СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по программме Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"»

Конспект урока №108

Предмет: русский язык

Учитель: Григорчук Е.В.

Дата

15.02.2021

Класс

2-Б

Тема урока:

Обобщение знаний об имени существительном

Цели:

Образовательные

обобщить и систематизировать знания об имени существительном

Развивающие

способствовать  развитию речи учащихся, внимания, памяти, воображения и логического мышления

Воспитательные

содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения

Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС)

Личностные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

 регулятивные

ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

Тип урока

урок закрепления

Оборудование

презентация, картинный словарь, карточки, тесты разного уровня сложности

Используемые технологии

технология игровых методик;

  • технология сотрудничества;

  • ИКТ;

  • здоровьесберегающая технология;

  • технология оценивания (контроль результатов);

объяснительно-иллюстративная технология



Ход урока

    1. Организационный этап

Проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и заданья,
Игры, шутки, всё для вас!
Я желаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

    1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Давайте соберём пословицу, которая будет девизом сегодняшнего урока.

Повторение - мать учения.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

Повторение - мать ученья, это пословица, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Слово мать – как начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. 

- Эта пословица сегодня –девиз урока. Значит, чем будем заниматься? (повторять).


- Сегодня мы повторим и обобщим изученный материал, а вот тему определите сами в паре. Перед вами карточки. Прочитайте текст, добавьте подходящий по смыслу слова. Определите, о чем говорится в тексте и выведите тему урока.

………………………… – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти названия закреплялись в языке. По наблюдению ученых, ………………… появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает. Почти каждое второе слово в нашей речи – это …………………………...

-О чем говорится в тексте? Как догадались?

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова утюг, пенал,

Котенок и конфеты

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

Ах, какие же слова восхитительные!

Называются все они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!


- Какие знания мы будем повторять и обобщать?

-Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.)

Для чего следует изучать имена существительные? (Имена существительные надо изучать, чтобы уметь их правильно писать и употреблять в своей речи)

Мы сегодня будем повторять и закреплять знания об имени существительном, выявлять знатоков этой части речи.

    1. Актуализация знаний

Пятнадцатое февраля.

Классная работа.

ММммММ

-В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы.


Игра «Молчанка» (словарные слова по картинкам).

Словарь: береза, коньки, пенал, карандаш, сорока, корова, воробей, рисунок, сапоги, посуда.


Взаимопроверка. Оценивание.

    1. Первичное закрепление

а) Вы на карточки взгляните,

Что делать нам определите!

Пришла_________ . Выпал пушистый __________ . Закружились в воздухе_________ . На окнах мороз нарисовал _________ .

Работа в парах.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

- Что у вас получилось?

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Закружились в воздухе снежинки. На окнах мороз нарисовал узоры.


- Слова какой части речи были пропущены? Докажите.

- Найдите и запишите в тетрадь 3 предложение.

- Найдите и обозначьте существительные.

- Выделим в этом предложении главные члены.

- Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть существительные?


Физминутка «Одушевленное и неодушевленное»

Называю существительные. Если одушевленное – показываете движения этого предмета, неодушевленное- присели.

Сорока, берёза, заяц, туча, скрипач, футболист, мяч, портфель, писатель.


б) «Вымысел или факт».

-Читая книгу, я увидела, что слово «ЛЕВ» написано с маленькой буквы, а потом мне встретилось это же слово, но оно было написано с большой буквы. Это вымысел или факт?

-Какой признак существительного мы выделим?

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ПЁС БУБЛИК ГРЫЗЁТ СУХОЙ БУБЛИК.

- Что интересного вы заметили? (В предложении есть одинаковые слова.)

-Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое нарицательное?

- Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Правило)

- Мальчики запишут правильно первое предложение, а девочки-второе.

- Проверка.

Вася Рыбаков был у рыбаков.

Пёс Бублик грызёт сухой бублик.

    1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Посмотрите на эти слова. Что можете о них сказать?

Зема, дети, сниговик, снигирь, лыжы, друзя.

Есть слова, которые отвечают на вопрос что? и слова, которые отвечают на вопрос кто? Некоторые слова написаны с ошибками.

Исправьте ошибки, объяснив орфограммы.

З_ма, дети, сн_говик, сн_гирь, лыж_, друз_я.

-Какое задание можно придумать с этими словами? (Разделить на группы.)

кто? что?

- Запишем слова в два столбика правильно.

