СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Монастырь", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРКСЭ Конспект урока по теме "Монастырь", 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Монастырь", 4 класс»

Ушакова А.М., учитель начальных классов МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова»

Конспект урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)


Тема: «Монастырь»

Класс: 4 (группа 9 человек)

Цель: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу.

Задачи:

Предметные:

• дать представления о православном монастыре, монахах;

• формировать уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

• ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

• наблюдать, читать, слушать, извлекать информацию из текста и преобразовывать её;

• передавать информацию в сжатом виде.

Коммуникативные УУД:

• строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• слушать и понимать других;

• договариваться о правилах общения в группе и соблюдать их.

Личностные:

• выстраивать уважительно-доброжелательное отношение к тому, кто не похож на тебя;

• осознанно осваивать разные роли и формы общения;

• формировать умение в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях.

Основные понятия: монастырь, монашество, монах, послушание, монашеское облачение.

Оборудование для обучающихся: учебник "Основы Православной Культуры" (Кураев А.В.), индивидуальные компьютеры, кроссворд, тест, кластер, лист самооценки.

Оборудование для учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник "Основы Православной Культуры" (Кураев А.В.)

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Ход урока.

  1. Мотивационно-целевой этап.

1) Приветствие, проверка готовности к уроку.

У: Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

Всё, что нужно под рукой. (хором)

2) Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Учитель предлагает разгадать кроссворд, по ключевому слову определить тему урока. (Слайд, Приложение 1)

1. Обращение к Богу. (Молитва)

2. Видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Добродетель)

3. Одна из трёх главных христианских добродетелей. (Надежда)

4. Это слово в переводе с греческого языка означает «образ» (Икона)

5. Добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. (Святой)

6. Служба, на которой совершается таинство святого Причастия. (Литургия)

7. Одно из дел милосердия. (Милостыня)

8. Таинство присоединения человека к церкви. (Крещение)

9. Рассказ священнику о своих грехах. (Исповедь)

У: Какое ключевое слово получилось? (монастырь)

3) Формулировка темы урока и задач. Составление плана работы.

У: Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Монастыри)

-Что вы знаете о монастырях?

-Что бы вам хотелось узнать? (Например, что такое монастырь, почему люди идут в монахи, как стать монахом, как устроена жизнь в монастырях, отчего отказываются монахи, какие монастыри есть в архангельской области и т.д.)

- Прочитайте на карточке вопросы, на которые мы будем искать ответ Сформулируйте учебные задачи.

(1. Что такое монастырь?

2. Кто такие монахи?

3. Как живут монахи?

4. Как стать монахом?

5. Облачение монаха.)

- Какими способами, при помощи каких заданий мы сможем это сделать?

(Поработать с текстом учебника, со словарём, обменяться своими знаниями…)

- Чтобы успеть ответить на все вопросы, мы часть урока будем работать в группах.

Дети делятся на 3 группы по 3 человека, выбирают главного, вспоминают правила работы в группе.

  1. Процессуальный этап.

  1. Работа с толковым словарём

У: На какой 1 вопрос должны найти ответ? (Что такое монастырь?)

У: Найдите определение в словаре.

Монасты́рь[1] — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

  1. Работа с фотографиями.

Каждой группе предлагаются 4 фото (2 храма, 1 монастырь)

У: Попробуйте определить на каких фотографиях изображены монастыри. Как определили? Что есть в монастыре? (может быть несколько церквей, постройки для жилья, хозяйственные постройки (трапезная, пекарня и т.д))

У: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. (Презентация с фото монастырей архангельской области). Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди? (монахи и монахини)

  1. Работа с учебником.

У: Попробуем ответить на 2 и 3 вопрос. Прочитайте их.

Каждая группа получает задание прочитать текст на с.80 -81 (1 абзац) и ответить на вопросы:

1 группа Кто такие монахи? Как по-другому называют монаха? Какое призвание ощущает монах?

(Монах-это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. По-другому монаха называют инок. Монах ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.)

2 группа Когда появились первые христианские монахи? Какое главное правило монашеской жизни? Как звали первого христианского монаха?

(Первые христианские монахи появились в конце 3 века от Рождества Христова. Главное правило: «Трудись и молись» Первый христианский монах – Антоний Великий)

3 группа Как появились первые городские монастыри? Чем занимались монахи?

