СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Древняя Спарта"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Древняя Спарта"»

Разработка урока по теме «Древняя Спарта»

Конспект урока «Древняя Спарта»



Цели урока: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, сравнивать общественный и государственный строй государств, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте, изучить особенности спартанского образа жизни..

Задачи урока:

Для достижения цели были определены следующие задачи:

Образовательные:

1. определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;

2. сформировать понятие «илоты», «лаконичная речь», «Народное собрание», «Совет старейшин», «царь», представления о спартанском воспитании, образе жизни спартанцев, сравнить особенности развития Афинского и Спартанского государств, обобщить и систематизировать полученные знания .

2. Развивающие: развивать познавательные умения, аналитическое, критическое мышление, умение работать индивидуально и в сотрудничестве.

3. Воспитательные:

 воспитывать толерантность, уважительное отношение к социальным нормам и образу жизни других народов, развивать правовое сознание обучающихся, активную гражданскую позицию, негативное отношение к несправедливости.

 воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям, уважительное отношения к мнению окружающих, развивать требовательность к работе своей и других.


Планируемы результаты:

Предметные результаты:

- Знание и умение давать определение понятиям «илоты», «лаконичная речь», «Народное собрание», «Совет старейшин», «царь», «детский способ голосования», «спартанское воспитание».

- Умение работать с картой, определять местонахождение Древней Спарты, основные географические области заселения спартанцев.

- Умение сравнивать и отличать образ жизни,способы управления, воспитания детей в Древней Спарте и других греческих полисах.

Метапредметные результаты:

-Умение осуществлятьпоиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез – составление целого из частей.

- Умение работать индивидуально и в сотрудничестве (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

- Развитие критического мышления.

Личностные результаты:

- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- Умение проявлять уважительное отношение к мнению окружающих.

- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся

Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point

Методы и приёмы: комбинированный , беседа, элемент театрализации, фронтальный опрос, работа в тетради.

Оборудование урока: компьютер, экран, карта, атласы по истории древнего мира, карточки с основными терминами, а также с отрывками произведений из хрестоматии по истории древней Греции, тесты.

Основные термины и понятия урока: спартанцы (спартиаты), илоты, царь (архагет), Совет Старейшин, Лаконика.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель:«Добрый день дорогие ребята. Выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, начнем наш урок.

2. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. Давайте вспомним материал прошлого урока

Фронтальный опрос. Работа с картой.

1.Где находится область Аттика. Покажите на карте. ( в Средней Греции, ее главным городом был город Афины.

2. Что такое полис? Какие черты отличают его?

3. С каким из полисов вы уже знакомы ? ( Афины.)

4. Чем был недоволен народ?

6. Что послужило причиной того, что к власти пришел Солон?

7. И как изменились права демоса?

8. Определите, кто из деятелей Афинского государства мог бы сказать о себе такие слова:

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить?

3. Постановка учебной задачи

Учитель: Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Греции было много. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государствоЧто нам нужно изучить?

Ответы учеников: Древнюю Спарту.

Тема урока «Древняя Спарта»





Географическое положение



Природные условия


население



Древняя Спарта.




Образ жизни и культура.

Занятие жителей




Учитель: перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда мы начинаем изучение нового государства?

Ученики отвечают, что необходимо познакомиться с его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой. И так какова будет цель нашего урока. Что мы должны выяснить.

Цель урока:выяснить географическое положение , природные особенности, занятие населения, государственную власть и образ жизни.

Учитель: хорошо. Кроме того, мы сравним Спарту с Афинами: чем же отличаются эти два полиса друг от друга, для этого в ходе урока продолжим с вами заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты. Колонка Афины у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте.

Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте?

Ученики отвечают. В Спарте детей сбрасывали с обрыва

Учитель: Да. А почему? Ученики дают разные ответы. Учитель подводит итог: Вот это и многое другое мы с вами и попытаемся выяснить.

План урока:

1) Географическое положение Спартанского государства.

2) Спартанцы и илоты.

3) Управление Спартой.

4) Спартанское воспитание.



Учитель корректирует и выводит на экран слайд с планом урока



4. Усвоение новых знаний

1) Географическое положение Спартанского государства.

Учитель: Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Пришедшие с севера греческие племена постепенно подчинили себе области Мессению и Лаконику. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.



  1. Спартанцы и илоты.

Чтобы понять, как жили спартанцы, необходимо познакомиться с природными условиями Спарты. Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. Гаваней, удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами.

- Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством. У них не были развиты ни наука, ни искусство.

Работа с историческим источником.

Чтобы узнать, какое занятие у спартанцев было самым главным, поработайте с историческим источником.



Работа с историческим документом

«Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты»

Какое занятие у спартанцев было самым главным?



Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

  1. Задание: прочитать п.1 § 31 с.147

б) Выяснить:

- кого называли илотами?

- какие обязанности существовали у илотов?

- как обращались с илотами спартанцы

1. Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.

2. Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов

3. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству.



Что мы из сказанного можем занести в таблицу ?

Линии сравнения.

Афины

Спарта

Население

Рабы(чужеземцы) и свободные (аристократы и демос)

Рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы

Занятия

Садоводство, мореплавание, виноградарство, скотоводство, ремесло и торговля.

Земледелие (илоты) и война (спартанцы)

Управление

Закладываются основы демократии.

Власть немногих (спартанцев).









Работа с иллюстрацией учебника



Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою. Рис. На стр 147 Спартанский воин. 

Ученик описывает, как выглядит спартанец и строит свои догадки почему он так одет: шлем, щит, копье, короткий меч, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса.

Историческая задача.

Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему? спартанцы носили во время войны красную одежду. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем.

Учащиеся выдвигают свои версии.

во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

Учащиеся анализируют тексты задач и отвечают на поставленные вопросы.

  1. Управление в Спарте.



Во главе государства стояли два царя – полководца из разных родов и Совет из 28 старейшин. В совет входили граждане не моложе 60 лет, они участвовали на заседаниях пожизненно. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, ведало объявлением войны, заключением мира. Однако выступать на Народном собрании имели право только старейшины, остальные криком голосовали за сделанные ими предложения или против них. Власть царей была невелика: они входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю. Они командовали войском и передавали свою власть по наследству. Совет старейшин обладал огромной бесконтрольной властью, решал все важные вопросы.

Главной задачей государства было держать в повиновении илотов.



Учитель:  Управление в этом полисе находилось в руках немногих. А в Афинах, вспомните какие произошли перемены в управлении Афинами при Солоне. ( архонтом мог стать не только знатный человек, достаточно было обладать богатством, все свободные афиняне участвовали на народном собрании, выбирали судей, теперь и бедняк мог стать судьей) Таким образом, законы Солона заложили в Афинах основы демократии. Демократия по гречески означает власть демоса.

Государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие).



внести новые полученные данные в таблицу и записать определение в тетрадь.

-Давайте подведем итог проделанной работе. Сравнили ли мы Афины со Спартой, выявили отличия?

Вывод.

Среди 500 полисов Греции лишь 2 были центрами страны: Афины и Спарта. Они были прямыми противоположностями. У них было разное управление и образ жизни.



Проведение физкультминутки

Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Я буду называть имена и понятия. Если то, что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши.

Будьте внимательны!

Пирамида, демократия, Хаммураппи, Солон, каста,демос,папирус, Афина.

Молодцы!!!!! Присаживайтесь.



4) Воспитание спартанцев.

А сейчас предлагаю вам познакомиться со спартанским воспитанием. ( сценка «Воспитание в Спарте»)





СЦЕНКА «Воспитание в Спарте»


Автор: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы, что получило название лаконичная речь по названию области Лакония. Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой.

Спартанец: я должен отнести наших близнецов к старейшинам.

Спартанка: Как уже, ведь они лишь 2 дня как появились на свет, неужели тебе их не жаль?

Спартанец: Ты же знаешь, что от меня ничего не зависит. Уходят.

Автор: Старейшины тщательно осмотрели обоих малышей и вынесли свое решение. Первого мальчика признали здоровым и сохранили ему жизнь, сказав, что из него вырастет хороший воин. А второго мальчика призвали хилым, нашли на его теле какие-то непонятные пятна и вынесли решение сбросить его в пропасть.

Автор: прошло 7 лет

Спартанка завтра нашему сыну исполняется 7 лет, последнего мальчика отберут у нас и он начнет свою жизнь, будет находиться при отряде, не мы, а государство будет его воспитывать

Спартанец: ну и что он не один такой все мальчики проходят через это, все мальчики так растут отдельно от родителей. Детей обучают стойко переносить неудобства и лишения: пусть сейчас они бегают полуголыми и необутыми, спят на подстилках, которые сами себе готовят, ломая голыми руками тростник, мало едят, сами учатся доставать себе пищу, но это их закалит и сделает сильными воинами

Спартанка: но ему не будет хватать еды и он, как и другие будет красть ее в чужих огородах, кладовых и даже в храмах. А если он попадется, его изобьют плетью, а вдруг…. Я не перенесу еще одну потерю

Спартанец: наказывают не за то, что украл, а зато, что неумело своровал и попался. Наш сын умен и хитер, он никогда не попадется, не опозорится сам и нас не опозорит, будет хорошим воином – настоящим спартанцем.



- Кто нес большую ответственность за воспитание? родители или государство?

- Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

- С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

- Почему питание мальчиков было скудным?

- Какой должна быть речь спартанцев?



Сделайте вывод, для чего нужна была такая система воспитания? Что вам в ней нравится?

почему спартанцам была необходима отлично организованная армия и в чем заключалась цель спартанского воспитания?

- илотов много, а спартанцев по количеству мало, армия нужна, чтобы защитить жизнь, имущество;

- защитить независимость государства;

- чтобы удерживать местное население под контролем

  1. Закрепление знаний.

Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.

Задание.

В Спарту пришли послы с острова Самоса -просить помощи. Они произнесли длинную и красивую речь. Спартанцы сказали: «Дослушав до конца, мы забыли начало, а забыв начало мы не поняли конца». Самосцы оказались догадливы. На следующий день они пришли в собрание с пустым мешком и сказали только четыре слова: « Мешок есть, муки нет». Спартанцы их пожурили – достаточно было двух слов: «муки нет», - но были довольны такой сообразительностью и обещали помочь.

Как называлась та речь, которую ценили спартанцы.

Задание.

Найдите лишнее.

Спартанские мальчики:

а)упорно занимались грамотой и письмом; б) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников; в)славились умением стойко переносить лишения и трудности; г)занимались спортом; д) состязались в красноречии.



Где бы вам больше хотелось жить в Спарте или в Афинах? Почему?


Дом. Задание. П 31 стр.147-150. Подумайте.



6. Рефлексия

Учитель предлагает ответить на вопросы:

-  сегодня я узнал…было интересно…я научился…меня удивило…мне захотелось

. Рефлексия

- На столах перед вами два кораблика (Приложение 3). Если вы сегодня все поняли и в течение урока остались на плаву, поднимите плывущий кораблик. Если что-то было не понятно и ваш кораблик тонул, поднимите тонущий корабль.

- Мне с вами было комфортно и приятно работать, я весь урок “оставалась на плаву”! Спасибо за урок.











































Самоанализ урока истории.

Данный урок является восьмым в разделе «Древняя Греция»

Согласно типологии уроков - это комбинированный урок, поскольку объединяет основы обучения: проверку изученного, создание проблемной ситуации, планирование деятельности, поиск решения проблемы, осмысление и диагностику результатов урока. Выбранный тип урока соответствует заявленной цели.

Вся структура урока и арсенал используемых методов и педагогических приёмов были подобраны для реализации выдвинутых цели и задач.

Исходя из типа урока я выбрала формы: фронтальную, индивидуальную, работу в парах, игровую. Эти формы работы позволили учесть индивидуальные особенности учащихся (личностно ориентированное обучение). Фронтальная форма работы позволила охватить весь класс и держать внимание каждого ученика, работа в парах позволила формировать коммуникативные умения, игровая форма позволила заинтересовать учащихся. Исходя из форм работы, я на уроке использовала методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Вводно-мотивационный этап.

 История Древней Спарты изучается после знакомства с историей Афинского полиса, поэтому я опиралась на знания учеников, полученных на предыдущих уроках . Организовала фронтальный опрос. После мы поставили учебную задачу, вместе вывели цель урока.

Операционно-содержательный этап.

Выяснили географическое положение, поработали на карте.

Далее обратила внимание учащихся на письменный источник, используя технологию критического мышления, поставила перед учащимися цель: прочитать и выделить новые для них сведения о Спарте. Коммуникативные УУД:

1) находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

2)оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

  Для обобщения информации и наглядности использовала заполнение таблицы и составление кластера, что позволяет систематизировать полученную информацию .

При знакомстве учащихся с категориями населения Спарты я использовала работу в парах, что позволило разнообразить виды деятельности и продолжить формирование коммуникативных навыков.

Далее мы работали с иллюстрацией учебника, учащиеся решали историческую задачу. На данном уроке реализовались следующие УУД.

Предметные УУД:

1)открытие знаний о древней Спарте: образе жизни спартанцев, спартанском воспитании;

Познавательные УДД:

1)составлять схему

2)высказывать предположения и аргументы

3)воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Регулятивные УУД:

1)удерживать цель деятельности до получения ее результата

Коммуникативные УУД:

1) находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

2)оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

Личностные УУД:

1)проявлять уважение к ценностям культур других народов

2)выражать положительное отношение к процессу познания.

3)оценивать собственную учебную деятельность

На уроке использовались элементы театрализации, что позволило экономить время на уроке, чтобы учащиеся учились улавливать информацию на слух.

 Работа с заполнением схемы предполагала развитие аналитического мышления. Логическим завершением нашей деятельности на данном этапе урока явилось обращение к кластеру, составленному по ходу урока.

Рефлесия.

Работа с текстом. Учащиеся с данным заданием справились.

План урока выдержан. Структура урока соблюдена.

На всех этапах урока время было распределено рационально. Использовалось оборудование: компьютер, демонстрационный экран. Говоря о дидактических целях: урок способствовал формированию компетентности в сфере познавательной деятельности, формированию навыков самостоятельной работы. В практической деятельности и повседневной жизни приобретенные знания и умения будут способствовать формированию способности сопоставлять и сравнивать, соотносить и анализировать, делать выводы. Получение опыта познавательной и практической деятельности на уроке будет способствовать развитию кругозора, культуры общения.

 Считаю, что на уроке все цели и задачи были реализованы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!