Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «День, полный событий»
Тема: «Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь»
Тип урока: углубление и расширение знаний
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Форма проведения урока: урок-путешествие
Цель: познакомить с атмосферой ярмарок в Святогорском монастыре, которые любил посещать А.С.Пушкин
Задачи урока:
Обучающие: формировать представление о русских традициях ярмарочных гуляний. Познакомиться с операми П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и М.П.Мусоргского «Борис Годунов»
Развивающие: развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Развивать музыкальное мышление.
Воспитательные: воспитание уважение к традициям своего народа; интерес к классической музыке; воспитание эстетического чувства; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся
Прогнозируемые результаты: определение на слух духовной и композиторской музыки; отклик на звучащую на уроке музыку
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Музыкальный материал: П.И.Чайковский – «Уж как по мосту, мосточку» хор «Девицы, красавицы» из оперы «Евгений Онегин»; вступление «Великий колокольный звон» М.П.Мусоргский «Борис Годунов»
Новые понятия: Величание, святые, Баллада, равноапостольная.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
2. Подведение к теме урока
Учитель: Ребята! Давайте вспомним русского композитора, который был вдохновлен сказкой А.С.Пушкина и сочинил сказочную оперу «Сказка о царе Салтане»
Ответы детей
Учитель: Правильно! Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сколько чудес было в этой сказке? Давайте их перечислим.
Дети: Белочка, Тридцать три богатыря, царевна-лебедь
3. Изучение нового материала:
Учитель: Сегодня мы с вами также продолжим путешествие по произведениям А. С. Пушкина.
Учитель: Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое ярмарка?
- Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
- Тема сегодняшнего урока: Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
- С 19 века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С.Пушкина. Из Михайловского А. Пушкин любил ходить в Святогорский монастырь, причем, всегда входил в монастырь через восточные ворота, обращенные в сторону села Михайловского (впоследствии они были названы «пушкинскими»). Поэт часто посещал монастырь – приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой.
- В храмах всегда есть колокольни, и в Святогорском монастыре была старинная звонница. Гордостью монастыря были 14 колоколов. Звон их можно было слышать за много вёрст.
- У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.
Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.
Трезвон - церковный звон во все колокола (праздничный)
Благовест - колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии.
Иллюстрация «Святогорский монастырь. Звонница.»
Учитель: Не раз А. Пушкин слушал эти звоны, а может быть, и сам звонил в один из колоколов на Пасху. Отголоски звонов Святогорского монастыря звучат в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, сочиненной по драме А. Пушкина.
(Портрет М.П.Мусоргского)
О композиторе Моде́сте Петро́виче Мусоргском:
Учитель: М. П. Мусоргский - русский композитор из так называемой «Могучей кучки», автор знаменитых опер на темы русской истории, славянской мифологии, а также и на другие национальные темы, в том числе опера Борис Годунов, симфоническая поэма «Ночь на лысой горе» и цикл для фортепиано «Картинки с выставки».
- Давайте вместе произнесем Моде́ст Петро́вич Мусоргский. (3-4)
- Ребята, а что такое опера?
- Опера- это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Иллюстрация «Келья в Святогорском монастыре»
Учитель: Достаточно заглянуть в келью Святогорского монастыря, как возникает ощущение, что усердный монах-летописец только что отложил перо:
Ещё одно последнее сказанье –
И летопись окончена моя…
Учитель: Давайте послушаем вступление к опере М. Мусоргского «Борис Годунов».
По сюжету оперы здесь происходит венчание Бориса Годунова на царство.
Ребята, садимся правильно и слушаем внимательно.
Слушание
- Какие чувства вы испытывали при прослушивании произведения?
- Почему?
-Какую вы картину представили, прослушивая это произведение?
- Какие инструменты вы слышали?
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
И очень глубоко всей грудью вздохнём.
Учитель: Вступление к опере создает обобщенный образ событий, которые будут происходить в музыкальном спектакле. М. Мусоргский тонко почувствовал настроение А. Пушкина, навеянное ему Святогорским монастырём.
Слова А. Пушкина:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв…
- Как нельзя лучше соответствуют монастырскому духу. Ведь Святогорский монастырь известен также своими ярмарками.
Картина «Ярмарка» Б. Кустодиев.
Учитель: Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Они всегда проходились на тёплое летнее время.
Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца, Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары. Цыгане выходили на показ лошадей. Шарманщики устраивались рядом с каруселями. На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские гармошки, вызывая крестьян из соседних сёл и деревень на задорные пляски и песни.
- Какую музыку мог слышать А.С. Пушкин на ярмарочном гулянье?
- Ребята, а вы хотели бы оказаться на ярмарке и поучаствовать в ярмарочном гулянье?
- Давайте вместе отправимся на ярмарку и поучаствуем в ярмарочном гулянье, но только виртуально.
- А поможет нам в этом произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского - опера «Евгений Онегин».
Чайковский написал эту оперу под вдохновением от одноименного романа в стихах А. Пушкина.
4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе
5. Слушание «Девицы, красавицы» хор из оперы Евгений Онегин»
П. И. Чайковского.
Послушайте отрывок из оперы - «Хор - Девицы, красавицы».
- Понравилась ли вам песня?
- Кто ее исполнял
- Какой характер у прослушанной вами мелодии?
- Какую вы картину представили, прослушивая это произведение?
- Могла ли бы эта песня звучать на пушкинской ярмарке?
- А что такое хоровод?
- Прослушанная песня относится к хороводному жанру
6. Разучивание музыкального произведения.
Учитель: Ребята, давайте разучим песню "На горе-то калина.
Слушание 2 куплета
- Понравилось ли вам произведение? Почему?
- Какой характер?
- Народная или композиторская?
- Что можно под нее делать?
- Это русская народная хороводная плясовая песня
Разучивание 2 куплета
Текст на партах у детей
1. На горе-то калина,
Под горою малина
Припев:
Ну, что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!
2. Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Припев:
Ну, что ж, кому дело, гуляли,
Ну, кому какое дело, гуляли!
7. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Сегодня мы познакомились с образцами народной музыки в композиторской обработке и композиторской музыкой, написанной в стиле народной песни.
- В каком музыкальном произведении звучали эти песни?
- Кто автор этой оперы?
8. Домашнее задание
- Ребята! Нарисуйте рисунок Ярмарочных гуляний
9. Рефлексия
- Ребята! У вас на парте лежат разноцветные нотки. Поднимите вверх ту нотку, которая отражает ваше эмоциональное состояние на этом уроке!
Красная – плохо
Желтая – нормально
Зеленая - отлично