СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме Класс Земноводные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Класс Земноводные»

План конспект урока по биологии в 6 классе

№ урока: Дата урока:

Тема урока Класс земноводные

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде. 

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки. 

Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знаний.

Оборудование:

- таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные . Развитие. Многообразие»;

- демонстрационный материал: скелет лягушки;

- влажные препараты: размножение лягушки;

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята сегодня мы познакомимся с новым классом , чтобы вам легче было понять что это за класс я загадаю вам загадку:



Ребята вы догадались о ком сегодня пойдет речь?

Ну конечно же это класс ……… Земноводные.

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

Общая характеристика

Земноводные возникли в нижнем или среднем девоне, т. е. не меньше 300 млн. лет назад. Предками их были рыбы, обладавшие легкими и такими парными плавниками, из которых могли развиться пятипалые конечности. Этим требованиям удовлетворяют древние кистеперые рыбы. Они обладали легкими, а в скелете их парных плавников отчетливо обнаруживались элементы, гомологичные частям скелета наземной пятипалой конечности (рис.).

Передняя конечность девонской кистеперой рыбы Sauripterus (А) и пермского стегоцефала (Б): элементы, гомологичные плечевой кости (7), лучевой кости (2) и локтевой кости (5).

На то, что предками земноводных были действительно древние кистеперые рыбы, указывает также поразительное сходство покровных костей их черепа с костями черепа палеозойских земноводных. Так же как у земноводных, у кистеперых встречались как верхние, так и нижние ребра.

Напротив, двоякодышащие рыбы, также обладавшие легкими, по целому ряду признаков значительно отличаются от земноводных. Таким образом, особенности дыхания и передвижения, обеспечивающие возможность выхода на сушу, предки земноводных приобрели, будучи еще настоящими водными позвоночными. Причиной возникновения этих приспособлений, видимо, был особый режим пресных водоемов, в которых жили некоторые кистеперые рыбы, — периодическое пересыхание их или бедность кислородом.

Однако ведущим биологическим фактором, определившим разрыв предков земноводных с водоемом, закрепление их на суше, были новые кормовые возможности в новой среде обитания. Наибольшего разнообразия и численности земноводные достигли, в каменноугольном и пермском периодах, отличавшихся ровным, влажным и теплым климатом на больших пространствах. Ископаемые палеозойские земноводные относятся к группе стегоцефалов, или панцирноголовых.

Их раньше выделяли в особый подкласс стегоцефалов (Stegocephalia) в противоположность современным земноводным, объединяемым в подкласс беспанцирных (Lissamphibia). Однако выяснено, что современные отряды земноводных произошли от различных древних отрядов. Следовательно, такое разделение искусственно. Характернейшей особенностью стегоцефалов был. сплошной панцирь из кожных костей, покрывавший черепную коробку сверху и с боков (стегальный череп), так что оставались отверстия только для ноздрей, глаз и светочувствительного теменного органа, который у них был, по-видимому, хорошо развит.

Кроме того, у большинства форм был брюшной панцирь, состоявший из налегающих друг на друга костных чешуек и покрывавший брюшную сторону животного. Этот панцирь мог иметь двоякое защитное значение: во время плавания по поверхности водоема (сверху тело не нуждалось в защите, так как тогда сухопутных позвоночных еще не существовало) и при ползании по неровной почве. Стегоцефалы отличались от современных земноводных рядом примитивных признаков (в тем числе костным панцирем), унаследованных от кистеперых рыб.

Кроме того, у некоторых форм, судя по капролитам (окаменевший кал), имелся спиральный клапан в кишечнике, иногда таз еще не сочленялся с позвоночником, а плечевой пояс сохранял связь с черепом, часто и передние конечности были снабжены пятью пальцами и т. д. В течение каменноугольного и пермского периодов, обозначаемых часто как век земноводных, стегоцефалы достигли большой численности и разнообразия (рис.).

