СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Омонимы, синонимы, антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для открытого урока по рограмме "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Омонимы, синонимы, антонимы"»

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы» \


Тип: повторение изученного материала

Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах, формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Формирование УУД

Предметные результаты усвоения урока:

- пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам, составлять предложения с омонимыми.

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

- пользоваться словарями; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные результаты усвоения урока:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка.

Ресурсы урока: учебник Канакина «Русский язык», ч. 1; электронное приложение к учебнику

















Ход урока


  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Cели тихо, спинки – ровно,

И к уроку все готово!

Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Толстой

  1. Актуализация знаний

Урок начнём с орфографической минутки, но сначала настроим свои ручки.

III. Чистописание

Сс Аа Оо ас ос со са Что объединяет написание этих букв?

Исключи «лишнее слово» и обоснуй свой ответ. Слайд 2. Мы узнаем тему урока.

Г-РЯЧИЙ, СЛА-КИЙ, Х-ЛОДНЫЙ.

ГРУС-НЫЙ, ПЕЧ-ЛЬНЫЙ, МЕС-НЫЙ.

ХИТРЫЕ ЛИСИЧКИ, ВКУС-НЫЕ ЛИСИЧКИ, СВЕЖ-Й КАЛАЧ-.

Запишите слова в тетрадь

Краткая беседа:

- Почему из трех слов, одно слово оказалось «лишним»? (не подходит по смыслу)

- Как называются эти слова? Слайд 3.

- Что означают слова-синонимы? (слова, одинаковые по смыслу, но разные по звучанию и написанию)

Слова-антонимы (слова, разные по звучанию и написанию и противоположные по смыслу)

Слова-омонимы (слова, которые одинаковы по звучанию, написанию, но разные по смыслу). Какова же тема урока?

В третьем классе мы знакомились с этими словами. С какой целью вернулись к данной теме?

Сформулируйте сами тему и задачи урока.

Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать и использовать их в речи.

III. Самоопределение к деятельности Слайд 4.

У вас на столах карточка. Работая в паре, найдите основу предложения. Расставьте знаки препинания.

1 ряд Почему зябнет в жару?

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

(Зябнет, стынет, мёрзнет). Чем отличаются эти слова?

Что в них общего? Как такие слова называются в русском языке?

(Синонимы) Какую роль играют синонимы в речи? Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.

2 ряд

   Корень учения бывает горек, да плод его будет сладок.

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

3 ряд

Из меня берут порою

Реки свой исток,

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

Что нам расскажет профессор Самоваров?

IV. Закрепление изученного материала

Перед вами находятся карточки с текстами. Выпишите в таблицу синонимы, антонимы. Омонимы.

  • Молоко покрыла пеночка.

В кастрюле варится овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

  • Лодырь и бездельник, им праздник в понедельник.

  • В глаза хвалит, а за глаза ругает.

  • Умный себя винит, глупый - своего товарища. 

  • Жди горя от моря, а беды от воды.

  • В труде рождаются герои.





















(Ученики выполняют задание самостоятельно 3 -4мин)

Учитель оценивает работы учеников, которые закончили первыми (3-4)

У.-Возьмите оценочный лист.

Оцените себя по образцу. За каждую, правильно найденную пару, поставьте себе 1 балл.

Слайд 5.

Синонимы

лодырь-бездельник – 1 балл горе-беда – 1 балл

Антонимы

хвалит-ругает – 1 балл умный-глупый – 1 балл

Омонимы

пеночка-пеночка – 1 балл овсянка-овсянка – 1 балл

Всего баллов -


-Кто нашёл синонимы без ошибок?

-Кто нашёл антонимы без ошибок?

-Кому удалось найти омонимы без ошибок? Где можно проверить свои предположения? Словари Слайд 6.

V. Физминутка Слайд 7.

А теперь мы разомнемся,

Влево, вправо повернёмся

Наклониться нужно ниже.

На носочки - станьте выше.

