СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Имя прилагательное. Повторение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок актуализации знаний и умений с использованием "Путевого листа"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Имя прилагательное. Повторение"»

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Перед уроком звучит «Песня о доброте».

На доске просмотр творческих работ учащихся по теме «Имя прилагательное»


I. Организационная часть (создается атмосфера доброжелательности и творческой активности).

Здравствуйте, ребята! Сегодня особый день, светит солнце, прекрасная погода, наступила весна, хочется куда-то идти, покорять вершины. Вы готовы к этому? Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Мы начинаем урок.


II. Самоопределение к деятельности.

И начнем мы его с просмотра небольшой истории

Просмотр видеофильма «Все в твоих руках..»

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на зеленый луг, поймал красивую бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках –живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»

-Может, кто-то догадался, что сказал мудрец? (И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал: «Все в твоих руках»)

-Перед нами текст причти. Что мы называем притчей? (поучительная история)


III. Постановка учебной задачи

Прием «отсроченная загадка»

- Вы знаете, что каждое литературное произведение имеет идею, главную мысль. Какова идея этой притчи мы выясним в конце урока, когда поговорим о ней. Это будет своего рода загадка.

- Скажите, какая эта притча? (красивая, удивительная, интересная…)

- Какую часть речи вы называли чаще? (прилагательное)

- Дома вы также посвятили время творческому проекту, рисовали имя прилагательное, и вот какая красивая выставка у нас получилась.

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

После изучения каждого большого раздела, мы с вами повторяем весь пройденный материал по данной теме. Как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение по теме «Имя прилагательное»)

- Давайте попробуем поставить цели нашего сегодняшнего урока. (Так как это урок повторения, то мы должны вспомнить и повторить…).


IV. Учебно-практическая деятельность

Сегодня необычный урок, у нас присутствуют гости, и мы будем с вами работать не в тетрадях, а в путеводных листах.

- Вернемся к тексту нашей притчи. Сколько в ней героев? (мудрец, бабочка, завистник)

- Давайте их охарактеризуем. Какую часть речи будем использовать для их характеристики? Выполните это задание в листах (№1)

- Прочитайте внимательно свои записи, скажите, что обозначает эта часть речи? (признак)

- Смогли бы мы охарактеризовать героев без этой части речи?

- Нужна ли нам эта часть речи? (Прилагательное делает речь интересной, красивой, выразительной)

- Вы помните, что у нас есть задание определить идею этого произведения. Чтобы лучше усвоить это произведение, я попробую сейчас вас ввести в некое заблуждение, а вы должны исправить ошибочные суждения.

1. Завистник поймал бабочку в поле.

2. Завистник завидовал дому мудреца.

3.О мудреце узнали после истории с бабочкой.

Работа в парах:

- А теперь попробуйте сами в парах составить 1-3 вопроса по тексту с ошибкой. Выполните задание №2 в путеводном листе (№2)

- Выполните задание №3. Определите последовательность событий в притче. Расставьте порядковые номера (№3)

____Поймал завистник бабочку и пошел к мудрецу. 4

____Один человек завидовал известности мудреца. 2

____Мудрец своим ответом удивил завистника. 5

____Слава о мудреце, жившем в старинном городе, распространилась далеко. 1

____Решил завистник показать всем, кто самый умный. 3

Поставьте себе оценку за выполнение этого задания.

Для выполнения следующего задания нам необходимо просмотреть презентацию

Вызов «знаю-не знаю»

  1. Славяне-язычники верили, что именно в бабочек превращаются умершие предки женского пола, особенно колдуньи.

  2. Выносливую бабочку, которая может преодолеть расстояние в тысячу километров без остановок, называют Монарх.

  3. Бабочкам необходимо солнечное тепло для того, что бы летать.

  4. Бабочки близоруки!

  5. В некоторых странах Азии и Южной Америки бабочки считаются вкусным деликатесом!

  6. Наука, изучающая бабочек, называется лепидоптерология

У вас на листке записано новое слово, произнесите его вслух несколько раз. Запишите это слово (№4)

- Скажите, а вы знаете что-то интересное из жизни бабочек? Наверное, много есть того, чего мы не знаем, но нужно стремиться к тому, чтобы расширять свой багаж. На уроке русского языка мы о бабочках не говорим, а на каких вы подробно обращаетесь к этой теме? (изо, биология)

- Запишите в путеводный лист прилагательные, которые вам встретились при просмотре презентации.(№5)

V. Динамическая пауза (этап физической разрядки)


VI. Обобщение и систематизация знаний

Групповая работа (4 группы):

- Вспомните правила работы в группе

- Подскажите, при выполнении какого задания нам необходимо знать всё о части речи? (морфологический разбор)

- Запишите план морфологического разбора имени прилагательного. (№6)

- Сравните свои выводы с материалом учебника (с.95)

- Что является начальной формой имени прилагательного?

