СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: Обобщение знаний об имени существительном.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен план-конспект урока закрепления и обобщения знаний по русскому языку в 3 классе по теме: Обобщение знаний об имени существительном.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: Обобщение знаний об имени существительном.»

План-конспект урока русского языка


Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»

3 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока:  создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Имя существительное».

Планируемые результаты:

1.  Предметные:

формирование умения распознавать имена существительные, определять их грамматические признаки.

2. Личностные:

осознавать ценности своего языка; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

3. Метапредметные:

а) регулятивные:

                    формирование умения самостоятельно определять учебную задачу; планировать свою

деятельность по решению учебной задачи; адекватно оценивать правильность выполнения

действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце

действия;

б) познавательные:

формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, ставить, формулировать и решать проблемы;

в) коммуникативные:

формирование умения участвовать в совместном обсуждении, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, карточка «Кластер: Имя существительное».


ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент. Этап мотивации.

Звучит музыка из Следствие ведут колобки

- Все узнали мультфильм, который начинается с этой мелодии?

- Смешные детективы Колобки забавно проводили расследование своих дел. А вам когда-нибудь хотелось стать детективом, провести расследование преступления?

- Тогда я вам предлагаю открыть на сегодня наше детективное агентство «3 D». Готовы? Как ваше настроение?


II. Минутка чистописания

- А начнем с разминки – минутки чистописания. Как детективы вы должны вычислить букву, над которой поработаем. Итак, слушается дело «О букве». Особые приметы: обозначает согласный звук, парная по звонкости-глухости, встречается в слове «детектив» и в нем обозначает и твердый и мягкий звуки.

- Состоит из трех элементов. Скопируем её след в воздухе …, а теперь в тетради…. Лучшие копии подчеркните.

- Встречается в слиянии со многими буквами. (прописываем слияния ото, ата)







- Это буква т.



Дети работают над буквой и буквосочетаниями в тетрадях.

III. Постановка цели урока.

- Молодцы, размялись. А теперь приступим к нашему основному делу на сегодня. С самого начала четверти мы вели расследование дела № 1 «Об имени существительном». И вот сколько улик мы собрали по этому делу.

(на доске разбросаны карточки-части кластера)

- Как известно, все знаменитые детективы, распутывая преступления, строят цепочки из улик, по которому приходят к решению дела. (картинки цепочек расследования) А наши улики в абсолютном беспорядке. Даже детектив Колобок, посмотрев на это сказал … (запись голоса из мультфильма: «Ничего не понимаю»)

- Давайте и мы построим цепочку-кластер улик об имени существительном, и подведем итог, что же это такое.

(в центр кластера становится карточка «Имя существительное»)

- На какие вопросы нам надо ответить, чтобы собрать все улики об имени существительном?


















1. Что такое имя существительное?

2. Какими бывают имена существительные?

3. Как изменяются имена существительные?

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Словарная работа. Определение имени существительного.

- Перед нами первые подозреваемые – словарные слова. Среди них спрятался преступник – слово, которое не является именем существительным. Запишите слова, раскрывая их тайны-пропущенные буквы, найдите и подчеркните «преступника».

Слова: п…льто, ж…лтый, Р……ия, в…рота, к…….ега, М…сква, яб…да, сах…р, шахм…ты, вторн…к, чу…ство.

- Детективы всегда помогают друг другу, и вы подстрахуйте коллегу по парте. Выполним взаимопроверку. Проверку выполняем по эталону на доске.

- Если вы не допустили ошибки при вставке букв, поставьте на полях знак +.

- Какое слово лишнее? Как вы определили лишнее слово?

- Это и есть ответ на наш первый вопрос. Так что же такое имя существительное?

(на кластере выставляются карточки «Предмет», «кто?что?»)

- Что вы имеете в виду, когда говорите, что имя существительное обозначает предмет.





Дети работают в тетрадях.







Дети проверяют буквы по эталону на доске.



