СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Электризация тел. Два рода заряда»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме «Электризация тел. Два рода заряда» в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Электризация тел. Два рода заряда»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочнеская средняя общеобразовательная школа

Татарского района






«Учебно - методическое пособие для учебного занятия по физике в 8 классе по теме «Электризация тел. Два рода заряда»




в рамках Х районного творческого конкурса педагогических идей «ИнфоШкола-2018»



Номинация конкурса «Мультимедийное дидактическое пособие»







Самойлова Елена Владимировна,

учитель физики











2018

Разработка урока по физике по теме «Электризация тел. Два рода заряда»

Базовый учебник: Перышкин А.В., Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

Место в общей структуре курса: четверть 2, раздел «Электрические и магнитные явления», урок № 1 в разделе.

Предмет: физика

Тема урока: Электризация тел. Два рода заряда.

Класс: 8.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная и групповая.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о явлении электризации, существованию двух родов зарядов.

Задачи:

Обучающие

  • познакомить учащихся с явлением электризации тел, доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.

Развивающие

  • формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры электризации тел в технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

  • формировать культуру постановки опыта;

  • способствовать развитию критического мышления.

Воспитательные

  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к оборудованию кабинета;

  • развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, дисциплинированности.


Формирование УУД:

Личностные:

  • ценностно-смысловая ориентация, самоопределение;

  • формирование личностного отношения к предмету, к окружающим, к самому себе;

  • формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия.

Познавательные:

  • формирование личностного отношения к предмету, к окружающим к самому себе;

  • самостоятельное выделение и формирование учебной цели;

  • структурирование знаний, информационный поиск;

  • анализ, сравнение, выдвижение гипотез;

  • изменять, творчески переделывать;

Регулятивные:

  • целеполагание, планирование;

  • алгоритмизация, прогнозирование;

  • самоконтроль, коррекция, самооценка, волевая саморегуляция;

  • анализировать собственную работу;

  • находить ошибки, устанавливать их причину;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества;

  • согласование действий с партнером, постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; построение речевых высказываний;

  • лидерство и согласование действий с партнерами, управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи;

  • уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.



Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; расческа, линейка, воздушный шар, кусочки меха, шелка и резины; эбонитовая и стеклянна палочки, султанчики.

Ход урока

Этапы урока

(время)


Деятельность учителя

Деятельность

учеников


Организационный момент:


- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

- Тогда вперед!


Ученики приветствуют учителя


Да


Готовят рабочее место


Изучение нового материала

Постановка проблемного вопроса









Постановка темы урока

Постановка цели и задач урока

- Наш урок я хочу начать с просмотра небольшого фрагмента «Ералаш» (демонстрирую видеофрагмент «Короткое замыкание»).

- Правду говорят: “Гром не грянет — мужик не перекрестится”. А какой же гром без молнии? Сколько же миллионов раз должна сверкнуть молния, чтобы мужик наконец-то задумался: а что же это такое?

- Подумайте и скажите что общего между этими двумя ситуациями?

- Правильно.

- Слова «Электричество, Электризация» довольно прочно вошло в нашу жизнь. Данная тема, несомненно, интересна и увлекательна.

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте свои тетради, запишите число и тему урока: «Электризация тел. Два рода заряда»

- Давайте подумаем, что мы должны изучить на уроке, с чем познакомиться?

Смотрят на экран

Слайд №1









Высказывания и предположения детей.

Электричество, электрические явления.

Слайд № 2

Дети высказывают свои гипотезы.

Открывают тетради и записывают число и тему урока.

Дети формулируют цель и задачи урока.





















































Введения понятия «электризация»



Здоровье сберегающий этап

















Два рода электрических зарядов










Закрепление





Рефлексия








Домашнее задание


- Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт в конце 16 начала 17 века выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.

Давайте проверим, действительно ли могут электризоваться разные тела.

- 1 группа: Возьмите в руки расчески и потрите их о волосы. После этого поднесите к листочкам бумаги. Что вы наблюдаете?

- 2 группа: Возьмите линейку, лежащую на столе, потрите ее о бумагу, поднесите к мелким листочкам.

- 3 группа: Надуйте шарики, лежащие у вас на столе, потрите их о полиэтилен, поднесите к новогодней мишуре.

Что вы наблюдаете?

 - Демонстрации.  А сейчас возьмем эбонитовую палочку и натрем о мех, она притягивает к себе листочки султана. Стеклянная палочка, потертая о шелк, притягивает листочки бумаги.

