СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока природоведение 6 класс. Тема: Земноводные: лягушки, жабы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока природоведение 6 класс для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока природоведение 6 класс. Тема: Земноводные: лягушки, жабы.»

Конспект урока природоведение 6 класс Рахматулиной А.И.

Тема: Земноводные: лягушки, жабы

Цели: формировать у учащихся представления о земноводных животных на примере лягушки и жабы.

Задачи:

образовательные:

формировать представления о внешнем строении земноводных, среде обитания, питании, размножении, приспособлении к среде обитания на примере лягушки и жабы;

коррекционно – развивающие: корригировать и развивать связную устную речи через полные ответы на вопросы; корригировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки через выполнение самостоятельной работы, работы с учебником; корригировать и развивать зрительные восприятия на основе работы с презентацией; развивать слуховое восприятия на основе прослушивания музыкальных

- развивающие: развивать познавательный интерес к изучению предмета;

- воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету через реализацию предметных связей, воспитывать чувство гуманного отношения ко всему живому.

Формировать мотивацию к изучению предмета

Планируемые предметные результаты:

Минимальный уровень: узнавание земноводных (лягушек и жаб) на иллюстрации, фотографии, называние, изученных объектов, отнесение лягушек и жаб к изученной группе животных, представления о значении жаб и лягушек в природе;

Достаточный уровень: узнавание и называние земноводных, выделение существенных признаков земноводных – жаб и лягушек, наличие представлений о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мире.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, пазлы, кроссворд, аудио запись «Звуки природы», таблицы.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1.Организационный момент

Психологический настрой

2. Проверка домашнего задания

1). Дидактическое упражнение «Цепочка»: перечислить названия рыб, распределить рыб на группы – речные и морские.

Рыба – меч, рыба –шар, сельдь, треска, камбала, лосось, карась, щука, окунь, сом, карп.

2). Индивидуальный опрос

Задание: по плану: рассказать о рыбе (сом, щука, осетр, треска, селдь)

3.Изучение нового материала

1).Введение в тему

Сегодня мы начинаем изучение нового класса животных Земноводные. Познакомимся с интересным представителем земноводных животных, а название этого животного спряталось в кроссворде. Давайте разгадаем кроссворд, соберем пазлы и узнаем, тему сегодняшнего урока.

Задание: разгадай кроссворд»

Кроссворд по теме: Общие признаки рыб, среда обитания.

Вопросы к кроссворду:

1.Чем покрыто чешуя рыбы снаружи, этот слой уменьшает силу сопротивления воды при движении рыбы? (Слизь)

2.Назовите среду обитания рыбы? (Водная)

3.Вспомните, на какие три отдела делится тело рыбы, это ………(Голова) туловище и хвост

4.Назовите речную рыбу, живет в озерах, и прудах со стоячей водой, хищник, ее добыча мелкие рыбы, лягушки и даже утки, что это за рыба? (Щука)

5.Чем защищена кожа рыбы от повреждений? (Чешуя)

6.Почему рыбу относят к позвоночным животным? Что составляет опору тела рыбы? (Скелет)

7.Дышат рыбы растворенным кислородом в воде при помощи органов дыхания, которые представлены у рыб чем? (Жабры)

По вертикали получается слово: лягушка

Задание: собрать картинку (лягушка, жаба)(Индивидуальная работа)

2). Сообщение темы и цели урока

Тема урока: Земноводные. Лягушки. Жабы.

К земноводным относятся разные виды животных лягушка, жаба, тритон и другие животные. На уроке узнаем, по каким признакам животные относятся к классу земноводных. Рассмотрим на примере лягушки, какие есть у лягушки приспособления к среде обитания.

3).Рассказ с использованием ТСО

Слайд: «ЗЕМНОВОДНЫЕ»

 Посмотрите внимательно на слово ЗЕМНОВОДНЫЕ, давайте проведем анализ этого слова с точки зрения русского языка,  то мы увидим, что Земноводные – сложное слово, оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода). Ребята сделайте вывод, почему лягушку относят к земноводным?

Земноводные - слово русское, происходит от названия среды обитания этих животных.

И второе название этих животных «Амфибии».

«Амфибии» - греческое слово переводится как «двоякоживушие», впервые было предложено К. Линнеем в 18 веке.

Правильно, ребята земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше.

В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Внешний вид их разнообразен. Земноводные появились более 350 млн. лет назад.

У земноводных голая и влажная кожа. Они не переносят сухости воздуха и низкой температуры. Живут земноводные в водоемах и во влажных местах: под камнями, корягами, во мху. Особенно многочисленны земноводные в тропиках, где влажно и тепло. Мало земноводных в пустынях и совсем нет их в Арктике и Антарктике.