- Желтый. Это не имя существительное.


- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?



- Конкретные предметы, живые существа, растения, явления природы, свойства и качества, события, географические названия.

2. Постоянные признаки имени существительного.

- Собираем улики дальше. Ответим на вопрос: Какими бывают имена существительные?


(на доске появляются карточки «Одушевленные», «Неодушевленные», «собственные», «нарицательные», «род», «мужской», «женский», «средний»)

- По-моему, какую-то улику мы пропустили в части рода имен существительных.

- Что это такое?

- Работа для настоящих детективов: найдите по перечисленным признакам имена существительные из написанных. Работаем в парах.

-Проверим. Все, кто правильно справится с заданием, ставит себе знак + на полях. (словарные слова)

- Мы раскрыли первые признаки имени существительного. А какие это признаки?

- Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Могут быть мужского, женского или среднего рода.


(дети объясняют каждое понятие)



- Общий род.


(дети объясняют)


(Дети находят имена существительные по постоянным признакам)

(Пары называют слова, подходящие под характеристики)


- Не изменяемые, постоянные.

ФИЗМИНУТКА


3. Непостоянные признаки имени существительного.

- А теперь раскроем непостоянные признаки и ответим на третий вопрос нашего расследования: Как изменяются имена существительные?

(на кластере вывешивается карточка «Число»)

- Что мы знаем об изменении имен существительных по числам?

(на кластере появляются карточки)

- Детективы, поработаем в группах. Каждая группа должна определить форму числа у наших подозреваемых. Далее, первая группа найдет и подчеркнет существительные, которые могут быть в форме как единственного так и множественного числа, вторая группа подчеркнет слова, которые употребляются в форме только единственного числа, а третья – слова, которые употребляются только в форме множественного числа.

- Поверим работу групп.

- Все ребята в группе, которая правильно справилась с заданием, ставят себе знак + на полях.

- Каким еще непостоянным признаком обладает имя существительное?

(на кластере карточка «Падеж»)

- Что мы знаем о падежах?

- Детективы поработают группами. Первая группа – начинающие детективы – им задание полегче: изменить слово по падежам и выделить окончания. Вторая группа – бывалые детективы. Ваша задача определить падеж имен существительных в словосочетаниях. Третья группа – настоящие знатоки. Ваша задача найти в предложении имена существительные и определить их падеж. Работаем на листочках.





- Проверим вашу работу.

- Все, кто правильно справится с заданием, ставит себе знак + на полях.



- По числам.


(- Могут быть в единственном числе и во множественном числе, только в единственном или только во множественном числе)









(Дети работают в группах на листочках)

(Группы выставляют работы на доске для проверки)




- Падеж.)


- Их 6.(Перечисляют с вопросами)


(Дети работаю с разноуровневым заданием на определение падежа:

Первая группа – склоняют слова стол, земля. Вторая группа определяет падеж у существительных в словосочетаниях:

Рисунок (_________?) на стене;

боится (_________?) охотника;

расцвела (_________?) под окном.

Третья группа – подчеркивает все имена существительные и определяет их падеж в предложении:

Дорожка к реке шла через пшеничное поле.)

(Проверяем листочки у доски, проговаривая)

V. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, мы выстроили цепочку-кластер, расследуя дело об имени существительном. Вы – настоящие детективы. Давайте по кластеру проговорим все, что мы знаем об этой части речи.

- Я вам приготовила эти кластеры на листочках. Они вам пригодятся завтра на уроке: мы познакомимся с новым видом разбора слов как части речи.

- Оцените свою работу на уроке: если вы считаете, что работали в полную силу, не ошибались ни разу и со всеми заданиями могли справиться самостоятельно, поставьте себе знак + на полях.

- А теперь посчитайте количество плюсов на полях. Это и будет ваша оценка работы на уроке.


(Дети проговаривают.)

VI. Домашнее задание.

стр. 62 задания № 1, 2, 3.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!