слова для выбора: тёплый, солнечный, ясная, лёгкие, сухая, облака.
Сегодня ____________ __________ день. Стоит __________ погода. По небу плывут _________ ____________. Под ногами _________ земля.
Слова для выбора: холодный, ненастная, пасмурный, тяжёлые, сырая, тучи.
Прочитайте текст. Один учащийся пусть прочитает текст.
- Какое настроение передает данный текст? -Почему?
Другой учащийся пусть прочитает текст.
- Изменилось ли настроение?
Почему изменилось?
- Какое настроение передает ваш текст?
С помощью чего мы изменили наше настроение?
Как называются такие слова в русском языке?
Просмотр видео ролика Принцесса и Людоед.
Какие антонимы встретились?
YII. Подведение итога Слайд 9.
Рефлексивно-оценочный этап
Дай самооценку своей учебной деятельности. Слайд 10
Я сегодня вспомнил __________________
Я сегодня научился____________________
Мне было сложно__________________________
Мне понравилось________________________
YIII. Домашнее задание (дифференцированное) Слайд 11
Найти и записать 1 пословицу, поговорку или загадку, в которой есть слова-синонимы.
Найти и записать 2-3 пословицы, поговорки или загадки, в которых есть слова-антонимы.
VI. Рефлексия Слайд 12
В заключение я хочу вам пожелать никогда не попадать в такую ситуацию.
Игра «Спорщики»
Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» — а младший — …, Старший скажет: «Веселый мультфильм!» — а младший — ... (Дети заканчивают предложение.) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший — ... Подумал старший брат и сказал: «Умный у меня братец!», а младший промолчал. Почему? Что должен был сказать младший брат?
Оценочный лист |
Фамилия, Имя |
Критерии оценки | Оцениваю себя сам За каждую правильно найденную пару слов-1 балл | Меня оценивает товарищ |
1.Нахожу синонимы | | |
2. Нахожу антонимы | | |
3.Нахожу омонимы |
| |
6 баллов -отметка« 5» 4,5 баллов-отметка «4» 3 балла- отметка «3» | Моя отметка
| Отметка учителя
|
МЕШАТЬ1 – создавать препятствия, служить помехой. Мешать спать.
МЕШАТЬ2 – переворачивать, взбалтывать. Мешать кашу.
СВЕТ1 – источник освещения. Солнечный свет, свет лампы, свет и тьма.
СВЕТ2 – Земля со всем существующим на ней, мир. Путешествие вокруг света. Появиться на свет.
СВЕТ3 – высшее общество. Бывать в свете.
ЯЗЫК1 – орган в полости рта. Длинный язык.
ЯЗЫК2 – средство общения. Русский язык.
В кастрюле варится овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. Лодырь и бездельник, им праздник в понедельник. В глаза хвалит, а за глаза ругает. Умный себя винит, глупый - своего товарища. Жди горя от моря, а беды от воды. В труде рождаются герои. |