формирование умения распознавать имена существительные, определять их грамматические признаки.
осознавать ценности своего языка; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
формирование умения самостоятельно определять учебную задачу; планировать свою
деятельность по решению учебной задачи; адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце
формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, ставить, формулировать и решать проблемы;
формирование умения участвовать в совместном обсуждении, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент. Этап мотивации. |
Звучит музыка из Следствие ведут колобки - Все узнали мультфильм, который начинается с этой мелодии? - Смешные детективы Колобки забавно проводили расследование своих дел. А вам когда-нибудь хотелось стать детективом, провести расследование преступления? - Тогда я вам предлагаю открыть на сегодня наше детективное агентство «3 D». Готовы? Как ваше настроение? | |
II. Минутка чистописания |
- А начнем с разминки – минутки чистописания. Как детективы вы должны вычислить букву, над которой поработаем. Итак, слушается дело «О букве». Особые приметы: обозначает согласный звук, парная по звонкости-глухости, встречается в слове «детектив» и в нем обозначает и твердый и мягкий звуки. - Состоит из трех элементов. Скопируем её след в воздухе …, а теперь в тетради…. Лучшие копии подчеркните. - Встречается в слиянии со многими буквами. (прописываем слияния ото, ата) | - Это буква т. Дети работают над буквой и буквосочетаниями в тетрадях. |
III. Постановка цели урока. |
- Молодцы, размялись. А теперь приступим к нашему основному делу на сегодня. С самого начала четверти мы вели расследование дела № 1 «Об имени существительном». И вот сколько улик мы собрали по этому делу. (на доске разбросаны карточки-части кластера) - Как известно, все знаменитые детективы, распутывая преступления, строят цепочки из улик, по которому приходят к решению дела. (картинки цепочек расследования) А наши улики в абсолютном беспорядке. Даже детектив Колобок, посмотрев на это сказал … (запись голоса из мультфильма: «Ничего не понимаю») - Давайте и мы построим цепочку-кластер улик об имени существительном, и подведем итог, что же это такое. (в центр кластера становится карточка «Имя существительное») - На какие вопросы нам надо ответить, чтобы собрать все улики об имени существительном? | 1. Что такое имя существительное? 2. Какими бывают имена существительные? 3. Как изменяются имена существительные? |
IV. Обобщение и систематизация знаний. |
1. Словарная работа. Определение имени существительного. |
- Перед нами первые подозреваемые – словарные слова. Среди них спрятался преступник – слово, которое не является именем существительным. Запишите слова, раскрывая их тайны-пропущенные буквы, найдите и подчеркните «преступника». Слова: п…льто, ж…лтый, Р……ия, в…рота, к…….ега, М…сква, яб…да, сах…р, шахм…ты, вторн…к, чу…ство. - Детективы всегда помогают друг другу, и вы подстрахуйте коллегу по парте. Выполним взаимопроверку. Проверку выполняем по эталону на доске. - Если вы не допустили ошибки при вставке букв, поставьте на полях знак +. - Какое слово лишнее? Как вы определили лишнее слово? - Это и есть ответ на наш первый вопрос. Так что же такое имя существительное? (на кластере выставляются карточки «Предмет», «кто?что?») - Что вы имеете в виду, когда говорите, что имя существительное обозначает предмет. | Дети работают в тетрадях. Дети проверяют буквы по эталону на доске. - Желтый. Это не имя существительное. - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - Конкретные предметы, живые существа, растения, явления природы, свойства и качества, события, географические названия. |
2. Постоянные признаки имени существительного. |
- Собираем улики дальше. Ответим на вопрос: Какими бывают имена существительные? (на доске появляются карточки «Одушевленные», «Неодушевленные», «собственные», «нарицательные», «род», «мужской», «женский», «средний») - По-моему, какую-то улику мы пропустили в части рода имен существительных. - Что это такое? - Работа для настоящих детективов: найдите по перечисленным признакам имена существительные из написанных. Работаем в парах. -Проверим. Все, кто правильно справится с заданием, ставит себе знак + на полях. (словарные слова) - Мы раскрыли первые признаки имени существительного. А какие это признаки? | - Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Могут быть мужского, женского или среднего рода. (дети объясняют каждое понятие) - Общий род. (дети объясняют) (Дети находят имена существительные по постоянным признакам) (Пары называют слова, подходящие под характеристики) - Не изменяемые, постоянные. |
ФИЗМИНУТКА | |
3. Непостоянные признаки имени существительного. |
- А теперь раскроем непостоянные признаки и ответим на третий вопрос нашего расследования: Как изменяются имена существительные? (на кластере вывешивается карточка «Число») - Что мы знаем об изменении имен существительных по числам? (на кластере появляются карточки) - Детективы, поработаем в группах. Каждая группа должна определить форму числа у наших подозреваемых. Далее, первая группа найдет и подчеркнет существительные, которые могут быть в форме как единственного так и множественного числа, вторая группа подчеркнет слова, которые употребляются в форме только единственного числа, а третья – слова, которые употребляются только в форме множественного числа. - Поверим работу групп. - Все ребята в группе, которая правильно справилась с заданием, ставят себе знак + на полях. - Каким еще непостоянным признаком обладает имя существительное? (на кластере карточка «Падеж») - Что мы знаем о падежах? - Детективы поработают группами. Первая группа – начинающие детективы – им задание полегче: изменить слово по падежам и выделить окончания. Вторая группа – бывалые детективы. Ваша задача определить падеж имен существительных в словосочетаниях. Третья группа – настоящие знатоки. Ваша задача найти в предложении имена существительные и определить их падеж. Работаем на листочках. - Проверим вашу работу. - Все, кто правильно справится с заданием, ставит себе знак + на полях. | - По числам. (- Могут быть в единственном числе и во множественном числе, только в единственном или только во множественном числе) (Дети работают в группах на листочках) (Группы выставляют работы на доске для проверки) - Падеж.) - Их 6.(Перечисляют с вопросами) (Дети работаю с разноуровневым заданием на определение падежа: Первая группа – склоняют слова стол, земля. Вторая группа определяет падеж у существительных в словосочетаниях: Рисунок (_________?) на стене; боится (_________?) охотника; расцвела (_________?) под окном. Третья группа – подчеркивает все имена существительные и определяет их падеж в предложении: Дорожка к реке шла через пшеничное поле.) (Проверяем листочки у доски, проговаривая) |
V. Итог урока. Рефлексия. |
- Итак, мы выстроили цепочку-кластер, расследуя дело об имени существительном. Вы – настоящие детективы. Давайте по кластеру проговорим все, что мы знаем об этой части речи. - Я вам приготовила эти кластеры на листочках. Они вам пригодятся завтра на уроке: мы познакомимся с новым видом разбора слов как части речи. - Оцените свою работу на уроке: если вы считаете, что работали в полную силу, не ошибались ни разу и со всеми заданиями могли справиться самостоятельно, поставьте себе знак + на полях. - А теперь посчитайте количество плюсов на полях. Это и будет ваша оценка работы на уроке. | (Дети проговаривают.) |
VI. Домашнее задание. |
стр. 62 задания № 1, 2, 3. |