(Горожане и князья стали зазывать монахов к себе, построили им храмы, дома, колокольни, мастерские. Вокруг построили стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался их. Монахи переписывали книги, создавали и обслуживали больницы, при монастырях часто создавались школы.)

Группы отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

У: Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в три-четыре часа, вы еще спите, когда монахи совершают молитву. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания- работают на полях, в монастырской кухне ухаживают за больными, ремонтируют здания монастыря. (Рассказ сопровождается презентацией)

У: Прочитайте 4-ый вопрос на который мы должны ответить (Как стать монахом?)

Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

Прочитайте в учебнике (с.81-82 (1 абзац) и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь. (Предполагаемый ответ: 1. Послушание; 2. Монашеский обет; 3. Постриг; 4. Получение нового имени.)

Проверьте (на слайде) правильность выполнения, оцените свою работу.

У: Как поняли эти этапы?

У: Легко ли быть монахом?

Прочитайте на с.82 (2 абзац).

Подтвердилось ли ваше мнение?

У: Монашество есть не только у православных людей. Люди в разных странах понимали, что одиночество и сосредоточенность бывают нужны для познания внутреннего мира человека. Порой и семейные люди становились монахами. Правда церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьём попечении ещё остаются дети.

  1. Работа с рубрикой «Это интересно» и компьютером.

У: Прочитайте 5-ый вопрос. (Облачение монаха)

Что значит облачение?

Чтобы познакомиться с монашеской одеждой и смыслом, который скрыт в ней, мы поработаем с рубрикой «Это интересно». Прочитайте текст и выполните задание на компьютере самостоятельно.

(Интерактивный слайд «Соедини стрелками фото и название одежды монаха»)

Самопроверка по слайду.

  1. Самостоятельная работа в тетради.

Тест [2] (Приложение 2)

Взаимопроверка.

  1. Составление кластера «Монастырь» (Приложение 3)

Учитель предлагает составить группам кластер «Монастырь»

Проверка.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

У: Что мы хотели выяснить на уроке?

  • Что нам удалось узнать?

  • Мы ответили на поставленные вопросы?

  • Остались ли у вас ещё вопросы по этой теме?

  • Где вы можете найти ответы дома?

Информация о домашнем задании.

Выберите домашнее задание:

  1. с.80-83 прочитать и ответить на вопросы.

  2. Приготовить сообщение об одном монастыре Архангельской области.

  3. Подготовить сообщение о князе, который в конце своей жизни принял монашество.

Заполнение листов "Рефлексии" (Приложение 4)

Приложение 1

Кроссворд.

1. Обращение к Богу. (Молитва)

2. Видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Добродетель)

3. Одна из трёх главных христианских добродетелей. (Надежда)

4. Это слово в переводе с греческого языка означает «образ» (Икона)

5. Добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. (Святой)

6. Служба, на которой совершается таинство святого Причастия. (Литургия)

7. Одно из дел милосердия. (Милостыня)

8. Таинство присоединения человека к церкви. (Крещение)

9. Рассказ священнику о своих грехах. (Исповедь)










1.
















2.

















3.













4.





















5.















6.













7.






















8.











9.


















Приложение 2

Тест


1.Как с греческого языка переводится слово «монах»?

«один»
«вместе»

«храм»

2.Как звучит главное правило монашеской жизни?

«Крестись и молись»

«Постись и молись»

«Трудись и молись»

3.Как звали первого христианского монаха?

Константин Великий

Антоний Великий

Петр Великий

4. Как называют головной убор монаха?

Митра

Клобук

шлем

5. Название монашеского облачения, окутывающего всё тело?

Мантия

Риза

Ряса

6. Монашество по своему замыслу является подражанием…?

Иисусу Христу

Иоанну Крестителю

Моисею

7.Какие обеты на себя принимает монах?

Безгрешности

Послушания

Затворничества



Приложение 3.

Кластер «Монастырь»



Приложение 4.

Лист "Рефлексия"


1. На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным



Литература

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Издательство: М.: Аз; Издание 3-е, стер., 928 страниц; 1996 г.

  1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/test-po-osnovam-pravoslavnoy-kulturi-po-teme-monastir-klass-2798167.html



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!