Повторение по теме «Имя прилагательное»
Перед уроком звучит «Песня о доброте».
На доске просмотр творческих работ учащихся по теме «Имя прилагательное»
I. Организационная часть (создается атмосфера доброжелательности и творческой активности).
Здравствуйте, ребята! Сегодня особый день, светит солнце, прекрасная погода, наступила весна, хочется куда-то идти, покорять вершины. Вы готовы к этому? Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Мы начинаем урок.
II. Самоопределение к деятельности.
И начнем мы его с просмотра небольшой истории
Просмотр видеофильма «Все в твоих руках..»
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на зеленый луг, поймал красивую бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках –живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»
-Может, кто-то догадался, что сказал мудрец? (И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал: «Все в твоих руках»)
-Перед нами текст причти. Что мы называем притчей? (поучительная история)
III. Постановка учебной задачи
Прием «отсроченная загадка»
- Вы знаете, что каждое литературное произведение имеет идею, главную мысль. Какова идея этой притчи мы выясним в конце урока, когда поговорим о ней. Это будет своего рода загадка.
- Скажите, какая эта притча? (красивая, удивительная, интересная…)
- Какую часть речи вы называли чаще? (прилагательное)
- Дома вы также посвятили время творческому проекту, рисовали имя прилагательное, и вот какая красивая выставка у нас получилась.
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
После изучения каждого большого раздела, мы с вами повторяем весь пройденный материал по данной теме. Как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение по теме «Имя прилагательное»)
- Давайте попробуем поставить цели нашего сегодняшнего урока. (Так как это урок повторения, то мы должны вспомнить и повторить…).
IV. Учебно-практическая деятельность
Сегодня необычный урок, у нас присутствуют гости, и мы будем с вами работать не в тетрадях, а в путеводных листах.
- Вернемся к тексту нашей притчи. Сколько в ней героев? (мудрец, бабочка, завистник)
- Давайте их охарактеризуем. Какую часть речи будем использовать для их характеристики? Выполните это задание в листах (№1)
- Прочитайте внимательно свои записи, скажите, что обозначает эта часть речи? (признак)
- Смогли бы мы охарактеризовать героев без этой части речи?
- Нужна ли нам эта часть речи? (Прилагательное делает речь интересной, красивой, выразительной)
- Вы помните, что у нас есть задание определить идею этого произведения. Чтобы лучше усвоить это произведение, я попробую сейчас вас ввести в некое заблуждение, а вы должны исправить ошибочные суждения.
1. Завистник поймал бабочку в поле.
2. Завистник завидовал дому мудреца.
3.О мудреце узнали после истории с бабочкой.
Работа в парах:
- А теперь попробуйте сами в парах составить 1-3 вопроса по тексту с ошибкой. Выполните задание №2 в путеводном листе (№2)
- Выполните задание №3. Определите последовательность событий в притче. Расставьте порядковые номера (№3)
____Поймал завистник бабочку и пошел к мудрецу. 4
____Один человек завидовал известности мудреца. 2
____Мудрец своим ответом удивил завистника. 5
____Слава о мудреце, жившем в старинном городе, распространилась далеко. 1
____Решил завистник показать всем, кто самый умный. 3
Поставьте себе оценку за выполнение этого задания.
Для выполнения следующего задания нам необходимо просмотреть презентацию
Вызов «знаю-не знаю»
Славяне-язычники верили, что именно в бабочек превращаются умершие предки женского пола, особенно колдуньи.
Выносливую бабочку, которая может преодолеть расстояние в тысячу километров без остановок, называют Монарх.
Бабочкам необходимо солнечное тепло для того, что бы летать.
Бабочки близоруки!
В некоторых странах Азии и Южной Америки бабочки считаются вкусным деликатесом!
Наука, изучающая бабочек, называется лепидоптерология
У вас на листке записано новое слово, произнесите его вслух несколько раз. Запишите это слово (№4)
- Скажите, а вы знаете что-то интересное из жизни бабочек? Наверное, много есть того, чего мы не знаем, но нужно стремиться к тому, чтобы расширять свой багаж. На уроке русского языка мы о бабочках не говорим, а на каких вы подробно обращаетесь к этой теме? (изо, биология)
- Запишите в путеводный лист прилагательные, которые вам встретились при просмотре презентации.(№5)
V. Динамическая пауза (этап физической разрядки)
VI. Обобщение и систематизация знаний
Групповая работа (4 группы):
- Вспомните правила работы в группе
- Подскажите, при выполнении какого задания нам необходимо знать всё о части речи? (морфологический разбор)
- Запишите план морфологического разбора имени прилагательного. (№6)
- Сравните свои выводы с материалом учебника (с.95)
- Что является начальной формой имени прилагательного?
