СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Тайны орфографии и грамматики" - "Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлен материал, с помощью которого обучающиеся с лёгкостью разберутся в теме "Синонимы. Антонимы. Омонимы" и не потеряют интерес к теме до конца урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Тайны орфографии и грамматики" - "Синонимы. Антонимы. Омонимы"»

УРОК 8

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы”

- Сегодня я предлагаю продолжить игру “Верю-не верю”. Как ты думаешь, может ли кошка по своему желанию залезть  в круглый аквариум, в котором нет воды?

- Правильный ответ ты узнаешь, когда выполнишь 1 задание.

Задание 1.

- Разгадай ребусы.



- А теперь проверим, залезет ли кот в аквариум.

- Продолжим игру: веришь ли ты, что собака может кататься на черепахе?

- Я приняла твой ответ. А правильный он или нет - узнаем после выполнения задания.

- Ты хорошо знаешь, что у каждого слова русского языка есть значение. Слова бывают однозначными, когда имеют одно лексическое значение, и многозначными. У многозначных слов значений может быть несколько, то есть слово одно, а значений у него может быть два, три и больше. Сегодня на уроке мы познакомимся со словами близкими и противоположными по значению, узнаем, как они называются. Многие слова в русском языке связаны между собой по смыслу. Одни находят общий язык, а другие спорят друг с другом.



СЛОВА-ДРУЗЬЯ

- Как ты думаешь, зачем в русском языке нужны слова-синонимы? (Для того, чтобы сделать нашу речь более разнообразной)

- Правильно, синонимы делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Они могут передавать тонкие оттенки значений (СИЛИЧ - ГЕРКУЛЕС), позволяют говорить возвышенно или грубо-

пренебрежительно (ОЧИ - ГЛАЗА - ЗЕНКИ), доброжелательно или иронично (ПАРНИШКА - ПАЦАН), официально или неофициально (ОТБЫТЬ - УЕХАТЬ). Синонимы передают небольшие различия в значении одного и того же слова, а это значит, что они помогают избежать повторов в речи.

Задание 2.

- Замени слова синонимами:

Mаленький -  КРОХОТНЫЙ, МАЛЬЧИК- С-ПАЛЬЧИК, МАЛЮСЕНЬКИЙ, игрушечный, крошечный, махонький, мелкий, мизерный, микроскопический, миниатюрный, небольшой, незаметный, незначительный, ничтожный, скудный, скромный...

Смелый - ХРАБРЫЙ,  МУЖЕСТВЕННЫЙ, БЕССТРАШНЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, бравый, безбоязненный, героический, мужественный, неустрашимый, решительный...  

Большой - огромный, великий, высокий, широкий, внушительный, гигантский, громадный, громоздкий, масштабный, обширный…

- Догадайся, о ком идёт речь.

Косой, длинноухий (Заяц)

Косолапый, Топтыгин (Медведь)

П Плутовка, Патрикеевна (Лиса)



- А теперь правильный ответ на вопрос: может ли собака кататься на черепахе. Смотри:

- И вот очередной вопрос: веришь ли ты, что коты - прекрасные спортсмены - они могут играть в теннис, заниматься боксом?

СЛОВА-ВРАГИ

- Слова могут не только дружить, сближаться по смыслу, но и спорить, ссориться или, другими словами, противопоставляться друг другу.

Задание 3.

- П Прочитай (послушай) пословицу:

У Ученье - свет, неученье - тьма.

- Н Найди слова, которые здесь противопоставляются друг другу.

- В пословице противопоставляются пары слов:

    

УЧЕНЬЕ - НЕУЧЕНЬЕ

 

СВЕТ - ТЬМА

Антонимы - слова, противоположные по смыслу.         

- Вот ещё слова, которые тоже спорят друг с другом. Одно говорит:

БЕЛОЕ, другое говорит: ЧЁРНОЕ,  одно говорит  ЧИСТО, другое говорит: ГРЯЗНО.

Задание 4.

- П Приведи свои примеры слов-врагов или слов-антонимов.

- А теперь правильный ответ. Посмотри его сам.

    

- Следующий вопрос: веришь ли ты, что сова может плавать?

- Тогда выполним задание.

Задание 5.

- А те­перь да­вай­ поиграем в Игру “Наоборот”. Я буду читать стихотворение, а ты до­го­варивай­ строч­ки.

И нам с тобой при­шёл черёд

Сыг­рать в игру «Hа­о­бо­рот».

Скажу я слово «Вы­со­ко»,

А ты от­ве­тишь: ...

Скажу я слово «Да­ле­ко»,

А ты от­ве­тишь: ...

Скажу я слово «По­то­лок»,

А ты от­ве­тишь: ...

Скажу я слово  «По­те­рял».

И ска­жешь ты: ...

Скажу тебе я слово «Трус»,

От­ве­тишь ты: ...

Те­перь «Hа­ча­ло» я скажу, -

Hу, от­ве­чай: ...

- Ну вот и справились ещё с очередным заданием.

- Итак, может ли плавать сова?

- Посмотрим.



- Ты увидел, что сова может плавать. И теперь последний вопрос. веришь ли ты, что ёжики тоже умеют плавать?



СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ

- Есть в русском языке слова-близнецы, которые похожи друг на другу внешне, но на самом деле они очень даже разные.

Задание 5.

- Послушай стихотворение и ответь: почему между героями возникло непонимание?

- Кто вы?

- Мы лисички - дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как - с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой!

- О каких лисичках идёт речь?

- В стихотворении речь идет о совсем разных словах. И слова эти называются слова-омонимы



- Приведи свои примеры омонимов.

- Отгадай, что обозначают слова:

Бор - химический элемент, бор - лес из хвойных деревьев, бор - стальное сверло

кол - заострённая толстая палка; кол - самая низкая оценка в школе

лавка - скамья на улице, лавка - магазин (мясная лавка)

коса - заплетённые волосы, коса - инструмент для уборки травы

норка - животное, норка - нора

ласка - небольшое хищное животное семейства куньих, ласка - проявление любви и нежности.  

- Давай узнаем, может ли ёжик плавать.

  

Подведение итогов урока.

- С какими словами сегодня ты познакомился на уроке?

- Чем синонимы отличаются от омонимов?

- Что такое антонимы?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!