- Как определить падеж имени прилагательного?

- Выполните морфологический разбор одного имени прилагательного (выносливая, солнечное, близоруки, вкусным). (№6)


-Вернемся к притче. В ваших текстах имена прилагательные подчеркнуты. Какая это форма прилагательного?

- Подберите к ним краткие формы. К каким словам не получилось подобрать краткую форму?(№ 7)

Взаимопроверка. Поставьте оценку соседу по парте в путевой лист

Полная форма прилагательного

Краткая форма имени прилагательного


(м.р., ед.ч.)

(ж.р., ед.ч.)

старинный

-

-

великий

велик

велика

родной

-

-

зеленый

зелен

зелена

красивый

красив

красИва

живая

жив

жива

мертвая

мертв

мертва

- Какую орфоэпическую особенность имен прилагательных мы должны помнить? (в женском роде в краткой форме имен прилагательных ударение падает на окончание). Обратите внимание на ударение в слове красИва.


- Рассмотрим следующее предложение: В июньский пригожий день на пахучий цветок прилетела бабочка, похожая на маленькую птичку. Как вы думаете, какую учебную задачу я могу вам предложить?

- Образуйте от прилагательных краткую форму. Какое правило вспомнили? (Краткие прилагательные на шипящие (в конце слова) пишутся без мягкого знака: пригож, пахуч, похож) (№8)


- Поставьте данные словосочетания в родительный, дательный и предложный падежи, заполнив таблицу. Выделите окончания.

Самопроверка. Поставьте оценку за выполненную работу в путевой лист.

Словосочетание

Род.п.

Дат.п.

Предл.п.

Великий мудрец

Великого мудреца

Великому мудрецу

Великом мудреце

Красивая бабочка

Красивой бабочки

Красивой бабочке

Красивой бабочке


VII. Подведение итогов

- Наш урок подходит к концу. Обратимся к тексту притчи. Как вы думаете, какое слово ключевое в этом произведении? Давайте подсчитаем, сколько раз встречаются однокоренные слова к слову мудрость? (9)

- Какого человека мы называем мудрым?

- В чем же заключалась мудрость великого мудреца? Почему не мог ответить иначе?

Сотворчество «Машина времени»

- Притча существует уже несколько веков, а мы живем в 21 веке. Как вы думаете, почему она актуальна до сих пор? Какова идея притчи?

-Можем ли мы употребить фразу мудреца относительно нашего урока?

У нас с вами была отсроченная загадка. Мы ее выполнили.

- Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты?

- Как эта притча помогла нам в осуществлении цели урока? (Мы повторили имя прилагательное)

- Для чего нам необходимо исследовать слово как часть речи? (Уметь грамотно писать, иметь представление о роли прилагательных в речи и уметь их правильно употреблять)


VIII. Домашнее задание: Диагностическая работа (1 вариант – с. 54-57; 2 вариант – с. 57 – 60)


IХ. Рефлексия

Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке:

  • Что для меня самым полезным было на уроке?

  • Что для меня на уроке было самым интересным?

  • Что на уроке для меня было трудным?

  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Наш урок подошёл к концу. Вы активно поработали. А сейчас я предлагаю вам отразить настроение от сегодняшнего урока. У вас на партах лежат бабочки. Выберите ту, которая соответствует вашему сегодняшнему настрою:

Красная бабочка – многое на уроке не понял

Желтая бабочка – понял, но есть вопрос по теме урока

Зеленая бабочка – все понятно, вопросов нет
























ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ

ФИ учащегося_____________________________

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на зеленый луг, поймал красивую бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в рyках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»

  1. Характеристика

    мудрец

    завистник

    бабочка

    ___________________

    ____________________

    ____________________

    ____________________

    ____________________

    ____________________

    ____________________

    ____________________

    ____________________




  2. Вопросы:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите последовательность событий в притче. Расставьте порядковые номера.

    ____Поймал завистник бабочку и пошел к мудрецу.

    ____Один человек завидовал известности мудреца.

    ____Мудрец своим ответом удивил завистника.

    ____Слава о мудреце, жившем в старинном городе, распространилась далеко.

    ____Решил завистник показать всем, кто самый умный


  2. Лепидоптерология -________________________________________________________________

  3. Прилагательные:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Работа в группе

    План

    Разбор











  5. Заполните таблицу:

    Полная форма прилагательного

    Краткая форма имени прилагательного



    (м.р., ед.ч.)

    (ж.р., ед.ч.)

    старинный



    великий



    родной



    зеленый



    красивый



    живая



    мертвая



  6. Слова, соответствующие правилу _______________________________________________________________________________________________

  7. Заполните таблицу. Выделите окончания

Словосочетание

Род.п.

Дат.п.

Предл.п.

Великий мудрец





Красивая бабочка






  1. Идея притчи: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!