- На какие группы вы разделили все слова? (одушевленные и неодушевленные

 По какому грамматическому признаку составлены пары?

стол – столы

земля – земли

окно – окна

-Как еще изменяются имена существительные? (Изменяются по числам. Бывают единственного и множественного числа.)

- Игра «Единственное и множественное число»

1рука- ед.ч. 2 руки – мн.ч.

тетради, учебник, Оля, муравьи, Москва, урок, ромашки, снежинки.


-Прочитайте слова на карточке, какой частью речи они являются? Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

Ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинка

Измените их число. Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)

- Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? (Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).

-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном? Как изменяются? (Имена существительные изменяются по числам)

-Всегда ли имена существительные изменяются по числам? (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)


- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво.

К , прилетели, кормушке, снегири, и , суетливые, красногрудые, синички.

- Запишите это предложение, подчеркните главные члены. Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.

-  А почему зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма).

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько  гибнет их-  не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз,

К своему окну.

Чтоб без песен

не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

ФИЗМИНУТКА

    1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Игра «Перекати поле».

Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными. 

Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.

Записать только существительные, подчеркнуть орфограммы (возможно устное выполнение: переставить карточки и назвать орфограммы).


Дополнительное задание (по времени)

Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем строчки слов и найдем лишние.

Лето, лётный, лётчик.

Январь, февраль, зима, морозный.

Ромашка, лев, мальчик.

Солнце, звезда, небо, огонь.

Чиж, стриж, парта, мышь.

Печь, дочь, врач.

Кусты, деревья, трава.

Тест (разной уровни сложности)

1.Найди  верный вариант ответа:

Имя существительное – это…..

А) часть речи, которая обозначает действие предмета;

Б) часть речи, которая обозначает предмет:

В) часть речи, которая обозначает признак предмета:

2. Выбери правильный ответ

Имя существительное отвечает на вопросы..

А)  что делает? что сделает?

Б) кто? что?

В) какой? какая? какое? какие?

3. В группе слов подчеркни имена существительные:

 Сахар, черный, учение, темнота, рисовать, пожелтеть, бег, зеленеть, имя.

4.В какой строке имена существительные стоят в единственном числе:

1) солнце, ребята, новости;

2)прогулка, тетрадь, сани;

3) работа, закат, победа.

5. В группе слов подчеркни имена существительные во множественном числе:

Сосулька, учителя, сады, кроты, якорь, дети, ученики, друзья, медведи, белка, заморозки.


1.Найди  верный вариант ответа:

Имя существительное – это…..

А) часть речи, которая обозначает действие предмета;

Б) часть речи, которая обозначает предмет:

В) часть речи, которая обозначает признак предмета:

2. Выбери правильный ответ

Имя существительное отвечает на вопросы..

А)  что делает? что сделает?

Б) кто? что?

В) какой? какая? какое? какие?

3. В группе слов подчеркни имена существительные:

 Сахар, черный, учение, темнота, рисовать, пожелтеть, бег, зеленеть, имя.

4.В какой строке имена существительные стоят в единственном числе:

1) солнце, ребята, новости;

2)прогулка, тетрадь, сани;

3) работа, закат, победа.


1.Найди  верный вариант ответа:

Имя существительное – это…..

А) часть речи, которая обозначает действие предмета;

Б) часть речи, которая обозначает предмет:

В) часть речи, которая обозначает признак предмета:

2. Выбери правильный ответ

Имя существительное отвечает на вопросы..

А)  что делает? что сделает?

Б) кто? что?

В) какой? какая? какое? какие?

3. В группе слов подчеркни имена существительные:

 Сахар, черный, учение, темнота, рисовать, пожелтеть, бег, зеленеть, имя.

    1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполнить упр. 2, 3 на стр. 67

    1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Наш урок подходит к концу. О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.


Игра «Договори словечко»
имя существительное обозначает…,
отвечает на вопросы …,
бывает …,
в предложении является …


Убедились все друзья,

Что без существительных нам нельзя!

Имя Существительное, мы с тобой дружны.

Разные предметы называешь ты.

Очень удивительное Имя Существительное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Чтобы всё отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.


-А сейчас каждый из вас оценит свою работуДерево знаний.

  • Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

  • встаём, если хорошо усвоили материал;

  • поднимаем руки, если уверены  в своих знаниях.


- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные

- Мы выполнили много заданий. Повторили, закрепили знания об имени существительном. Вы стали настоящими знатоками этой части речи. Оценки.

Спасибо за работу. Урок закончен.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!