- Как определить падеж имени прилагательного?
- Выполните морфологический разбор одного имени прилагательного (выносливая, солнечное, близоруки, вкусным). (№6)
-Вернемся к притче. В ваших текстах имена прилагательные подчеркнуты. Какая это форма прилагательного?
- Подберите к ним краткие формы. К каким словам не получилось подобрать краткую форму?(№ 7)
Взаимопроверка. Поставьте оценку соседу по парте в путевой лист
Полная форма прилагательного | Краткая форма имени прилагательного |
(м.р., ед.ч.) | (ж.р., ед.ч.) |
старинный | - | - |
великий | велик | велика |
родной | - | - |
зеленый | зелен | зелена |
красивый | красив | красИва |
живая | жив | жива |
мертвая | мертв | мертва |
- Какую орфоэпическую особенность имен прилагательных мы должны помнить? (в женском роде в краткой форме имен прилагательных ударение падает на окончание). Обратите внимание на ударение в слове красИва.
- Рассмотрим следующее предложение: В июньский пригожий день на пахучий цветок прилетела бабочка, похожая на маленькую птичку. Как вы думаете, какую учебную задачу я могу вам предложить?
- Образуйте от прилагательных краткую форму. Какое правило вспомнили? (Краткие прилагательные на шипящие (в конце слова) пишутся без мягкого знака: пригож, пахуч, похож) (№8)
- Поставьте данные словосочетания в родительный, дательный и предложный падежи, заполнив таблицу. Выделите окончания.
Самопроверка. Поставьте оценку за выполненную работу в путевой лист.
Словосочетание | Род.п. | Дат.п. | Предл.п. |
Великий мудрец | Великого мудреца | Великому мудрецу | Великом мудреце |
Красивая бабочка | Красивой бабочки | Красивой бабочке | Красивой бабочке |
VII. Подведение итогов
- Наш урок подходит к концу. Обратимся к тексту притчи. Как вы думаете, какое слово ключевое в этом произведении? Давайте подсчитаем, сколько раз встречаются однокоренные слова к слову мудрость? (9)
- Какого человека мы называем мудрым?
- В чем же заключалась мудрость великого мудреца? Почему не мог ответить иначе?
Сотворчество «Машина времени»
- Притча существует уже несколько веков, а мы живем в 21 веке. Как вы думаете, почему она актуальна до сих пор? Какова идея притчи?
-Можем ли мы употребить фразу мудреца относительно нашего урока?
У нас с вами была отсроченная загадка. Мы ее выполнили.
- Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты?
- Как эта притча помогла нам в осуществлении цели урока? (Мы повторили имя прилагательное)
- Для чего нам необходимо исследовать слово как часть речи? (Уметь грамотно писать, иметь представление о роли прилагательных в речи и уметь их правильно употреблять)
VIII. Домашнее задание: Диагностическая работа (1 вариант – с. 54-57; 2 вариант – с. 57 – 60)
IХ. Рефлексия
Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке:
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что для меня на уроке было самым интересным?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Наш урок подошёл к концу. Вы активно поработали. А сейчас я предлагаю вам отразить настроение от сегодняшнего урока. У вас на партах лежат бабочки. Выберите ту, которая соответствует вашему сегодняшнему настрою:
Красная бабочка – многое на уроке не понял
Желтая бабочка – понял, но есть вопрос по теме урока
Зеленая бабочка – все понятно, вопросов нет
ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ
ФИ учащегося_____________________________
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на зеленый луг, поймал красивую бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в рyках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
Характеристика
мудрец | завистник | бабочка |
___________________ | ____________________ | ____________________ |
____________________ | ____________________ | ____________________ |
____________________ | ____________________ | ____________________ |
| | |
Вопросы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите последовательность событий в притче. Расставьте порядковые номера.
____Поймал завистник бабочку и пошел к мудрецу. ____Один человек завидовал известности мудреца. ____Мудрец своим ответом удивил завистника. ____Слава о мудреце, жившем в старинном городе, распространилась далеко. ____Решил завистник показать всем, кто самый умный | |
Лепидоптерология -________________________________________________________________
Прилагательные:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа в группе
План | Разбор | |
| |
| |
| |
| |
| |
Заполните таблицу:
Полная форма прилагательного | Краткая форма имени прилагательного | |
(м.р., ед.ч.) | (ж.р., ед.ч.) |
старинный | | |
великий | | |
родной | | |
зеленый | | |
красивый | | |
живая | | |
мертвая | | |
Слова, соответствующие правилу _______________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу. Выделите окончания
Словосочетание | Род.п. | Дат.п. | Предл.п. | |
Великий мудрец | | | |
Красивая бабочка | | | |
Идея притчи: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________