Учитывая ископаемые остатки стегоцефалов, палеонтологи разделяют класс земноводных на два подкласса: дузопозвонковых (Apsidospondyli) и тонкопозвонковых (Lepospondyli). Первый подкласс делят на два надотряда: надотряд Labyrinthodontia объединяет разнообразных лабиринтодонтпоб (4—5 отрядов) и надотряд прыгающих (Salientia), включающий всех много образных современных бесхвостых амфибий (отряд Anura).

Ископаемый предок бесхвостых амфибий выделен в отдельный отряд (Proanura). Лабиринтодонты (Labyrinthodontia) были наиболее разнообразны. У них «лабиринтодонтный» тип зубов, имевшийся уже у древних кистеперых рыб, достигал наибольшего развития, так что на поперечном разрезе зубов видна необычайно сложная картина разветвляющихся эмалевых петель.

К лабиринтодонтам относились почти все крупные земноводные каменноугольного, пермского и триасового периодов. За это время они претерпели большие изменения: ранние формы имели умеренные размеры и рыбообразную форму тела, более поздние достигали очень крупной величины (череп до 1 м и больше), тело их было укорочено и утолщено и заканчивалось коротким хвостом (рис. ).

Второй подкласс — тонкопозвонковых (Lepospondyli) включает три отряда стегоцефалов каменноугольного периода. Это были мелкие, но очень хорошо приспособленные к жизни в воде амфибии, многие из которых вторично утратили конечности. Этих лепоспондил считают исходными формами для современных отрядов хвостатых (Urodela) и безногих (Apoda) земноводных.

Почти все стегоцефалы вымерли в пермский период и в течение триасового доживали свой век лишь немногочисленные, крайне специализированные лабиринтод онты. Начиная с верхней юры и нижнего мела появляются вполне типичные бесхвостые и хвостатые земноводные. Амфибии третичного периода уже мало отличаются от ныне живущих (рис. 30).

Первичное закрепление знаний

Открытые тесты

1. Первые древние земноводные, произошедшие от кистепёрых рыб, - это…

2. Часть осевого скелета бесхвостых земноводных, образующихся в результате срастания

    12 хвостовых позвонков, называется…

3. Впервые в эволюции осевого скелета у земноводных появляются шейный и … отделы

    позвоночника.

4. Мочеточники у земноводных открываются в …

5. В связи с выходом земноводных на сушу у них появляется … ухо.

6. Личинка земноводных называется…

Изучение современных форм земноводных

1. Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. 2. Отделы тела - голова, туловище, конечности. 3. Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде) 4. Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры. 5. Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды 6. Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра   -   личинка (головастик) -       взрослое животное. 7. Среда обитания - суша, вода 8. На суше - во взрослом состоянии. 9. В воде - размножение, рост, развитие.

Задание

Используя учебники, рисунки, дополнительную литературу ответьте на вопросы: 

Многие люди брезгливо относятся к земноводным, так как их тело покрыто слизью. А какое значение имеет слизь в их жизни?

 Задание Классификация Земноводных.

Ваша задача – составить классификацию  земноводных в тетради, а также, на интерактивной доске (где изображены представители разных отрядов класса Земноводные), самостоятельно распределите данных амфибий по систематическим группам.

Подведение итого урока.

Какое значение земноводные имеют в природе и жизни человека?

Испокон веков амфибий использует человек. Во многих странах мира мясо некоторых лягушек употребляют в пищу. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории учебных и научных институтов для исследований. Конечно, некоторые виды земноводных опасны для человека, в первую очередь это относится к ядовитым животным, но в настоящее время совершенно очевидно, что польза от них несравненно значительнее, - земноводные истребляют большое количество насекомых, грызунов и других вредителей сельского хозяйства. Они полноправные звенья в сложнейшей цепи живой природы и требуют к себе бережного отношения. Загрязнение окружающей среды и разрушение естественных мест обитания животных в результате хозяйственной деятельности человека ведет к уменьшению числа или даже исчезновению многих из них.

Сегодня на уроке мы выяснили общие черты в строении земноводных; узнали, чем лягушки отличаются от жаб, а тритоны от червяг; познакомились с отдельными представителями класса амфибий.

Рефлексия

 Домашнее задание : прочитать параграф , составить кроссворд по классу земноводные.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!