Внешнее строение.

Тело лягушки уплощено, большая плоская голова без резких границ переходит в туловище. В отличие от рыб голова земноводных подвижно сочленена с туловищем. Хотя у лягушки и нет шеи, она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. У лягушек задние ноги длиннее и сильнее передних, поэтому они могут передвигаться прыжками. Есть плавательные перепонки.

На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками:  кожистым — верхним и прозрачным подвижным — нижним. Лягушка часто моргает, при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развилась у лягушки в связи с ее наземным образом жизни. Лягушка дышит атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через ноздри. Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы. Когда лягушка прячется в воду, она выставляет их наружу. При этом она может дышать атмосферным воздухом и видеть то, что происходит вне воды.

У лягушки хорошо развиты парные конечности — передние и задние ноги. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, они играют главную роль при движении.

Кожа у земноводных голая. У лягушки она всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Тело покрыто голой темной кожей, на коже много желез, которые выделяют слизь. Вода из окружающей среды (из водоемов, дождевая или роса) попадает в организм лягушки через кожу и с пищей. Лягушка никогда не пьет. Лягушка имеет зеленую окраску тела, что делает ее незаметной на фоне растений. Она помогает лягушке ловить добычу и спасаться от врагов: аистов, цапель, журавлей.

Лягушка. Среда обитания. Питание.

Из земноводных у нас чаще всего встречаются зеленые лягушки. Они обитают в реках, озерах, прудах и по берегам водоемов. От водоемов лягушки далеко не отходят и при опасности быстро прыгают в воду. Лягушки живут почти по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов. Живут они в сырых местах: в болотах, влажных лесах, на лугах, по берегам пресноводных водоемов или в воде. Зеленые лягушки живут в воде или у самой воды, поэтому они охотятся и днем.

Питаются лягушки различными насекомыми, главным образом жуками и двукрылыми, но поедают также пауков, наземных и водных брюхоногих моллюсков, а иногда и мальков рыб. Свою добычу лягушки подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте. При охоте главную роль играет зрение. Заметив какое-либо насекомое или другое мелкое животное, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Лягушки хватают только подвижную добычу. Активны лягушки только в теплое время года. С наступлением осени они уходят на зимовку. Зиму проводят на дне водоемов или же прячутся в ямах, норах грызунов, под кучами камней.

Размножение.

Беседа по вопросам

Какие приспособления имеет лягушка к водной среде?

- плавательная перепонка между пальцев задних конечностей;

- глаза и ноздри расположены на возвышении;

- голая кожа, богатая железами.

Какие приспособления у лягушки к наземной среде?

- выпуклые глаза с подвижными веками - защита глаз от засорения;

- слезные железы - увлажнение поверхности глаза;

- барабанная перепонка;

- кожа покрыта слизью-защита от пересыхания;

Значение лягушки

Роль земноводных (лягушек) в природе, они служат пищей многим видам хищных рыб, водоплавающим птицам. На суше ими кормятся змеи, некоторые птицы, ежи, хищные млекопитающие.

Для человека земноводные полезны тем, что уничтожают вредных беспозвоночных, наносящих ущерб сельскохозяйственным культурам (слизней, насекомых и их личинок) и здоровью человека (комаров). Велико значение земноводных как лабораторных животных, используемых в самых разнообразных биологических и медицинских исследованиях. Земноводные (лягушки) служат пищей для многих животных и человека. Земноводные (лягушки) служат объектом для науки, классическими подопытными животными. Многих представителей земноводных (лягушек, тритонов) содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.



Физминутка

4. Закрепление нового материала

1).Работа по учебнику

Задание:  Изучите особенности среды обитания и поведения жабы. Прочитайте текст учебника на стр. 72 - 73

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения жабы.

2).Задание для фронтальной работы. Рассказать по плану о жабе

Задание: пользуясь таблицей, сравните зеленую лягушку и серую жабу.



3). Задание:  дополни предложение (вставь в текст  пропущенные слова)

К земноводным относятся ____________, ____________, ______________. Живут земноводные в __________ и на ________________. Передвигаются земноводные при помощи ___________. Питаются земноводные ____________, Они ловят добычу при помощи ___________. С помощью кожи они могут ___________, растворённым в воде кислородом. Земноводные полезные животные. Они уничтожают _____________. Земноводными питаются ____________.



  1. Итог урока

6. Домашнее задание стр. 72 -74

7.Оценки



















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!