2. Повто -рение | -Какой раздел геометрии, мы начали изучать на прошлом уроке? -Какие существуют круглые тела? -Какое круглое тело мы изучали на прошлом уроке? -Как вы думаете какое тело мы будем изучать сегодня? Запишите тему урока (слайд 1) Прежде чем рассмотреть новую тему, мы вспомним некоторые понятия, которые нам будут необходимы для ее усвоения. - Что такое цилиндр? -Из каких элементов состоит цилиндр, покажите их на чертеже (слайд 2) - а теперь выполним небольшой тест по теме «Цилиндр» (слайды 3-10) Ответы (слайд 11) | 8 мин. | Круглые тела Цилиндр, Конус, Шар Цилиндр Конус. Это круглое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами Основания, цилиндрическая поверхность, образующая, ось, радиус основания Студенты выполняют тест, размещенный на слайдах, а затем меняются работами и проверяют друг друга по бланку ответов |
3. Объясне-ние нового материала | - Итак, мы вспомнили тему прошлого занятия, а теперь рассмотрим новую тему, опираясь на ваши знания. - Кто знает, что означает слово «Конус»? Для того, чтобы узнать это и еще много интересного о конусе, послушаем доклад. Конус в переводе с греческого “konos” означает “сосновая шишка”. С конусом люди знакомы с глубокой древности. (слайд 12) В 1906 году была обнаружена книга Архимеда (287-212 гг. до н.э.) “О методе”, в которой дается решение задачи об объеме общей части пересекающихся цилиндров (слайд 13). Архимед приписывает честь открытия этого принципа Демокриту (470-380 гг. до н.э.) – древнегреческому философу-материалисту. С помощью этого принципа Демокрит получил формулу для вычисления объема пирамиды и конуса. (слайд 14) Много сделала для геометрии школа Платона (428-348 гг. до н.э.). Платон был учеником Сократа (470-399 гг. до н.э.). Он в 387 г. до н.э. основал в Африке Академию, в которой работал 20 лет. Каждый, входящий в Академию, читал надпись: “Пусть сюда не входит никто, не знающий геометрии”. Школе Платона, в частности, принадлежит: а) исследование свойств призмы, пирамиды, цилиндра и конуса; б) изучение конических сечений. (слайд 15) Большой трактат о конических сечениях был написан Аполлонием Пергским (260-170 гг. до н.э.) (слайд 16) – учеником Евклида (III в. До н.э.), который создал великий труд из 15 книг под названием “Начала”. Эти книги издаются и по сей день, а в школах Англии по ним учатся до сих пор. Понятие конус встречается в различных науках. В геологии существует понятие “конус выноса”. Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину. (слайд 17) В биологии есть понятие “конус нарастания”. Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани. (слайд 18) “Конусами” называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2-16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры. (слайд 19-20) Вот, такая сложная и интересная история развития конуса, а также это понятие используется не только в математике. - Ну а теперь перейдем к основным понятиям конуса - Какие два способа образования цилиндра вы знаете? - Для образования конуса также существует два способа: 1. С помощью образующей (чертим окружность с радиусом R, берем точку, не лежащую на этой окружности P и соединяем все точки окружности с данной точкой) (слайд 21) - как называется поверхность, полученная из отрезков, соединяющих точку с точками окружности? (слайд 21) - Дайте определение конуса по аналогии с цилиндром. (слайд 21) - Как называются отрезки ОP6, PP6, PO? (слайд 21) 2. С помощью вращения прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов (чертим прямоугольный треугольник АВС и достраиваем до конуса) (сайт 22) - Чем являются катеты и гипотенуза треугольника для конуса (слайд 22) - какие существуют сечения цилиндра? У конуса также есть эти два сечения, постройте их используя образец на слайде и еще третий вид сечения, который нам будет необходим для решения задач (слайд 23) Как мы выводили формулу нахождения площади боковой поверхности цилиндра? - Для выведения формул площади поверхности конуса так же используется его развертка (слайд 24) | 20 мин | Студентка, использую презентацию рассказывает историю развития понятия конус, а также ее применение в других науках, остальные студенты записывают основные даты и понятия. С помощью образующей и путем вращения прямоугольника вокруг одной из сторон. Учащиеся чертят конус первым способом, и делают нужные обозначения. Коническая поверхность Это круглое тело, ограниченное конической поверхностью и кругом. Радиус, образующая, высота конуса Учащиеся чертят конус вторым способом, и делают нужные обозначения. Радиусом, высотой и образующей. Осевое сечение, сечение перпендикулярное оси. Студенты делают построения. - Использовали развёртку цилиндра Студенты, используя слайд выводят формулы площади конуса. |
5. Подведение итога урока | Итак, с каким круглым телом мы сегодня познакомились? Какие основные части имеет конус? Как можно получить конус? Какие существуют сечения конуса? Как найти площадь боковой и полной поверхности конуса? Сегодня, у нас еще один урок, на нем вы будете выполнять практическую работу по данной теме, по ее результатам, я оценю как вы усвоили данный материал | 4 мин. | Ученики записывают домашнее задание в дневники. |