УРОК 8
Тема урока: “Синонимы, антонимы, омонимы”
- Сегодня я предлагаю продолжить игру “Верю-не верю”. Как ты думаешь, может ли кошка по своему желанию залезть в круглый аквариум, в котором нет воды?
- Правильный ответ ты узнаешь, когда выполнишь 1 задание.
Задание 1.
- Разгадай ребусы.
- А теперь проверим, залезет ли кот в аквариум.
- Продолжим игру: веришь ли ты, что собака может кататься на черепахе?
- Я приняла твой ответ. А правильный он или нет - узнаем после выполнения задания.
- Ты хорошо знаешь, что у каждого слова русского языка есть значение. Слова бывают однозначными, когда имеют одно лексическое значение, и многозначными. У многозначных слов значений может быть несколько, то есть слово одно, а значений у него может быть два, три и больше. Сегодня на уроке мы познакомимся со словами близкими и противоположными по значению, узнаем, как они называются. Многие слова в русском языке связаны между собой по смыслу. Одни находят общий язык, а другие спорят друг с другом.
СЛОВА-ДРУЗЬЯ
- Как ты думаешь, зачем в русском языке нужны слова-синонимы? (Для того, чтобы сделать нашу речь более разнообразной)
- Правильно, синонимы делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Они могут передавать тонкие оттенки значений (СИЛИЧ - ГЕРКУЛЕС), позволяют говорить возвышенно или грубо-
пренебрежительно (ОЧИ - ГЛАЗА - ЗЕНКИ), доброжелательно или иронично (ПАРНИШКА - ПАЦАН), официально или неофициально (ОТБЫТЬ - УЕХАТЬ). Синонимы передают небольшие различия в значении одного и того же слова, а это значит, что они помогают избежать повторов в речи.
Задание 2.
- Замени слова синонимами:
Mаленький - КРОХОТНЫЙ, МАЛЬЧИК- С-ПАЛЬЧИК, МАЛЮСЕНЬКИЙ, игрушечный, крошечный, махонький, мелкий, мизерный, микроскопический, миниатюрный, небольшой, незаметный, незначительный, ничтожный, скудный, скромный...
Смелый - ХРАБРЫЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, БЕССТРАШНЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, бравый, безбоязненный, героический, мужественный, неустрашимый, решительный...
Большой - огромный, великий, высокий, широкий, внушительный, гигантский, громадный, громоздкий, масштабный, обширный…
- Догадайся, о ком идёт речь.
Косой, длинноухий (Заяц)
Косолапый, Топтыгин (Медведь)
П Плутовка, Патрикеевна (Лиса)
- А теперь правильный ответ на вопрос: может ли собака кататься на черепахе. Смотри:
- И вот очередной вопрос: веришь ли ты, что коты - прекрасные спортсмены - они могут играть в теннис, заниматься боксом?
СЛОВА-ВРАГИ
- Слова могут не только дружить, сближаться по смыслу, но и спорить, ссориться или, другими словами, противопоставляться друг другу.
Задание 3.
- П Прочитай (послушай) пословицу:
У Ученье - свет, неученье - тьма.
- Н Найди слова, которые здесь противопоставляются друг другу.
- В пословице противопоставляются пары слов:
УЧЕНЬЕ - НЕУЧЕНЬЕ
СВЕТ - ТЬМА
Антонимы - слова, противоположные по смыслу.
- Вот ещё слова, которые тоже спорят друг с другом. Одно говорит:
БЕЛОЕ, другое говорит: ЧЁРНОЕ, одно говорит ЧИСТО, другое говорит: ГРЯЗНО.
Задание 4.
- П Приведи свои примеры слов-врагов или слов-антонимов.
- А теперь правильный ответ. Посмотри его сам.
- Следующий вопрос: веришь ли ты, что сова может плавать?
- Тогда выполним задание.
Задание 5.
- А теперь давай поиграем в Игру “Наоборот”. Я буду читать стихотворение, а ты договаривай строчки.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Hаоборот».
Скажу я слово «Высоко»,
А ты ответишь: ...
Скажу я слово «Далеко»,
А ты ответишь: ...
Скажу я слово «Потолок»,
А ты ответишь: ...
Скажу я слово «Потерял».
И скажешь ты: ...
Скажу тебе я слово «Трус»,
Ответишь ты: ...
Теперь «Hачало» я скажу, -
Hу, отвечай: ...
- Ну вот и справились ещё с очередным заданием.
- Итак, может ли плавать сова?
- Посмотрим.
- Ты увидел, что сова может плавать. И теперь последний вопрос. веришь ли ты, что ёжики тоже умеют плавать?
СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ
- Есть в русском языке слова-близнецы, которые похожи друг на другу внешне, но на самом деле они очень даже разные.
Задание 5.
- Послушай стихотворение и ответь: почему между героями возникло непонимание?
- Кто вы?
- Мы лисички - дружные сестрички.
- Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как - с одной-то лапкой?
- Нет, ещё со шляпкой!
- О каких лисичках идёт речь?
- В стихотворении речь идет о совсем разных словах. И слова эти называются слова-омонимы
- Приведи свои примеры омонимов.
- Отгадай, что обозначают слова:
Бор - химический элемент, бор - лес из хвойных деревьев, бор - стальное сверло
кол - заострённая толстая палка; кол - самая низкая оценка в школе
лавка - скамья на улице, лавка - магазин (мясная лавка)
коса - заплетённые волосы, коса - инструмент для уборки травы
норка - животное, норка - нора
ласка - небольшое хищное животное семейства куньих, ласка - проявление любви и нежности.
- Давай узнаем, может ли ёжик плавать.
Подведение итогов урока.
- С какими словами сегодня ты познакомился на уроке?
- Чем синонимы отличаются от омонимов?
- Что такое антонимы?