А теперь вы не ленитесь,

Стать на пятки потрудитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели – встали! Сели – встали!

К знаниям ведёт дорожка,

Поработайте немножко.

Кто заметил слова – антонимы, синонимы

VI. Работа по учебнику Слайд 8. А сейчас мы поработаем в паре.

1. Упр.139 (стр.86) Работа в паре.

Работа в группе и индивидуальные задания.

2. Упр. 141, 142 (с. 87) Найдите синонимы, продолжите ряд синонимов. (работают со словарём два ученика), а в это время работа в группе по карточкам.

1. Боязнь, страх, ужас, паника, опасение…

2. Бежать, мчаться, нестись, передвигаться, улепётывать…

Работа в группе Составь текст. Выберите руководителя творческой группы. Можно добавить свои слова, не нарушая темы текста.

Сегодня ____________ __________ день. Стоит __________ погода. По небу плывут _________ ____________. Под ногами _________ земля.

Задание группе заменить пропущенные слова противоположными по смыслу.

Слова для выбора: тёплый, солнечный, ясная, лёгкие, сухая, облака.

Сегодня ____________ __________ день. Стоит __________ погода. По небу плывут _________ ____________. Под ногами _________ земля.

Слова для выбора: холодный, ненастная, пасмурный, тяжёлые, сырая, тучи.

Прочитайте текст. Один учащийся пусть прочитает текст.

- Какое настроение передает данный текст? -Почему?

Другой учащийся пусть прочитает текст.

- Изменилось ли настроение?

Почему изменилось?

- Какое настроение передает ваш текст?

С помощью чего мы изменили наше настроение?

Как называются такие слова в русском языке?

Просмотр видео ролика Принцесса и Людоед.

Какие антонимы встретились?

YII. Подведение итога Слайд 9.

Рефлексивно-оценочный этап

Дай самооценку своей учебной деятельности. Слайд 10

Я сегодня вспомнил __________________

Я сегодня научился____________________

Мне было сложно__________________________

Мне понравилось________________________

YIII. Домашнее задание (дифференцированное) Слайд 11


Найти и записать 1 пословицу, поговорку или загадку, в которой есть слова-синонимы.

Найти и записать 2-3 пословицы, поговорки или загадки, в которых есть слова-антонимы.

VI. Рефлексия Слайд 12

В заключение я хочу вам пожелать никогда не попадать в такую ситуацию.

Игра «Спорщики»

Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» — а младший — …, Старший скажет: «Веселый мультфильм!» — а младший — ... (Дети заканчивают предложение.) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший — ... Подумал старший брат и сказал: «Умный у меня братец!», а младший промолчал. Почему? Что должен был сказать младший брат?











































Оценочный лист

Фамилия, Имя

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

За каждую правильно найденную

пару слов-1 балл

Меня оценивает товарищ


1.Нахожу синонимы



2. Нахожу антонимы



3.Нахожу омонимы







6 баллов -отметка« 5»

4,5 баллов-отметка «4»

3 балла- отметка «3»

Моя отметка




Отметка учителя







МЕШАТЬ1 – создавать препятствия, служить помехой. Мешать спать.

МЕШАТЬ2 – переворачивать, взбалтывать. Мешать кашу.



СВЕТ1 – источник освещения. Солнечный свет, свет лампы, свет и тьма.

СВЕТ2 – Земля со всем существующим на ней, мир. Путешествие вокруг света. Появиться на свет.

СВЕТ3 – высшее общество. Бывать в свете.

ЯЗЫК1 – орган в полости рта. Длинный язык.

ЯЗЫК2 – средство общения. Русский язык.



  • Молоко покрыла пеночка.

В кастрюле варится овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

  • Лодырь и бездельник, им праздник в понедельник.

  • В глаза хвалит, а за глаза ругает.

  • Умный себя винит, глупый - своего товарища. 

  • Жди горя от моря, а беды от воды.

  • В труде рождаются герои.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!