-  Эбонитовая палочка потертая о мех притягивает к себе струю воды. (по рисунку в учебнике стр.  75 рис. 30)

-  Из всех этих опытов давайте сделаем выводы и запишем в тетрадь.

1. Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества.

2.Электризация – явления,  в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела.

3. В электризации участвуют два тела.

- Продолжим наши опыты.

Демонстрация.  Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем ее к листочкам бумаги. Листочки притягиваются. Поднесем мех. Листочки притягиваются.

- Возьмите линейку и потрите ее резину. Поднесите линейку к листочкам. Поднесите резину к листочкам.

- Делаем еще один вывод.

4. Электризуются оба тела.

Итак, мы уже с вами знаем, что такое электризация.

- Давайте, попробуем сформулировать данное определение.

Электризация – это сообщение телу электрического заряда различными способами.

- А сейчас немного отдохнем. (проводится физминутка)

- Демонстрация. Продолжаем работу.  А сейчас наэлектризуем эбонитовую палочку о резину и поднесем к полиэтиленовой полоске. Как они взаимодействуют? Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем к полоске. Как они взаимодействуют?

- Таким образом, наэлектризованные тела могут либо притягиваться, либо отталкиваться. Чем может вызвано такое различие во взаимодействии?

-  На основании проделанных опытов можно заключить, что любое тело содержит два рода электрических зарядов.

- Представление о видах заряда, было введено в 1747 году американским ученым Бенджамином Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным.

Два рода заряда

        Отрицательный                                Положительный

         (эбонит о мех)                                   (стекло о шелк)          

 -  Мы уже узнали, что существует два рода заряда, положительный и отрицательный. Выясним, как они взаимодействуют.

Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Получим отрицательный заряд, сообщим его султану. Зарядим стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к султанам. Султан будет притягиваться к палочке. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех, поднесем к султану. Листочки султана оттолкнуться.

Делаем вывод и записываем в тетрадь:

- заряды одного знака отталкиваются

- заряды разного знака притягиваются.  

 - А теперь давайте проверим,  что вы усвоили о взаимодействии заряженных тел.

Ответьте на вопросы теста (см. приложение №1)

- А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверим правильные ответы. Внимание на экран.



Нарисуйте свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение…

  • на большом пальце, что было важным и интересным;

  • на указательном – что я научился делать;

  • на среднем – с чем надо разобраться;

  • на безымянном – что я вообще не понял;

  • на мизинце, как самом маленьком, - чего мне не хватило.


Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Параграф 25, вопросы 1-4. Упр. 18 (№ 1 и 2).

Дополнительное задание:

Выполнить задание в сборнике № 1169, 1171.











Слайд № 3

Выполняют задания.

Наблюдаем явление электризации.









Явление электризации.

Наблюдают за опытами.













Слайд № 4

Высказывают предположения и записывают в тетрадь.








Выполняют опыты.



Записывают вывод в тетрадь


Слайд № 5

Высказывают предположения и проверяют на слайде.

Слайд № 6

Наблюдают, пытаются предположить причину














Слайд № 7


Делают записи в тетради










Слайд № 8

Выдвигают предположения и делают записи в тетради.



Выполняют тестовые задания

Обмениваются тетрадями и проверяют Слайд № 9, 10

Слайд № 11








Слайд № 12

Записывают домашнее задание











Приложение №1

Тест.



1.Тело, которое наэлектризовано …

а) нагревается

б) охлаждается

в) приходит в движение

г) притягивает к себе другие тела

2. Электрические заряды бывают…

а) положительными.

б) отрицательными.

в) положительными и отрицательными

г) разными.

3. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

а) положительно;

в) отрицательно

г) не заряжено.

4. Какой заряд получает стеклянная палочка, потёртая о шёлк?

а) не получает заряд

б) отрицательный

в) положительный

 

















Список используемых источников

  1. Перышкин А.В. Физика 8 класс.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. Дрофа 2015 г.

  2. Лукашик В.И. Сборник задач физика 7-9 класс. Пособие для учащихся для общеобразовательных учреждений. М.-Просвещение 2014 г.

  3. https://www.youtube.com/watch?v=ocjfQNbT2Qo

  4. https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

  5. http://www.birmaga.ru/dostc/Учебное+пособие+по+физике+%285-6+класс%29c/139303_html_451cae2.gif

  6. http://открытыйурок.рф/статьи/563431/img1.gif





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!